| |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о применении музеями требований статьи 18.1 Закона «О рекламе» о единой системе учета всей интернет-рекламы
I
С 1 сентября 2023 г. в России вступила в силу статья 18.1 Федерального закона «О рекламе» о единой системе учета всей интернет-рекламы. С этой даты участники рынка, которые определены в законе как «рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем», обязаны будут передавать в единую систему учета сведения о рекламных кампаниях в интернете, в том числе параметры аудитории и данные о стоимости.
В соответствии с частью 6 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» «реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы».
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор.
Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы и учета информации о такой рекламе.
В октябре 2022 г. Роскомнадзор утвердил список из семи операторов рекламных данных (ОРД), которые сейчас осуществляют учет рекламы и присваивают ей идентификаторы, а после размещения передают сведения о рекламе и цепочке ее распространения в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Введение законом указанных требований вызвало многочисленные вопросы у музеев в части применения норм статьи 18.1. Федерального закона от 13.06.2006 г. (ред. от 28.04.2023) «О рекламе» в отношении информации, размещаемой музеями в сети «Интернет».
В особенности в отношении так называемой «саморекламы» - размещения музеями в сети «Интернет» материалов о выставках, экспозициях, проводимых музеями мероприятиях, условиях оказания музеями различных услуг посетителям, упоминания спонсоров, оказывающих поддержку в деятельности музеев.
Музеи выражают обеспокоенность тем, что распространение установленных статьей 18.1 Федерального закона «О рекламе» требований на размещение музеями в сети «Интернет» информации о проводимых музеями «зрелищных мероприятиях» (включая экспозиции, выставки, театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, местах, датах их проведения, ценах и условиях их проведения), как на рекламу, повлечет за собой значительное увеличение дополнительной работы для сотрудников музеев и дополнительных расходов.
Сложившаяся ситуация требует исключения правовой неопределенности и недопущения произвольных толкований требований статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ней подзаконных нормативных актов для музеев.
II
Анализ и сопоставление норм Федерального закона «О рекламе» с нормами, установленными «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 29.05.2023) и Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», позволяют установить следующее.
2.1. Частью второй статьи 2 Федерального закона «О рекламе» установлены случаи, на которые не распространяется указанный Федеральный закон, в том числе и его статья 18.1. В их числе:
информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
справочно-информационные и аналитические материалы.
2.2. Согласно статье 4 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», указанные Основы регулируют культурную деятельность в таких областях, как выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; музейное дело; иной деятельности, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
Статьей 36.2.«Основ законодательства Российской Федерации о культуре» определена информация, в отношении которой организации культуры обеспечивают открытость и доступность, то есть ее обязательное «раскрытие или распространение либо доведение до потребителя».
К такой информации законом отнесены, в том числе:
виды предоставляемых услуг организацией культуры;
информация, которая размещается, опубликовывается по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная информация размещается на официальных сайтах организаций культуры в сети «Интернет».
Статьей 36.2. Основ законодательства Российской Федерации о культуре» установлено обязательное размещение музеями на своих официальных сайтах в сети «Интернет» информации, в частности:
об установленных музеями ценах на билеты, абонементы и экскурсионные путевки на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе на публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.
о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок на зрелищные мероприятия, о других лицах, которым уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок на зрелищные мероприятия;
о зрелищных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в случае реализации музеями именных билетов, именных абонементов, именных экскурсионных путевок;
о предусматривающих особые условия приобретения билетов, абонементов, экскурсионных путевок (в том числе льготы, скидки) на проводимые музеями зрелищные мероприятия специальных программах и акциях.
2.3. Статьей 3 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» установлено, что«музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
При этом публикация определена, как «одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статьей 27 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) публикация музейных предметов и музейных коллекций признается одной из пяти целей создания музеев в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.1. Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства культуры РФ от 15.01.2019 г. № 17 на основании статьи 5 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», доступ граждан к музейным предметам, включенным в состав Музейного фонда и находящимся в государственных или негосударственных музеях, обеспечивается посредством:
представления музейных предметов путем публичного показа в экспозициях и на выставках;
воспроизведения изображений музейных предметов в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей;
размещения изображений музейных предметов и информации о них в сети «Интернет»,
использования музейных предметов при проведении просветительных, культурно-массовых и образовательных мероприятий;
публикации результатов научно-исследовательских работ, проведенных в отношении музейных предметов.
Последовательный анализ норм Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и изданных в соответствии с ним подзаконных актов показывает, что публикация музейных предметов и музейных коллекций во всех видах представления обществу является обязанностью музеев и никак не определяется рекламным рынком.
2.4. В соответствии с частью второй статьи 2 Федерального закона «О рекламе» размещаемая в сети «Интернет» и являющаяся обязательной к размещению в соответствии с законом информация о проводимых музеями «зрелищных мероприятиях», включая экспозиции, выставки, театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, местах, датах их проведения, ценах и условиях их проведения, не подпадает под действие Федерального закона «О рекламе», в том числе, и вступившей в силу с 01.09.2023 г. статьи 18.1.
2.5. У многих музеев возникли вопросы о возможности признания рекламой простого указания организаций и лиц, оказавших спонсорскую помощь музеям в подготовке и проведении различных предусмотренных законом мероприятий.
Информация о партнерах (спонсорах), даже с изображением их товарных знаков, не является рекламой. Но при условии, что такая информация:
размещена на специальной вкладке, посвященной описанию партнеров;
не формирует интерес к партнерам и не направлена на продвижение их товаров или услуг;
носит только справочно-информационный характер.
III
Оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или к информации, не являющейся рекламой, осуществляется Федеральной антимонопольной службой (в том числе, ее территориальными подразделениями) в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.
Представляется целесообразным принять во внимание разъяснения Федеральной антимонопольной службы по запросу Государственного исторического музея. ФАС разъясняет, что «не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой размещенная на таких ресурсах информация (в том числе новости) о хозяйственной деятельности компании акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются».
Также ФАС указывает, что «само по себе упоминание наименования компании-спонсора или партнера мероприятия, содержащееся на официальном сайте музея или официальных страницах музея в социальных сетях аудиовизуальном произведении (в том числе, представляющем собой онлайн-трансляцию), выполненное с использованием выражений «проект реализован при поддержке» (наименование хозяйствующего субъекта, «Спонсор мероприятия» (наименование хозяйствующего субъекта) и т.п. само по себе не позволяет отнести такую информацию к рекламе».
Руководитель юридической службы
Союза музеев России С.С. Жамкочьян