
![]() |
| | ![]() |
Постановление
Президиума Союза музеев России
от 17 февраля 2022 г.
О проекте Указа Президента РФ «Об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Президиум Союза музеев России обсудил вынесенный Министерством культуры РФ на общественное обсуждение проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и сам текст «Основ…» (далее – проект Указа) и определил позицию Союза музеев России:
1. Проблемы, на решение которых направлен проект Указа, в существующей геополитической ситуации актуальны, как и необходимость
осуществления государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В то же время, вызывает сомнение то, что их решение возможно на основании наспех переделанных в проект Указа Президента России ранее представленных предложений НИИ природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева по так называемой «корректировке Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808».
Считаем, что подобный проект не должен был разрабатывать институт, носящий имя Д.С. Лихачева.
2. Ряд положений проекта Указа носит декларативный, а зачастую, спорный характер, допускает их неоднозначное и даже произвольное толкование. В первую очередь это касается форм и методов предлагаемого жесткого контроля, наделении предлагаемого проектом Указа надведомственного координационного органа функциями и полномочиями некоего всеобъемлющего контроля и надзора, обобщением всех «иностранных некоммерческих организаций» как носителей деструктивной идеологии и угроз национальным духовно-нравственным ценностям народов России. Тем самым создается правовая неопределенность, возможность существенных искажений и эксцессов при применении положений проекта Указа на практике.
3. Реализация указанных в проекте Указа целей и задач представляется невозможной без организации и поддержки диалога культур, а не только противодействия деструктивной идеологии.
4. Сопоставление утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 действующих «Основ государственной культурной политики» с проектом Указа показывает, что проект Указа в значительной степени дублирует положения и оценки ситуации с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Вызывает обоснованные сомнения целесообразность существования двух Основ государственной политики, регулирующих одни и те же сферы деятельности.
5. Проект Указа фактически представляет из себя не Основы государственной политики, а некую программу деятельности на несколько лет в области именно сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, и прежде всего, порядка ее бюджетного финансирования. Сам проект Указа определяет себя как «межотраслевой документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности России в части, относящейся к защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и вряд ли именно Министерство культуры должно быть ведомством, выносящим этот документ на обсуждение.
6. Представляется возможным, вместо проекта Указа, принятие «Межотраслевой программы стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, в части, относящейся к защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей», не повторяющей откровенных ошибок, двусмысленностей и неопределенностей, содержащихся в проекте Указа.
7. Оскорбления и обвинения, высказанные директором НИИ им. Д.С. Лихачева в адрес деятелей культуры в качестве защиты проекта Указа при его обсуждении, не приемлемы и дискредитируют, к сожалению, возглавляемый им институт, носящий имя Д.С. Лихачева.