Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральный музей связи имени А.С. Попова»

назад

Центральный музей связи имени А. С. Попова является культурно-просветительным учреждением, относящимся к сфере связи и телекоммуникаций, осуществляющим функции центра формирования и сохранения историко-культурного наследия отрасли «Связь». Музей, основанный как Телеграфный, на протяжении всей своей истории имеет ярко выраженную ведомственную принадлежность.

Одновременно он служит местом хранения и передачи достоверных знаний, полученных на основе информационного потенциала предмета-подлинника, местом образовательной и рекреационной деятельности современного человека, а также агорой для больших и малых событий, происходящих в отрасли и связанных с постоянно развивающимися инфотелекоммуникационными технологиями и массовыми коммуникациями. 

Основными целями деятельности современного Центрального музея связи являются: выявление, хранение и пополнение музейных коллекций музейными предметами; изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций; образовательная, научно-просветительная и научно-познавательная деятельность. Федеральное государственное учреждение «Центральный музей связи имени А. С. Попова», один из старейших научно-технических музеев мира, призван собирать, изучать и показывать достижения человеческой мысли в области связи за всю историю ее существования, настоящее и будущее отрасли. В соответствии со своей миссией, музей не только сохраняет материальные свидетельства достижений отрасли, но и говорит о них на языке, понятном для всех.

Сегодня Центральный музей связи является уникальным местом сосредоточения раритетных образцов техники связи и последних достижений в области телекоммуникационных технологий, сохраняет Государственную коллекцию знаков почтовой оплаты России и уникальный архив документальных фондов, а также формирует коллекцию артноваций художников-мэйлартистов.

Собрание в целом насчитывает около восьми миллионов единиц хранения, коллекции музея представляют собой национальное достояние России и включены в Музейный фонд Российской Федерации.

Кроме того, музей сохраняет и представляет посетителям здание – архитектурный памятник федерального значения, в котором музей располагается с 1924 года. Это бывший дворец светлейшего князя Александра Безбородко, возглавлявшего Почтовое ведомство, построенный в конце XVIII века итальянским архитектором Джакомо Кваренги. На протяжении почти ста лет, с 1829 года по 1918 год, в нём размещались службы Почтово-телеграфного ведомства России. 

Центральный музей связи имени А. С. Попова бережно хранит свою, более чем вековую, историю, которая является частью общей истории становления, как российских научно-технических музеев, так и отрасли «Связь».

Этапы исторического развития Музея условно разделены по его многим переименованиям, которые, в свою очередь, адекватно отражают особенности времени. 

Телеграфный музей. После завершения Московской Политехнической выставки 1872 года были принято решение о создании в Санкт-Петербурге Телеграфного музея для ознакомления специалистов и гостей с достижениями в области связи. Карл Людерс, возглавлявший Телеграфный департамент, в своём письме от 11 сентября 1872 года Николаю Мансурову, директору департамента общих дел Министерства внутренних дел России, высказал и обосновал мысль об учреждении «Телеграфного музея». Образовать постоянный Музей предполагалось из предметов, составлявших экспозицию телеграфного отдела Политехнической выставки. Телеграфный музей открылся для посетителей в 1877 году. Первым «заведующим музеем и библиотекой» временно назначили Николая Евстафьевича Славинского, литератора, публициста, вернувшегося из Соединённых штатов Америки и обратившего на себя внимание серией удачных публикаций об американской жизни русских переселенцев. Н. Е. Славинский руководил музеем до 1911 года. Музей активно комплектовался новыми экспонатами, которые присылались отовсюду. Среди экспонатов нового Музея, поступивших после закрытия Политехнической выставки, были стрелочные телеграфные аппараты системы В. Сименса, работавшие на линии С.-Петербург – Гатчина и на Варшавской ж.д.; электромагнитные аппараты с круглой клавиатурой, обслуживающий телеграфную линию С.-Петербург – Москва; имелся в Музее и автоматизированный телеграфный типоаппарат фирмы Сименс и Гальске 1862 г., действовавший некоторое время на этой же линии и вышедший из обращения после появления более быстрого аппарата Уитсона. В начале 80-х гг. в Музее создается телефонный отдел. 

Почтово-Телеграфный музей. В 1884 году, после объединения Почтового и Телеграфного департаментов в одно ведомство, собрание знаков почтовой оплаты и почтовые коллекции были переданы в Телеграфный музей, где в связи с этим был открыт Почтовый отдел. С данного момента Музей стал называться Почтово-Телеграфным. К этому моменту его фонды пополнились значительным количеством документов и предметов по истории почты. 1884 год считается датой основания Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. Первоначально Музей собирал и хранил те марки, которые присылались «добровольцами», не имея ни обменного фонда, ни средств для приобретения филателистического материала. Этими обстоятельствами на долгие годы предопределилось отсутствие в коллекции и подготовительного материала к выпускам, и уникальных марок, которые уже в 80-90 гг. XIX века были выявлены и осели в коллекциях частных лиц. Начиная с 1891 года, Музей принимает участие в выставках, в том числе и международных. В 1900 году происходят крупные поступления в фонды музея экспонатов русского телеграфно–телефонного отдела Всемирной выставки в Париже. После закрытия Всемирной почтовой выставки 1909 года в Чикаго, представленные от России экспонаты, заказанные Главным управлением Почт и Телеграфов, также были направлены в Музей.В 1911 году М. Ю. Шедлинг сменил Н. Е. Славинского, который возглавлял Музей в течение 34 лет. Максимилиан Юльевич также был редактором ПТЖ в 1910 – 1917 гг. и в целом отработал в связи 52 года. Под его руководством в Музее был создан каталог музейных предметов, который даёт представление о коллекциях, источниках поступления экспонатов и деятельности Музея. В 1914 году в составе телеграфного отдела Музея уже имелись экспонаты, относящиеся к беспроволочному телеграфу – радио.

Почтово-Телеграфный музей Наркомата Почт и Телеграфов. Главная тема послереволюционного строительства в музейной сфере – сделать доступными все сокровища для трудящихся масс, а именно – превратить «музеи-кунсткамеры» и «мёртвые хранилища» в «инструменты культурной революции». Попытка Музея расширить экспозицию не увенчалась успехом, и по решению Наркомпроса, в мае 1918 года Музей был переведен в помещения бывшего дворца Великого Князя Николая Михайловича на Дворцовой набережной, 18. После переезда правительства в Москву в 1918 году, для того чтобы Музей находился ближе к ведомству и профессиональным организациям, коллегией Наркомпочтеля РСФСР было решено перевезти и его. На улицу Петровка, 3 было перевезено две трети экспонатов из фондов хранения, после чего выяснилось, что Музей негде разместить. На складе, где хранилось имущество Музея, случился пожар, и часть экспонатов сгорела, а часть была повреждена. В сентябре 1922 года было принято новое постановление о возвращении Музея в Петроград. Так Музей возвратился обратно на Почтамтскую улицу, 7. В ноябре 1924 года Музей окончательно переехал в бывший дворец канцлера Российской империи, светлейшего князя Александра Безбородко, ранее занимаемый Почтово-Телеграфным департаментом, Министерством Почт и Телеграфов Российской империи, Наркомпочтелем РСФСР и Северо-Западным управлением связи. Музей Народной Связи. В 1923 году при Музее создаётся Совет, в который вошли представители Северо–Западного управления связи, Электротехнического института, Научно–испытательной станции, Главнауки, войск связи Красной Армии, научные сотрудники Музея, Треста слабого тока, аппарата Уполномоченного по филателии и банкам, а также Северо-Западного Областного правления Союза Связи. По новому положению в составе Музея образовано восемь отделов: Почтовый, Телеграфный, Телефонный, Радио, Организации и управления связи, Труда и быта работников связи, Филателии и Библиотеки.

В соответствии с новым положением у него появилось новое название — Музей Народной Связи. В 1924 году в Музее сменилось несколько директоров, прежде чем на эту должность был назначен Александр Кудрявцев. Своей энергией и целеустремлённостью он очень много сделал для развития Музея. Расширяются международные контакты и сотрудничество, коллекции пополняются экспонатами по радиосвязи. Авторитет Музея возрастает и, после переезда Северо-Западного управления связи в 1926 году в другое здание, он становится единственным обитателем здания на Почтамтской улице, 7. В это время расширяются экспозиционные площади, увеличиваются и ассигнования на нужды Музея. В 1928 году вышли постановления ВЦИКа и СНК РСФСР от 20 сентября «О музейной работе», где вновь ставится вопрос о пополнении музейных коллекций. Это обстоятельство также способствовало активизации собирательской работы Музея. Таким образом, период с 1924 по 1929 гг. был очень активным в жизни Музея. Этот период времени характеризуется ростом авторитета и значимости музейного дела в Советской России в целом. К сожалению, в 1930 году из Музея Народной связи уходит А. С. Кудрявцев, а в 1932 году в здание переезжает Научно-исследовательский институт связи (ЛОНИИС), значительно потеснив Музей. Центральный дом техники связи. В 30-е годы, когда основным критерием оценки деятельности музеев становится массовость, всеми способами ведётся борьба за «организованного посетителя». Основным резервом увеличения посещаемости становятся экскурсанты, а также участники массовых мероприятий и слушатели лекций, посвящённых различным политическим кампаниям. Новая политическая форма работы – разрушение привычного стереотипа «музея с экспозициями». Музей «путешествует» на улице, в агитвагонах, передвижные выставки организовываются в различных местах «вне стен самого музея». Музей через выставки-передвижки прорвался к фабрике, заводу, совхозу, колхозу. Посещение музеев и выставок становится престижным. Музей выходит за рамки храма науки для немногих избранных и закрытой книги для большинства, он становится одним из очагов мощного внешкольного просвещения, близким широким массам, понятным и доступным для них, говорящим на одном с ними языке. Новым направлением широкой демонстрации технических достижений пролетариата и трудящихся масс Советского Союза, достижений в области овладения капиталистической техникой и создания техники социализма должны были стать Дома Техники во главе с московским ДТ – «памятником великой эпохи завершения технической реконструкции СССР».

Именно поэтому в 1933 году Музей Народной Связи становится структурным подразделением Центрального дома техники связи, одним из его шести отделов. Из состава Музея изымается библиотека. Эксплуатацией здания занимается Ленинградское управление связи. В здании размещаются: Дом техники связи (Музей), лаборатории ЛОНИИСа, учебные помещения Военно-учебного пункта связи, Отдел управления связи, красочные мастерские, жилконтора домов связи. Центральный дом техники связи просуществовал до 1937 г. К концу 30-х многие недостатки массовой политико-просветительской работы музеев объясняются саботажем, вредительством, происками «врагов народа». Дежурной становится тема бдительности. Как говорится в материалах музейной переписки: «После опубликования в 1936 г. указаний и решений Партии и Правительства об ошибках на историческом фронте и преподавании истории старая экспозиция не могла уже больше быть терпима». В 1938 г. в Музее связи утверждается проект новой экспозиции по тематическому принципу и вновь ставится вопрос о расширении экспозиционных площадей. В 1938-39 гг. впервые была проведена полная инвентаризация фондов и введена карточная система учета Государственной коллекции знаков почтовой оплаты. Решением ЦИК РСФСР от 20 марта 1935 г. здание бывшего дворца Безбородко как архитектурно-художественный памятник берётся под государственную охрану. Вновь встает вопрос и о его капитальном ремонте. Решению этого вопроса помешала Великая Отечественная война, на пять лет остановившая работу Музея и прекратившая деятельность по его развитию. 

Центральный музей связи имени А. С. Попова. Многие предвоенные планы Музея не были осуществлены, война внесла свои коррективы. Музей и ЛОНИИС были объединены под единым руководством в военный объект, здание сильно пострадало в результате попадания снарядов во время артиллерийских обстрелов, пострадали музейные экспонаты. Часть предметов, подготовленных к эвакуации и находившихся на железнодорожной платформе, пострадали от пожара. Аппараты связи, пригодные для использования в воинских частях для учебных и боевых целей, были переданы фронту. Уже в 1944 году Наркоматом связи принимается решение о ремонте здания Музея и восстановлении его экспозиций, а в мае 1945 года, в ознаменование пятидесятилетия изобретения радио А. С. Поповым, Музею присваивается его имя. Практическая система беспроводной передачи радиосигнала на расстоянии, впервые в мире продемонстрированная А. С. Поповым на собрании Русского Физико-Химического общества в Санкт-Петербургском университете 29 апреля (7 мая) 1895 года, находится на хранении в Центральном музее связи и составляет гордость коллекции радиосвязи. Первые послевоенные экскурсии для специалистов проходили в 1949 году, однако требовался более серьезный ремонт здания. После окончания Великой Отечественной войны, в Музее, возглавляемом директором Константином Горминым, начался процесс возрождения и возвращения к предвоенным планам развития. Это, в первую очередь, привело к постановке вопроса о создании Ученого совета при ЦМС для оказания научно–технической помощи в его текущей работе. Совет состоял из 13 человек, в их числе были такие прославленные учёные как чл.-корр. АН СССР М. А. Шателен, чл.-корр. АН СССР В. П. Вологдин, другие известные люди. В 1950 г. открывается для посетителей первая часть экспозиции Центрального музея связи – «Исторический отдел», двумя годами позже – отдел «Связь в СССР». Одновременно с этим, Музей ведет систематическую научно-исследовательскую, собирательскую и выставочную работу. Продолжается научное, творческое и деловое сотрудничество с ЛОНИИС, ЛОУМС, Ленпочтамтом, Городской и Областной дирекциями «Союзпечати», дирекцией ЛГРТС, Ленинградским Центральным телеграфом, ЛЭИС, УЛГТС и НИИ № 380. К началу 1959 года в Музее создается библиотечный совет. В 1972 году отмечалось столетие основания Музея, в составе которого работало восемь отделов: Радиосвязи, Радиовещания и Телевидения, Космической и Спутниковой связи, Телефонной и Дальней связи и кабельно-линейных сооружений, Телеграфной связи, Почтовой связи, Документальных и аппаратурных фондов, Знаков почтовой оплаты, Научно-просветительской массовой работы, а также Научно–техническая библиотека с историческим фондом по всем разделам связи.

В связи с аварийным состоянием здания, в 1974 году Музей был закрыт для посетителей, музейные экспозиции разобраны, что вызвало существенную перестройку его деятельности с акцентом на выездные выставки. В середине 90-х финансирование госбюджетных организаций потерпело крах, начался период экспериментов в поиске финансирования и способах взаимодействия со спонсорами, которые не всегда оправдывали взаимные ожидания. В дополнение ко всему, Центральный музей связи имени А. С. Попова с 1998 года был лишён бюджетного финансирования. 

Новая эра Музея. Миллениум принёс позитивные изменения в судьбе музея. По инициативе Мининформсвязи РФ в 2000 году была подготовлена программа развития, на основании которой принято решение о возрождении главного музея отрасли. В январе 2001 года Центральному музею связи имени А. С. Попова был возвращён государственный статус и бюджетное финансирование; реконструкция здания ЦМС имени А. С. Попова была включена в федеральную адресную инвестиционную программу к 300-летию г. Санкт-Петербурга, частично были выделены бюджетные средства. Для реализации проекта крупнейшим телекоммуникационным компаниям, работающим в России, была предложена приоритетная программа благотворительной деятельности по возрождению Центрального музея связи имени А. С. Попова, которую они поддержали. С целью сбора остальных финансовых средств в 2001 году был создан фонд «Российский Фонд истории связи». На практике была использована схема смешанного финансирования объектов культуры. Под руководством Комитета ГИОП Правительства Санкт-Петербурга выполнена полная реконструкция здания музея с частичной реставрацией и консервацией архитектурной отделки парадных залов дворца. Пространства внутренних дворов здания музея преобразованы в современные атриумы, позволяющие расширить экспозиционные площади и зону музейных услуг. Здание музея реконструировано в соответствии с современными требованиями к инженерно-технической инфраструктуре и технологическому оснащению музейных экспозиций и рабочих мест. Специальный эффект получился от гармоничного сочетания инновационных подходов к современному дизайнерскому оформлению экспозиции и классической исторической среды дворца ХIII века. Музей в значительных объемах пополнился современным оборудованием и приборами техники связи, как в виде технической поддержки, так и в виде экспонатов, поступление которых в 1974 году было приостановлено.

Работы по возрождению Музея были завершены в срок. Уже 23 мая 2003 года в Музее были проведены мероприятия по празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, а в декабре 2003 г. ЦМС имени А. С. Попова распахнул свои двери для первых посетителей. На обозрение была представлена новая экспозиция, позволяющая заглянуть в историю, познакомиться с современными достижениями в области связи и даже поразмышлять о будущем отрасли. Впервые стало доступным посещение специально созданного фонда открытого хранения «Сокровищница знаков почтовой оплаты России». Центральный музей связи имени А. С. Попова по традиции поддерживает членство в целом ряде российских и международных профессиональных музейных и отраслевых организаций. Музей ведёт широкую популяризаторскую деятельность, направленную на продвижение информации о вкладе известных российских учёных, инженеров, изобретателей в мировое научно-техническое развитие. Сегодня Центральный музей связи имени А. С. Попова приглашает своих гостей в реальное и виртуальное путешествие в историю связи. Он предоставляет «коммуникационную среду» для профессионального воспитания молодёжи и организации тематических научно-технических событий.  

Контактная информация

Директор Бурдин Александр Иванович, (812) 323-97-18, Burdin@rustelekom-museum.ru

Заместитель директора - контрактный управляющий Аграновский Игорь Владимирович, (812) 323-97-18 (*103,203), Agranovsky@rustelekom-museum.ru

Заместитель директора по учётно-хранительской работе Юшков Виталий Юрьевич, (812) 323-97-18 (*107,207), Yushkov@rustelekom-museum.ru

Заместитель директора по науке Борисова Нина Александровна, (812) 312-63-01, Borisova@rustelekom-museum.ru

Главный хранитель Государственной коллекции знаков почтовой оплаты Бакаютова Людмила Николаевна, (812) 571-92-06, Bakauytova@rustelekom-museum.ru

190000, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 7
(812) 315-4873
(812) 315-48-73
info@rustelekom-museum.ru
rustelekom-museum.ru
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea