Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Учреждение «Самарский епархиальный церковно-исторический музей»

назад

Самарский епархиальный церковно-исторический музей был открыт 14 мая 1997 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского.

Цель музея- сохранение и актуализация наследия национальной культуры, которая корнями уходит в православие. В разработку концепции первой экспозиции музея большой вклад внес игумен Вениамин (Лабутин). Музей начинался с одной комнаты и располагал небольшим собранием экспонатов. Основу этого собрания составляли личные вещи, книги и документы двух владык: митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева).В 2001 году музей вошел в Союз музеев России.В 2002 году музей был зарегистрирован как учреждение культуры и штат его был расширен.

Отличительной особенностью музея является тот факт, что с первых лет его существования экскурсоводами в музее работают специально подготовленные семинаристы.В 2003-2004 годах стараниями владыки Сергия музей был значительно расширен и капитально отремонтирован. В это же время была разработана научная концепция новой экспозиции и, при тесном сотрудничестве с творческой мастерской архитектора Ю. Харитонова, подготовлен дизайн-проект музейных залов, два из которых были отведены под постоянную экспозицию и один под выставки. Последний был оборудован подвесной голландской системой и шинопроводом для индивидуальной подсветки каждого произведения. Первой выставкой в этом зале стала выставка икон из Государственного музея Палехского искусства «Просвещение через Образ». Презентация этой выставки, а также новой экспозиции состоялась 14 апреля 2004 года и была приурочена к Дням славянской письменности и культуры.

Экспозиция первого зала посвящена истории Православной Церкви в Самарской области. Здесь представлены документы, фотографии архиереев, возглавлявших нашу епархию, фотографии храмов, полностью уничтоженных в 30-е гг. ( кафедрального собора во имя Воскресения Христова, Никольского собора мужского монастыря, Успенского собора Иверского монастыря и др.). Представлена жизнь подвижников благочестия Самарского края: епископов, священников, монахов, старцев. Все они оказали огромное влияние на народы, населявшие Самарский регион. Центральное место в этом зале занимает мемориальная келия митрополита Мануила (Лемешевского). Митрополит Мануил один из известнейших иерархов Русской Православной Церкви XX в. Его архипастырское служение являло собой непрерывный подвиг подвижничества, начавшийся еше в 20-е гг. На протяжении всей жизни владыка Мануил не переставал заниматься научной и исследовательской деятельностью. Самым значительным его трудом, имеющим общецерковное значение, стал «Биографический словарь архиереев Русской Православной Церкви с момента Крещения Руси до 50-х гг. XX в.». Более 20 лет митрополит Мануил провел в тюрьмах, лагерях и ссылках, оставаясь при этом верным своим монашеским обетам. Закончил свой жизненный путь владыка 12 августа 1968 г. и похоронен в Покровском кафедральном соборе г. Самары.

Во втором зале располагается экспозиция, посвященная влиянию традиционной православной культуры на социо-культурный облик региона. Здесь представлены иконы местных иконописцев, таких, как Григорий Журавлев, который родился в 1858 г. в с. Утевка, Бузулукского уезда Самарской губернии безруким и безногим (писал иконы, держа кисть в зубах). Посетители Самарского епархиального церковно-исторического музея могут в полной мере оценить высокое мастерство и глубину его работ. Здесь, например, представлена икона «Кирилл и Мефодий», подписанная самим иконописцем, а так же икона Божией Матери «Взыскание погибших» и храмовая икона «Жены-мироносицы». В этом зале представлены работы и местных иконописных мастерских, например, иконы мастерской братьев Белоусовых, выходцев из Палеха, известнейших иконописцев России второй половины XIX в. Именно их пригласили расписать Грановитую Палату Московского Кремля. В 1898 г. они открыли свою иконописную мастерскую в Самаре. Они здесь не только писали иконы и расписывали храмы, но и обучали своему мастерству местных иконописцев. Большинство храмов Самары было расписано братьями Белоусовыми или выходцами из их мастерской. К сожалению, всего этого мы лишились и теперь только единичные их работы можно увидеть в храмах Самары и в Самарском епархиальном церковно-историческом музее (это икона «Рождество Иоанна Предтечи»).В этой части экспозиции представлены также изделия монастырских мастерских. Монастыри в дореволюционной России являлись не только очагами духовности и просвещения, но центрами развития национальных видов декоративно-прикладного искусства. Особенно это касается женских монастырей. Например, в Самарском Иверском женском монастыре действовали: белошвейная, золотошвейная, чеканная, иконописная мастерские. Из изделий золотошвейной мастерской в музее представлена свадебная накидка, вышитая золотной нитью вприкреп по изящному рисунку. Еще один великолепный образец творчества мастериц Иверского монастыря – это шелковая шаль, вышитая натуральным шелком по натуральному шелку тон в тон и ни с изнаночной, ни с лицевой стороны нет ни единого узелка.Также в этом зале представлены иллюстрированные рукописные и старопечатные книги – уникальные образцы нач.XVII в.- например, богослужебное Евангелие 1646 года (под ред. Петра Могилы).

Коллекция книг насчитывает более 400 единиц хранения.В целом представленные в экспозиции музея и находящиеся в фондах экспонаты позволяют рассказать студентам ВУЗов Самары, учителям и учащимся школ, гимназий, лицеев об истории Русской Православной Церкви в Самарском крае, об ее историко-просветительской деятельности среди народов, населявших регион, о культурном сближении этих народов на основе православных традиций.Научный потенциал музея позволяет студентам ВУЗов писать на материалах фондов курсовые, дипломные работы по церковной тематике. Музей стал организационным центром по проведению межвузовской научной конференции «Иоанновские чтения». По материалам этой конференции выпущены двенадцать сборников научных трудов. В музее совместно с СамГУ разработана и используется программа по учету и хранению музейных экспонатов и с 2000 г. проводится работа по созданию электронной базы данных коллекций нашего музея на основе этой программы.Небольшая коллекция, которой поначалу располагал музей, за эти годы была значительно увеличена за счет пожертвований одного самарского мецената ( среди его даров, например, икона свт. Николая Чудотворца XVв. прекрасной сохранности, из коллекции московского коллекционера рубежа XIX-XX вв. А.М. Постникова, серебряный рожок для кормления младенцев XIX в., коллекция подвесных лампад и пасхальных яиц рубежа XIX – XX вв.). Остальные экспонаты частично покупала Самарская епархия, частично пожертвованы православными самарцами ( в 2000 г. в музей были переданы сапожки св.прав. Иоанна Кронштадтского, которые с 1926 г. хранились в одной благочестивой семье).

Пять лет назад коллекция музея пополнилась еще одним уникальным экспонатом- это единственная в мире икона, побывавшая в космосе. Это икона великомученицы Варвары, она была вручена Владыке Сергию представителями ракетно- космического научно- производственного центра ЦСКБ «Прогресс».

На сегодняшний день в экспозиции и фондах музея представлены и находятся на хранении свыше 5 000 музейных предметов.Гордостью музейного собрания является коллекция литья, которая насчитывает более 200 единиц хранения и представлена уникальными крестами – энколпионами XII – XIII вв. и более поздними произведениями XVIII – XX вв., выполненных в технике просечного литья или украшенных эмалями.Коллекция икон представлена иконами XIV – XX вв., в том чиле, выполненных и в местных иконописных мастерских и содержит 118 единиц хранения.Самая молодая коллекция – нумизматическая, ей чуть более 1 года. Большой вклад в ее создание внес известный самарский краевед А.Н. Завальный. Коллекция насчитывает 82 единицы хранения.Одна из самых необычных музейных коллекций – коллекция паломнических реликвий. Ее составляют Священные предметы, привозимые паломниками со Святых мест – с Афона, Иерусалима, Киева и др.В 2004 г. благодаря стараниям Архиепископа Сергия был создан Совет попечителей музея, в состав которого вошли: Афанасьев Анатолий Михайлович, Ушамирский Алексей Константинович, а чуть позже к ним присоединился Мирошниченко Сергей Васильевич.Благодаря работе Совета попечителей музей смог не только пополнить свои фонды уникальными экспонатами (например, были приобретены доспехи и вооружение русского воина-ратника), но и организовать ряд интересных выставок. Большим успехом у посетителей пользовались такие выставки, как: выставка икон из коллекции Государственного музея Палехского искусства «Просвещение через Образ»; выставка живописи из частной галереи «Филимонов и К? » (г. Москва) «Библейские сюжеты в творчестве Елены Черкасовой»; выставка, организованная совместно с СОИКМ и музеем А. Толстого (г. Самара) к 10-летию возрождения СамПДС, «История духовного образования в Самаре»; выставка, посвященная 60-летию Победы в ВОВ «Священная война»; выставка, организованная совместно с Государственным музеем А.С. Пушкина (г.Москва) и Церковно-археологическим кабинетом при Московской Духовной Академии (Сергиев Посад) «А.С.Пушкин и митрополит Филарет», выставка «Традиции русского паломничества в паломнических реликвиях X- XIX вв.» из частной коллекции А.А. Кирикова (г.Москва) и др.

Всего же с момента открытия выставочного зала в музее было проведено более 30 выставок.В музее проводятся экскурсии и консультации для студентов и школьников города и области, а также для гостей города, в том числе и иностранных ( ежегодно музей посещают более 5 500 чел.). Многие из них оставили свои отзывы в Книге почетных посетителей: «С интересом ознакомился с музеем при Самарской Духовной семинарии, повествующем об истории Самарской епархии, которая по крупицам с любовью собрана».Патриарх Московский и всея Руси Алексей II 13.10.1999 г.“This little museum is very much worth visiting to learn about the sick past of Samara”.Anne Lealey ambassadorCanada October 27, 1997(«Этот маленький музей стоил посещения, здесь я получила много информации по истории Самары». Энни Лилей. Посол Канады.)«Удивительно то, что в Самаре можно увидеть такое богатство, богатство истинное, так как это богатство души».С благодарностью и восхищением В. Аветисян 26.03.1998 г.«Был поражен всем в Семинарии – и в частности ее музеем: такого еще нигде не видел».Н. Струве 9.10.2002 гПарижГостями музея в разное время были: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Посол Канады в России Энни Лилей, Народный художник России, Президент Международного Фонда Славянской письменности и культуры В. Клыков, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, министр культуры и массовых коммуникаций России А.С.Соколов, ректор Педагогического университета г. Людвигсбурга (Германия) проф. докт. Хартмут Меленк, Полномочный представитель Президента РФ в ПФО В.Коновалов, Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии; ректор Ираклийской Духовной Академии (Греция) докт. протопресвитер Георгий Маргелос и др.Музей тесно сотрудничает с государственными, общественными и коммерческими организациями- музеями, туристическими фирмами, паломническими центрами, центрами социальной защиты и реабилитации, организацией инвалидов-колясочников «Десница», с ГУИН, СИПКРО, ВУЗами, школами города и области.

В 2007 году музей отметил свой первый 10-летний юбилей. В рамках юбилея прошла первая Всероссийская конференция епархиальных музеев. В итоговом документе конференции было отмечено, что у епархиальных музеев большое будущее. Здесь любой человек сможет получить сведения об истории христианской религии и культуры, разобраться в сюжетах икон, понять их язык, смысл и содержание; осознать духовное величие культуры православия и непреходящую ценность ее памятников.

Контактная информация

Директор Радченко Ольга Ивановна

Главный хранитель Семёнова Алевтина Петровна

443110, г. Самара, ул. Радонежская, д. 2
(846) 336-18-75
seminari@samtel.ru
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea