Программа «Музей. Музыка. Дети», инициированная Федеральным агентством по культуре и кинематографии, разработанная и финансируемая Фондом Б. Н. Ельцина, реализуется Союзом музеев России и региональными музеями в творческом содружестве специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея и . музыкальных коллективов Москвы и других регионов России.
Живопись и музыка относятся к ведущим видам художественно-познавательной деятельности человека. Они требуют взаимодействия его воображения, переживания, мышления, памяти и способности к общению, рождающей необходимость собственного творчества и желание поделиться достигнутым с другими людьми. Тем самым, объединяясь в пространстве музея, живопись и музыка способствуют не только постижению эмоционального и интеллектуального аспектов жизни человека, но и умению слышать себя и других, что помогают насытить жизнь смыслами.
Социокультурная значимость проекта определяется ориентацией всех его составляющих на детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, что отвечает историческим традициям российского общества. Воскрешая эти традиции сегодня, организаторы проекта видят в искусстве могучее средство воспитания любви к Отечеству, толерантности, уважения к творческому потенциалу человека – качеств, необходимых для формирования полноценной личности россиянина XXI века.
Российские музеи обладают великолепными коллекциями как отечественного, так и зарубежного искусства, в которых основное место занимает живопись. Эпизодические, или в рамках специальных циклов, концерты в музейных залах не являются редкостью. Однако, чаще всего они носят формальный характер и практически не учитывают возрастную и иную специфику аудитории. Депривированные группы детей не являются постоянными участниками подобных мероприятий по целому ряду причин (удаленность от музея, отсутствие интереса у администрации образовательных учреждений, отсутствие соответствующего опыта у музеев и т. д.), Среди причин назовем и жесткую ориентированность подростков на музыкальную продукцию массового потребления.
Включение воспитанников детских домов и детей из малообеспеченных семей в постижение классического искусства требует от музейных сотрудников определенных усилий в пропедевтической подготовке аудитории к восприятию живописи и музыки в музейном пространстве. Ее содержанием должно стать постижение языковых средств живописи и музыки. Именно эта направленность поможет, в дальнейшем, организовать продуктивную работу по полихудожественному развитию детско-юношеской аудитории.
Реализация Программы предусматривает следующие мероприятия:
- Выбор музеев в регионах Российской Федерации, которые будут участниками программы
- Выбор музыкальных коллективов для участия в программе
- Создание и поддержка сайта программы
- Разработка методических рекомендаций для музейных педагогов по проведению занятий с детьми-участниками программы
- Проведение конкурса работ участников программы
- Приобретение необходимого оборудования для детских центров региональных музеев-участников программы
- Организация поезди победителей региональных конкурсов в Москву или Санкт-Петербург
- Разработка плана работы с участниками программы в региональных музеях
- Подготовка и издание буклета по итогам ежегодной реализации программы.
Программа состоит из региональных проектов, количество которых определяется ежегодно.
Выбор и сроки проведения программы в регионах осуществляется Фондом Б.Н. Ельцина по согласованию с Союзом музеев России и Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
Условия реализации проекта в регионе:
- наличие музея, имеющего детские центры, специальные программы по работе с детской аудиторией и подготовленных музейных педагогов, соответствующую художественную коллекцию;
- создание необходимых условий для осуществления проекта в музее;
- наличие заинтересованности у руководителей детских домов и иных учреждений в осуществлении проекта
В каждом регионе именно музей становится тем учреждением, которое выполняет функции основного организатора 1 и 2 этапа проекта. Союз музеев России берет на себя обязанности по координации каждого проекта в целом и поездки победителей конкурса в Москву или Санкт-Петербург. (по отдельному плану).
Этапы реализации программы в регионе:
1-й этап включает в себя следующие мероприятия:
Отбор художественных и музыкальных произведений, используемых при реализации программы
Подбор участников программы среди воспитанников детских домов и детей из малообеспеченных семей, проживающих в малых городах области
Организация проезда и питания участников программы
Анонсирование программы в региональных СМИ, подготовка материалов для сайта программы и пресс-конференции
Проведение методического занятия с музейными педагогами, участвующими в проекте, сотрудником Центра ГРМ
Разработка анкет и проведение анкетирования участников программы
Изготовление сувенирной и сопутствующей продукции для участников программы (папки, ручки, значки и др.)
2-й этап
Получение работ для участия в конкурсе
Определение состава жюри конкурса
Определение победителей конкурса на заседании жюри
Организация приезда и питания участников конкурса
Проведение встречи участников конкурса, подведение итогов и награждение победителей (по отдельному плану)
Приобретение необходимого оборудования по заявке музея для детского музейного центра
Размещение работ победителей конкурса на сайте программы
3-й этап
Организация отправки победителей конкурса в Санкт-Петербург или Москву
Организация ознакомительной поездки в победителей конкурса в регионах «Музей. Музыка. Дети» в Санкт-Петербург или Москву
4-этап
Анализ эффективности реализации 1 и 2-го этапов программы
Разработка цикла занятий с участниками программы в региональном музее с привлечением различных партнеров
Организация и проведение цикла занятий с воспитанниками детских домов и малообеспеченных семей районных центров региона.