
Муниципальное автономное учреждение культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств»
Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. История его коллекций восходит к последней четверти XIX века и тесно связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).
УОЛЕ сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого в апреле 1936 года была образована Свердловская картинная галерея (с 1986 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В годы Великой Отечественной войны в картинной галерее разместился филиал Государственного Эрмитажа, деятельность которого оказала огромное влияние на дальнейшее развитие научной и фондовой работы. В последующие годы музейное собрание пополнялось за счет передач произведений из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.
Сегодня музей изобразительных искусств – крупный культурный центр, ведущий активную выставочную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и собирательскую деятельность. Он известен, прежде всего, своими коллекциями, многие из которых имеют мировое значение. Одной из них является уникальное собрание уральского художественного литья XIX – XX веков, центральным экспонатом которого является знаменитый Каслинский чугунный павильон, зарегистрированный в Международном каталоге ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
Большой художественной ценностью обладает собрание русского авангарда 1910 – 1920-х годов, включающее в себя полотна его классиков – К.С. Малевича, В.В. Кандинского, М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, О.В. Розановой, А.В. Куприна, А.С. Родченко и многих других. Данная часть музейной коллекции многократно выставлялась на крупных международных выставках и получила заслуженное признание в России и за рубежом. Значительный интерес представляет раздел западноевропейского искусства XIV – XIX веков. Здесь продемонстрированы произведения итальянских, фламандских, голландских, французских и немецких мастеров. Работы некоторых живописцев, таких как Рутилио Манетти и Франческо Рустичи, являют собой большую редкость и хранятся в единственном музейном собрании России – Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Выразительна и разнообразна по своему составу коллекция русского искусства XVII – начала XX века. Представленные в ней произведения последовательно отражают основные этапы развития отечественного искусства этого периода. Сюда входит иконопись мастеров московской школы и русской провинции XVII – XX веков, где основное внимание уделено произведениям местного уральского письма, так называемой невьянской иконе. Русская живопись XVIII – начала XX века включает в себя картины таких известных художников, как В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, И.Н. Крамской, А.И. Корзухин, Н.А. Ярошенко, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, Б.М. Кустодиев, К.А. Коровин, А.Н. Бенуа, С.Ю. Судейкин, К.Ф. Юон и другие. Существенную часть музейной коллекции составляют произведения отечественных мастеров 1920 – 2000-х годов. Кроме вышеупомянутого собрания русского художественного авангарда начала прошлого века в коллекции представлен социалистический реализм 1930 – 1950-х годов, работы художников-шестидесятников, тематически и стилистически разнообразное искусство последней трети ушедшего столетия, а также творческие поиски современных авторов.
В обширную коллекцию декоративно-прикладного искусства Урала входят камнерезное и гранильное искусство, демонстрирующее изделия известного уральского промысла XVIII – начала XXI века, златоустовское украшенное оружие и гравюра на стали, нижнетагильский расписной поднос, авторская глиняная миниатюра, резная кость, авторское ювелирное искусство признанных мастеров 1970 – 2000-х годов московской, петербургской и уральской школ.
В собрание музея входит беспрецедентная коллекция гравюр в технике меццо-тинто, выполненных современными художниками со всего мира. Эта часть музейного собрания начала формироваться благодаря проведению Екатеринбургским музеем изобразительных искусств Международного фестиваля меццо-тинто, который, начиная с 2011 года, удалось реализовать шесть раз. Музейная коллекция современного меццо-тинто насчитывает около 2000 работ двухсот пятидесяти художников со всего мира, работающих в этой изысканной и чрезвычайно трудоёмкой технике гравюры.
На сегодняшний день в распоряжении музея находятся четыре здания, открытых для посещения. Одно из них расположено по адресу: ул. Воеводина, 5 на берегу реки Исеть в Историческом сквере – месте, где был заложен Екатеринбург. Оно было возведено в 1749 году как Горный госпиталь Екатеринбургского железоделательного завода. В настоящее время в нем экспонируется отечественное искусство. Другое музейное здание, расположенное по адресу: ул. Вайнера, 11, было построено в 1912 году по проекту архитектора К.Т. Бабыкина, когда оптовый торговец мануфактурой екатеринбургский купец первой гильдии Бардыгин решил открыть собственный магазин. В июле 2021 года здесь был открыт Центр «Эрмитаж-Урал». В рамках данного проекта, в непосредственной близости от здания ЕМИИ на Вайнера, 11 построено новое фондохранилище – «Реставрационно-хранительский корпус», где разместились фонды музея. Третье здание – Музей наивного искусства – было открыто в ноябре 2017 года в старинном особняке по адресу: улица Розы Люксембург, д. 18. Здание, бывшее усадьбой лесничего Г.С. Кудрина, является памятником архитектуры XIX века. В постоянной экспозиции здесь представлено жанровое и стилистическое разнообразие уральского наивного искусства, а также произведения художников из Москвы, Казани, Вологды и Ярославля. В декабре 2021 года было открыто еще одно здание ЕМИИ - Центр истории камнерезного дела имени А.К. Денисова-Уральского по адресу - улица Пушкина, дом 5. Дом является памятником архитектуры XIX века и был построен в 1872 году для чиновника П.Е. Загайнова по проекту местного зодчего, городского архитектора Екатеринбурга М.Л. Реутова. Пространство Центра разделено на две зоны. Первая — теоретическая, знакомящая посетителей с основными этапами истории камнерезного дела на Урале. В отдельном зале представлено творчество знаменитого уральца Алексея Козьмича Денисова-Уральского (1864–1926) — камнереза и художника, предпринимателя, публициста и краеведа, современника и конкурента фирмы Карла Фаберже. Вторая зона – практическая, где можно познакомиться с особенностями обработки цветного камня.
Контактная информация
Директор Корытин Никита Николаевич, (343) 371-31-19, emii@ekadm.ru
Главный хранитель музейных предметов Гринева Анна Владимировна, (343) 301–39–09, hran@emii.ru
Заместитель директора по научной работе Таюрова Зоя Юрьевна, (343) 376–30–44, nauka@emii.ru
620014, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, д.5 | |
(343) 371-31-19 | |
emii@ekadm.ru | |
https://i-z-o.art/ |