| |
Сегодня мы стоим перед реальной возможностью исчезновения музеев, их растворения в диснейлендах с мифическими бизнес-планами.
Мы против национального комплекса неполноценности, выражающегося в пренебрежении наследием, против рейдерства, против финансового унижения, против художественной и исторической неграмотности.
Мы против того, чтобы музеи перестраивать по моделям доморощенного бизнеса и грубых политтехнологий. Напротив, пропаганду и бизнес нужно строить с оглядкой на музейную модель гуманитарного и ответственного действия.
Мы хорошо знаем как нам действовать, у нас учатся многие музеи мира. Мы требуем сохранить право на принятие решений самостоятельно.
Мы за подлинность художественного восприятия, за обучение общества языку культуры, за чувство собственного исторического достоинства,за единое музейное пространство и грамотное обеспечение музейного сотрудничества инфраструктурой и гарантиями, за развитие "цифровых" музеев как особого явления, за право музеев заниматься наукой и образованием.
Для этого мы требуем признать специфику музейной деятельности в российском законодательстве, с учетом стратегических документов, подготовленных российским музейным сообществом.
Музеи выполняют государственную функцию сохранения культурного ДНК нации, они создают культурный продукт,обеспечивающий передачу этого ДНК. От государственного аппарата мы ждем политики поддержки этой высшей миссии музеев. Ее выполнение рождает и вторичные музейные функции, которые иногда принимают за основные - среду для досуга и прибыльного туризма. Грамотно понятые и эти функции могут послужить будущему нации, а не только бизнесу .
Исполнить свою миссию музеи России смогут только в том случае, если государством и обществом будет сделано несколько шагов.
Первый и главный шаг – это полный и безоговорочный отказ числить музеи по разряду культурно-просветительных, досуговых или развлекательно-«креативных» заведений. Музей, по своей природе, это особое, в значительной степени уникальное образование, сочетающее в неразрывном единстве исполнение важнейшей общественной миссии и государственной функции по формированию, сохранению и изучению Музейного фонда страны и осуществление разнообразной просветительской деятельности.
Все – правовой статус, финансирование, оценка эффективности работы, охрана и т.д., - должно строиться, исходя из этой особой природы Музея.
Второй важнейший шаг – это закрепление во всех законодательных актах и в правоприменительной практике органов власти всех уровней принципа целостности, неприкосновенности и неделимости Музейного фонда Российской Федерации, музеефицированных объектов культурного наследия и историко-культурных территорий.
Третий шаг – это принятие государством обязательств по материальному обеспечению существования музеев.
Без строительства современных музейных фондохранилищ, создания соответствующих всем требованиям экспозиционных и выставочных помещений, без технологического переоснащения ни сохранить Музейный фонд, ни «оказывать услуги» музеи не смогут.
Без постоянной поддержки собирательской деятельности музеев мы не сможем донести до потомков свидетельства отечественной истории, творения современных представителей творческих профессий, достижения сегодняшней научной и технической мысли.
Без вложений в музейную науку кусочки огромной исторической головоломки никогда не собрать в целостную картину.
Культура и ее важная часть - музеи, являются критерием качества нации. С этим критерием сегодня, к сожалению, не все в порядке.
Принято на расширенном заседании
Президиума Союза музеев России
15-17 сентября 2012 года
Станица Вёшенская
16 сентября 2012 г.