Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Государственный музей Палехского искусства»

назад

Восьмого мая 1934 года Совет народных комиссаров принял постановление об организации «Музея древней живописи» в п. Палех, который ещё до открытия переименовали в Государственный музей Палехского искусства.

13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи состоялось открытие музея.

А.М.Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал палешанам сохранить их лучшие работы. С этой целью в Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. Музей лаковой миниатюры создавался при активном участии художников Палеха. Многие из них подарили музею свои рисунки, эскизы к театральным постановкам.

В создании уникальной коллекции палехской миниатюры значительная роль принадлежала первому директору ГМПИ Герману Васильевичу Жидкову. По его заказу в музей поступило большое количество работ на пушкинскую тему, выполненных ведущими художниками Палеха. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулка «Сказка о золотом петушке» И.М.Баканова , ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина , «Бесы» И.П.Вакурова .

В настоящее время в коллекции музея насчитывается около двух тысяч произведений палехской лаковой миниатюры.

В 1930-е годы начала формироваться коллекция древнерусской живописи. Понимая необходимость изучения истоков палехской лаковой миниатюры – иконопись, а также руководствуясь целью сохранить главную палехскую святыню – Крестовоздвиженский храм, художники Палеха поставили вопрос перед Наркомпросом РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства. Великолепными образцами древней живописи являются иконы шестнадцатого века в басменных окладах «Деисус», «Апостол Пётр и архангел Михаил из деисусного чина», «Апостол Павел и архангел Гавриил из деисусного чина», «Илья пророк в пустыне», «Собор Богоматери» начала XVII в. Согласно давнему преданию, они были привезены палехскими иконописцами из Великого Устюга.Ранних палехских икон в музейной коллекции около двадцати. Второй половиной XVII века датируются иконы «Сретение», «Вседержитель», «Митрополит Пётр», «Митрополит Алексий», «Митрополит Иона», поступившие в палехский музей из разрушенных окрестных церквей и часовен. Коллекция икон пополнялась в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Благодаря такой собирательской деятельности, в музее оказались иконы рубежа XIV-XV в.в. «Николай Чудотворец в житии и чудесах» и «Благовещение».

Государственный музей палехского искусства обладает богатейшей коллекцией иконописной графики. Её основу составляет производственный архив иконописной мастерской Софоновых, переданный в музей в 1937 году. Мастерская Софоновых работала в лучших традициях византийской и древнерусской живописи. Среди прорисей есть образцы для икон, снятые палешанами во время частых поездок по России с древних подлинников. Это «Богоматерь Знамение» из Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, «Святой Георгий» из иконостаса Георгиевского собора в Новгороде, а также копии с древних фресок - «Пантократор» (с купола Софии Новгородской), «Спас Нерукотворный» (Калязинский монастырь), фрагменты Страшного суда из Благовещенского собора в Москве. Предпочтение Софоновы и их мастера отдавали московско-строгановской иконописи конца 16 – нач. 17 века. Именно эту традицию представляет большинство сохранившихся иконописных рисунков.Сегодня художественное собрание древнерусского отдела ГМПИ насчитывает около тысячи икон, более 1,5 тысяч единиц иконописной графики.

В музее также хранятся предметы народно-прикладного искусства (медные и серебряные оклады, медное литьё, прялки, ткани, деревянная резьба). Государственный музей Палехского искусства создавался не только как хранилище уникальных работ местных мастеров, но и как культурный центр, в котором провинциальные художники могли бы познакомиться с подлинными произведениями русской и западноевропейской живописи.

Коллекция западноевропейской живописи в собрании ГМПИ насчитывает 18 произведений. В ней представлены различные жанры: бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, религиозная живопись, интерьер. Все картины написаны маслом или на холсте, или на дереве. В палехский музей картины поступили из Государственного музея изящных искусств в разные годы: в 1937 году несколько картин передано безвозмездно, а в 1939 году состоялась закупка. В отборе и передаче картин из распределительного фонда для Государственного музея палехского искусства принимал самое активное участие П.Д. Корин. В числе отобранных П.Д. Кориным картин были : работа Омеганка «Голова телёнка», произведения нидерландской школы XVI в. - «Мадонна с младенцем» и «Благовещение», фламандской школы XVII в. - «Пейзаж» и «Милосердный самаритянин», картина итальянского мастера XVIII в. «Огненное восхождение Ильи», два голландских пейзажа -«Пейзаж» и «Всадники у водопоя». Все картины, прежде чем попасть в палехский музей, были отреставрированы П.Д.Кориным.

Русская живопись представлена в основном портретами работы неизвестных провинциальных мастеров второй половины XIX - первой половиной ХХ века, пейзажами и жанровыми композициями, близкими к традициям передвижников: «Рыбак» Пелевина И.А., «Окраина Палеха» Климанова М.С, «Пейзаж с облаками» Васильева Ф.А., «Усть-Кайва» П.Верещагина, «Портрет девушки» неизвестного русского художника второй половины XIX века, портреты семьи Кориных А.М.Корина, портреты крестьян Мишуровых академика живописи Харламова Н.Н., а также работами Куприна, Фонвизина, Нисского, Малютина, Крымова. В ГМПИ хранится одна из самых больших коллекций живописи, представляющая творчество Алексея Михайловича Корина и его брата Андрея Михайловича.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея: Дом – музей П.Д.Корина, Музей – мастерская Н.В.Дыдыкина, Дом- музей И.И.Голикова, Музей – усадьба Н.М.Зиновьева.

Первым мемориальным музеем в Палехе стал дом основоположника палехской лаковой миниатюры И.И.Голикова, построенный в конце 1920-х годов. Подлинных вещей, принадлежавших Ивану Ивановичу, сохранилось немного и воссоздать атмосферу жизни когда-то большой и дружной семьи оказалось невозможным. Экспозиция носит историко-краеведческий характер. Она даёт представление о том, как жили и работали палехские художники в1920-30-х годах, каких успехов они добились.

В 1974 году в Палехе открылся Дом- музей народного художника СССР П.Д.Корина, одного из лучших художников XX века. Дом построен в конце 1860- начале 1870-х годов бабушкой художника по материнской линии, принадлежавшей к купеческому сословию. Фактически мемориальный музей создавался самим художником и был завещан им Палеху. В этом музее уникальная коллекция икон, иконописной графики, представляющих династию палехских иконописцев Кориных. Есть работы и П.Д.Корина: «Ветка рябины», «Палех строится», «Пейзаж с соснами».

С 1978 года существует мемориальный музей-мастерская скульптора Н.В.Дыдыкина. Николай Васильевич Дыдыкин – известный скульптор и реставратор, Заслуженный деятель искусств РФ. Он автор памятника А.С.Пушкину в Петербурге, который установлен перед Музеем-квартирой поэта на Мойке 12. В Палехе хранится модель этого памятника. В палехской мастерской Н.В.Дыдыкиным были созданы скульптурные портреты всех старейших художников лаковой миниатюры: И.И.Голикова, А.А.Дыдыкина, Н.М.Зиновьева и др. Здесь он выполнил скульптурные портреты Блока, Пушкина, Рахманинова и других деятелей мировой культуры. По завещанию Н.В. Дыдыкина мастерская и более ста работ скульптора были подарены Государственному музею палехского искусства.

В декабре 1984 года, в деревне Дягилево (в трёх километрах от Палеха) был открыт Дом-музей Н.М.Зиновьева, одного из основоположников палехского искусства, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина. В доме сохранилось множество вещей, принадлежавших Николаю Михайловичу.

«Палех – село-академия народная» - так охарактеризовал Палех хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты Г.Д.Филимонов в 1863 году. Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время. Основная цель всех музейных экспозиций - представить Палех, как центр народной культуры XVII-XX веков, показать истинное значение человека, живущего в сельской глубинке, его творческую натуру, его духовность, верность нравственным идеалам. 

Контактная информация

155620, Ивановская обл., пос. Палех, ул. Баканова, д. 54
(49334) 2-1974
(49334) 2-1974
gmpi@mail.ru
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea