Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Муниципальное автономное учреждение культуры «Череповецкое музейное объединение»

назад

Значительный вклад в создание и развитие музея в Череповце внес городской голова И. А. Милютин, при содействии которого городская дума в 1895 году приняла решение открыть в городе музей. Разместился он в Народном доме на территории Соляного сада. Торжественное открытие музея состоялось 12 апреля (31 марта) 1896 года.

В 1898 году И. А. Милютин на собственные средства построил для музея здание из красного кирпича. Музей получил наименование – «Городской музей». В 1920 году из музея были изъяты естественно-научные и промышленно-экономические коллекции. На их базе 5 марта 1920 года в Череповце, ставшем в 1918 году центром Череповецкой губернии, был открыт «Губернский музей местной природы им. А. И. Герцена». После сдачи части своих коллекций Городской музей стал именоваться Городским музеем старины. 8 мая 1925 года Городской музей старины стал подотделом Череповецкого музея местного края. В 1924 году музей местной природы был реорганизован в губернский музей местного края. Череповецкий музей местного края работал как губернский музей с 1924 г. по 1927 г. В 1927 году в связи с изменением административно-территориальных границ губернский музей был переименован в Череповецкий окружной музей местного края Ленинградской области. В конце 1930 года, с упразднением Череповецкого округа, музей местного края был переименован в районный краеведческий музей сначала Ленинградской области, с 1937 года Вологодской области.В 1988 году Череповецкий краеведческий музей решением Череповецкого горисполкома реорганизован в Череповецкое музейное объединение (ЧерМО), которое представляет собой комплекс разнопрофильных музеев, объединенных общим собранием памятников истории и культуры, составляющих 1/3 музейного фонда Вологодской области.

Музеи, входящие в состав музейного объединения работают на правах отделов. Музейному объединению принадлежит ряд зданий, являющихся памятниками истории и архитектуры:

• Уникальный памятник деревянного зодчества 1-й трети XIX в. Дом помещиков Гальских;• Уникальный памятник деревянного зодчества сер. XIX в.: амбар в «Усадьбе Гальских»;

• Дом-музей Верещагиных (дом, где родился художник В.В.Верещагин) (30-е годы 19 века);• Каретный сарай (территория музея Верещагиных) к. XIX в.;

• Здание первого городского музея (ныне Детский музей), построенное в 1898 г.• Здание художественного музея (бывшие торговые ряды), построенное в 1909 г

.Общая площадь музейного объединения – 13495,46 кв.м., в том числе экспозиционно-выставочная – 7 177,7 кв.м., фондовая площадь – 1564,8 кв.м.

Общее количество единиц хранения 474 624, в том числе основной фонд - 241 836.

Начало музейной коллекции положил известный исследователь древнерусской письменности, хранитель отдела рукописей Румянцевской библиотеки, земляк Е. В. Барсов, который в 1878 году подарил городу собственную коллекцию, состоящую из пяти разделов: нумизматический (монеты и медали), древнерусское оружие, палеографический (в т.ч. снимки с Византийских древностей), портреты (среди них Ивана Грозного и Петра I), церковная утварь. Коллекция Е. В. Барсова долгое время хранилась в Череповецкой учительской семинарии и в 1903 году была передана в Городской музей.Существенный вклад в формирование коллекции Городского музея внес его первый директор, преподаватель учительской семинарии Н. В. Подвысоцкий, который передал музею свои коллекции по истории, геологии, ботанике, зоологии, энтомологии. На сегодняшний день коллекции по геологии, ботанике, зоологии, энтомологии, а также археологии составляют значительную часть собрания музея.

Основная часть коллекции городского музея складывалась на протяжении 1920-1930-х годов, в пору закрытия усадеб, церквей и монастырей в Череповецкой губернии. Гордостью собрания музейного объединения является небольшая по численности, но уникальная коллекция французской художественной бронзы XVIII – XIX вв. Она была передана музею Череповецким Губфинотделом по решению Губисполкома в 1926 году. Коллекция принадлежала С. С. Абамелек-Лазареву (происходившему из влиятельных армянских и грузинских семей князей Абамелек-Лазаревых). В состав коллекции входят осветительные приборы, канделябры, декоративные вазы, часы, выполненные из золоченой и патинированной бронзы французскими мастерами XVIII – XIX веков. Аналоги некоторых предметов находятся в Эрмитаже и известно, что выполнены они крупнейшим французским мастером декоративной бронзы конца XVIII - начала XIX вв. Пьером-Филиппом Томиром или по его эскизам.В 1928 году в музей поступила коллекция гравюр и предметов декоративно-прикладного искусства, фарфора, мебели, художественного литья, бронзы – всего свыше 200 экспонатов. Принадлежала она известному русскому историку, члену-корреспонденту Академии наук СССР Н. Д. Чечулину. В довоенные годы музейным работникам удалось спасти многие памятники русской православной культуры, которые в настоящее время составляют гордость не только региона, но и всей России. Уникальная коллекция древнерусского искусства дает яркое представление о бытовании иконы на Русском Севере и отражает характерные для края разнообразные традиции и сюжеты. Фонд иконописи составляет более 700 памятников XIV – XIX вв. Часть из них представляли православную Россию на выставках в Ватикане, Японии, на Кипре.В коллекции ЧерМО имеются рукописные книги, старопечатные книги, книги гражданской печати XV – XX вв. 9 книг из фондов признаны уникальными, 19 – очень редкими. Многие книги XVIII в. Имеют владельческие надписи и автографы, например, кн. И. Долгорукого, К. Батюшкова, В.Тредиаковского.

Коллекция русского искусства начала формироваться в 1920-1930-х гг. Тогда из центральных музеев и музея Академии Художеств были переданы картины известных мастеров: К. Е. Маковского, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, А. П. Боголюбова, В. В. Кандинского, Б. М. Кустодиева и др.Кроме поступлений из музея Академии художеств, Государственного Русского музея, Ленинградского отделения Государственного Музейного фонда, собрание Череповецкого музея пополнялось также за счет даров частных коллекционеров. В конце 1960-х – начале 1970-х годов тридцать работ из своей коллекции, среди которых полотна известных русских художников: Н. А. Касаткина, К. Я. Крыжицкого, А. А. Сведомского, В. К. Бялыницкого-Бируля, подарил музею наш земляк, художник-реставратор М. Н. Марков. После его кончины в 1994 году музею удалось приобрести остальную часть коллекции (около ста работ) у родственников художника. Эти работы составляют основу экспозиции конца 18-го - начала 20 веков в залах Художественного музея.

Собрание отечественного искусства 20 века насчитывает около 7 000 произведений, созданных мастерами России, среди которых имена М. Ромадина, Э. Браговского, М. Авакумова, Б. Угарова, А. Пантелеева, Д. Журавлева, Е. Моисеенко. В то же время концепция комплектования коллекции современного искусства (живописи, графики, скульптуры) акцентирует внимание на творчестве местных художников – череповецких, вологодских, а также художников-земляков, живущих в других городах, но не утративших связи с Череповцом.Работы известных графиков А. Пахомова, В. Звонцова, В. Ветрогонского, А. и Г. Бурмагиных, А. Колчанова, В. Сергеева, А. Наговицына составляют значительную часть коллекции Череповецкого музея и придают ей своеобразие и неповторимость.

В 1984 году в Череповце был открыт мемориальный дом-музей Верещагиных, где представлены жизнь и творчество нашего земляка, всемирно-известного художника В.В. Верещагина. Работы Верещагина также являются частью художественных коллекций Череповецкого музейного объединения. Они немногочисленны и собирались в течение последних 70-и лет. Восемь академических рисунков и три живописных этюда В.В. Верещагина были переданы Череповцу Вологодским краеведческим музеем в 1949 году. Ранее, в начале 1930-х годов, поступили этюды из Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. В 1940-м году три небольших живописных этюда передал музею племянник художника, В.Н. Верещагин. В начале 1980-х годов у коллекционеров были приобретены еще два этюда.Последние поступления были в 2003 году. Министерство культуры передало музею 6 работ Верещагина. Среди них три живописных этюда и три рисунка карандашом и акварелью. 

Контактная информация

Директор Султанова Светлана Николаевна, (8202) 51-71-32, sultanova.sn@cherepovetscity.ru

Главный хранитель Иквилс Елена Николаевна, телефон 50-20-83

162602, Вологодская область, г. Череповец, Советский пр., д.30-а
(8202) 51-71-32, 51-85-11
(8202) 51-71-32
cherepovets-museum@yandex.ru
чермо.рф
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea