Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова»

назад

Музей был основан в 1879 году Иваном Яковлевичем Словцовым (1844 – 1907 гг.) известным учёным – энциклопедистом, директором Тюменского Александровского реального училища. Немалый вклад в создание его коллекций внёс Николай Мартемьянович Чукмалдин (1836 – 1901 гг.), тюменский, а позднее московский купец и меценат.

Тюменский музей с самого основания формировался как многопрофильный краеведческий и научный музей. Он всегда входил в число крупных музеев Сибири. Такое значение музей сохраняет и в настоящее время. Музей состоит членом ряда организаций российского музейного сообщества: ИКОМ России, Союза музеев России.

Сегодня в состав ГАУК ТО «Музейный комплекс им. И.Я.Словцова», помимо фондохранилища, входят пять музеев - филиалов, экспозиции которых посвящены различным аспектам естественной, социальной и культурной истории края.

Собрание музея в настоящее время насчитывает более 300 000 единиц хранения. К числу раритетов по праву относятся издания славянских первопечатников Франциска Скорины и Ивана Фёдорова, напрестольный крест – энколпион царя Алексея Михайловича, уникальная коллекция, связанная со становлением и развитием тюменского нефтегазоносного региона, редчайшие документальные источники, пр.В мае 2008 года было принято решение (распоряжение Правительства Тюменской области от 21.05.2008 № 547-рп) о слиянии двух государственных музеев (Тюменского областного краеведческого музея и Тюменского областного музея изобразительных искусств) и создании на их базе государственного учреждения культуры Тюменской области «Музейный комплекс». 20 мая 2009 года ГУК ТО «Музейный комплекс» присвоено имя Ивана Яковлевича Словцова» (распоряжение Правительства Тюменской области от 10.03.2009 г. № 207-рп, ОГРН от 20.05.2009).

В собрание музейного комплекса вошла коллекция русского искусства XVII – нач. XX вв., одна из лучших в провинциальных собраниях России, уникальные коллекции тюменской деревянной резьбы, тобольской резной кости, искусства народов Севера, пр.

Музейные выставки, на которых представлены объединённые краеведческие и художественные коллекции, стали более представительными и разнообразными. 21 июня 2010 г. вышло распоряжение Правительства Тюменской области №805-рп об изменении типа государственного учреждения культуры Тюменской области «Музейный комплекс им. И.Я.Словцова» на государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Музейный комплекс им. И.Я.Словцова». Музей начал работать в новых хозяйственных условиях.

В центре города продолжается строительство нового музейного комплекса, в состав которого входит новое здание фондохранилища и экспозиционные корпуса. Завершение строительства и новые современные экспозиции станут прекрасным подарком всем жителям и гостям Тюменского края.

Музеи, входящие в состав Музейного комплекса:

1.Музей «Городская Дума». Здание музея «Городская Дума» было построено в 30-х гг. XIX в. и представляет собой великолепный образец стиля русской провинциальной архитектуры. Благодаря высокому цоколю, двухэтажное сооружение выглядит весьма солидно. В нем хорошо просматривается стиль русской провинциальной архитектуры. Лаконичный декор фасадов (замковые камни и прямые сандрики на кронштейнах) делает постройку очень выразительной, запоминающейся. Здание украшают башенные часы с боем, изготовленные в 1857 году крестьянином Успенской волости А.Трусовым. С 30-х гг. XIX в. в этом здании размещалась городская Дума и городская управа г. Тюмени, а с 1922 г. здесь был открыт Краеведческий музей. В музее «Городская Дума» находится постоянная экспозиция «Окно в природу», представляющая многообразие флоры и фауны нашего края. Есть в музее и выставочные залы, в которых открываются новые экспозиции не только из фондов «Музейного комплекса», но и центральных музеев России.  

2. Музей-усадьба Колокольниковых. Вот уже два столетия на главной улице города Тюмени, в его историческом центре уютно расположились два купеческих дома; к сожалению, время не сохранило всю усадьбу, занимавшую в XIX веке целый городской квартал.Старинные здания являются памятниками федерального значения и составляют единый ансамбль, сочетающий элементы барокко и классицизма с традиционной тюменской объемной резьбой.Камерность музейных зданий привлекательна не только роскошью интерьеров, т.к. войдя в парадные двери, посетитель попадает в атмосферу жизни прежних хозяев, приобщается к истории Государства Российского, соприкасается с плеядой героев минувшего…Экспозиция «История дома XIX – ХХ вв.» открыта в 1996 году, она рассказывает о крупных поворотах истории России, ярких человеческих судьбах и эпохальных событиях. Старинный деревянный особняк первоначально принадлежал купцам Иконниковым (1804 год). В конце 1880-х годов усадьба перешла в собственность купца I гильдии И.П. Колокольникова, который перестроил все дома усадьбы, а жилой дом из деревянного «шестистенка» становится миниатюрным дворцом. Благотворительность этой семьи известна городу: женская гимназия, частная школа и коммерческое училище были построены на их средства.В годы гражданской войны в этом доме находился Комитет помощи раненым и больным воинам Белой армии.В августе – сентябре 1919 года в доме располагалась штаб-квартира командующего 51 стрелковой дивизии Василия Константиновича Блюхера. 1990 – 1996 годы XX века в судьбе усадьбы известны годы проведения первой в городе научной реставрации деревянного особняка – памятника федерального значения. В период реставрации создается концепция экспозиции «История дома XIX – ХХ вв.», где главным предметом становится Дом, которому 200 лет, а также судьбы и события минувшего времени.В 1995 году музею передаётся каменное здание магазина, и вновь начата реставрация, теперь уже второго усадебного дома, который открывается экспозицией «Торговый дом И.П. Колокольникова».

3. Археологический музей-заповедник на озере Андреевское. Музей-заповедник представляет собой территорию, максимально приспособленную для реализации охранной, познавательной и рекреационной функций.Основная концептуальная идея музея-заповедника – экология человека и природы на протяжении длительного периода времени с 8 тыс. до н.э. по XIII – XIV в.в. в лесостепной полосе Западной Сибири.Экспозиция музея-заповедника занимает часть территории с доступом к наиболее аттрактивным археологическим объектам. Она выстраивается как путешествие в прошлое с возможностью погружения в эпоху и состоит из:

1. Памятников археологии, которые демонстрируются как часть исторически сложившегося ландшафта. Один из маршрутов проходит по археологическим памятникам, дающим наглядное представление о всех сторонах жизни и быта древнего человека:

- Погребальный комплекс Перейминский 2 располагается рядом со зданием музея – относится к неолиту – энеолиту;

- Жилой комплекс – городище «Жильё» (относится к раннему железному веку);

- Святилище – костище Песьянка 6 располагается в 400 м от здания музея на берегу озера (относится к началу I тыс. н.э.).

2. Традиционной экспозиции в закрытом помещении с демонстрацией коллекций, документирующих историю древнего населения на берегах озера. Она включает в себя предметы быта и промыслов манси и ханты: обласа, нарты, ловушки, запор, традиционная одежда, сумки для хранения швейных принадлежностей и мешки для хранения одежды, кисеты и табакерки, спальные принадлежности – подушки, полога, музыкальные инструменты и ритуальные принадлежности. Сюда же входят детские игрушки: лодки, нарты, куклы-акань, люльки, одежда для кукол, сумочки для рукодельных принадлежностей.

3. Стационарной интерактивной зоны «Древние воины Сибири» (реплики костюмов, оружия и вооружения финно-угорских народов раннего и развитого средневековья).

4. Музей изобразительных искусств. Тюменский музей изобразительных искусств был открыт для посетителей в сентябре 1957 года (тогда Тюменская картинная галерея). За прошедшие десятилетия сотрудники музея скомплектовали значительное собрание произведений, представляющее собой 36 коллекций и насчитывающее более 13 000 единиц хранения. Гордость музея – целостное собрание русского искусства, одного из лучших за Уралом. В эту коллекцию входят картины знаменитых художников XVIII – начала XX веков художников (это А.Матвеев, В.Л.Боровиковский, Ф.С.Рокотов, С.Ф.Щедрин, А.Г.Венецианов и его ученики, В.А.Тропинин, В.Е.Маковский, И.И.Шишкин, А.К.Саврасов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, Б.М.Кустодиев, представители «Союза русских художников» и «Мир искусства», Р.Р.Фальк, Б.Анисфельд и В.В.Кандинский), собрание русской гравюры, фарфор, скульптурные произведения русских мастеров.Единственная в области музейная коллекция западноевропейского искусства, знакомит с особенностями ведущих европейских школ Франции, Германии, Бельгии, Англии, Швейцарии XVII - XIX столетий. Особенно значимым является раздел голландской живописи XVII века.Коллекция отечественного искусства ХХ века – это живопись, графика, скульптура, декоративно - прикладное искусство художников Москвы, Ленинграда-Петербурга, а также бывших союзных республик, от Прибалтики до Средней Азии и Закавказья. Разнообразна и по стилистическим поискам мастеров – 1920-е годы, социалистический реализм, «суровый стиль» шестидесятников, обращение к классическим традициям художников 1970-х годов и новейшие искания современников. Особенностью собрания является наличие значимых коллекций, связанных с искусством края – живописи и графики тюменских художников XIX-нач.XXI веков, тобольской резной кости, традиционного и изобразительного искусства народов Севера (в том числе произведения К.Панкова и Г. Райшева), народного искусства Тюменской области (резные и расписные прялки, керамика, тканые и вышитые изделия, знаменитые тюменские дымники). Уникальны и собрания «Тюменская деревянная домовая резьба» и «Тюменский ковер».

5. Музей «Дом Машарова». Музей расположен в старом районе города на углу улиц Ленина и Тургенева (бывшие Спасская и Полицейская), в каменном одноэтажном особняке, памятнике архитектуры федерального значения кон.19 - нач. 20 вв. Усадьба принадлежала Николаю Дмитриевичу Машарову, известному тюменскому промышленнику, владельцу чугунолитейного завода (ныне ОАО «Станкостроительный завод»), выпускавшего литье по образцам Каслинского. На территории усадьбы находились два флигеля, непосредственно сам особняк, хозяйственные постройки и большой сад. Здание особняка сохранило богатую архитектурно-декоративную отделку фасадов и интерьеров. Настенный декор здания нельзя безоговорочно отнести к какому-либо стилю. Элементы классицизма, выраженные в профилированном карнизе, рустованных углах, декоративных кронштейнах, естественно и гармонично сочетается со сложными лепными наличниками и с подоконными гирляндами.Подвальный этаж дома отводился под склады, лавки, различные подсобные службы, включая кухню и прачечную. На первом этаже находились все престижные для то-го времени помещения: зал, столовая, кабинет, гостиная. Комнаты в особняке дифференцировались по назначению и широко использовались в повседневной жизни.С 1919 г., после национализации, дом занимали учреждения здравоохранения. В 1991г. началась научная реставрация усадьбы. В ходе работ дому был придан его исторический первоначальный облик. Были восстановлены летняя веранда с крыльцом, мансарда, внутренние лестницы, камин в кабинете хозяина. В августе 1994 года музей раскрыл свои двери для посетителей. Выставку назвали «Семейный альбом». Представленные фотографии, документы, предметы быта принадлежали нескольким семьям тюменцев: Машаровых, Афромеевых, Гилевых-Воробейчиковых, Шадриных и другим. Цель выставки – рассказать о семье как явлении общественной жизни Тюмени кон.19 - нач.20 вв., ее домострое (нравах и обычаях, укладе жизни, этикете, досуге, образовании). Посетители, пришедшие в музей с его зеркалами, картинами, старинной мебелью, хотя бы ненадолго могут окунуться в атмосферу той эпохи, почувствовать мир семьи, мир семейных отношений.Осмотр особняка посетители начинают с парадного зала - самого большого помещения, центрального места приема гостей. Парадность помещения подчеркнута лепным декором. Важную роль в оформлении зала играют две печи, симметрично расположенные в углах между дверными проемами. Такой прием создает впечатление объемности стен и расширенности пространства, а также подчеркивает центральное место зала в общей системе интерьера.Знакомство с домом продолжается в передней. В этот период устройство каменных домов тяготело к компактности. И, как правило, жилые и парадные комнаты группировались вокруг маленькой передней, что позволяло рационально использовать полезную площадь дома и обогревать его минимальным количеством стенных печей. Для деловых встреч в доме имелся кабинет. Печь с камином, имеющим небольшой арочный проем, зарешеченный чугунной ажурной решеткой, картины, охотничьи трофеи украшают кабинет. Представленные вещи - мягкий гарнитур, письменный стол, книжный шкаф, печатная машинка фирмы «THE FOX», настенные часы французского производства, отражают моду того времени, стиль эпохи. В кабинете посетители могут познакомиться с личными фотографиями, документами Н.Д. Машарова, образцами продукции чугунолитейного завода.Занимаемое положение в городе обязывало уделять внимание и светской жизни тюменского общества, которая протекала не только в публичных местах, но и в домашних гостиных, где устраивались светские приемы, музыкальные вечера, званые обеды и ужины. Гостиная находится в угловой части особняка, отличается подчеркнуто парадным обликом, определяемым очаровательными, изящно переплетенными ветвями растительного орнамента на лепнине потолка. В центре – большое панно с плафоном. Комната украшена и печью, богато декорированной изразцами. Необходимыми атрибутами гостиной являлись: диван, круглый или овальный стол, ломберный столик, жардиньерки, украшенные салфетками, декоративными вазами, рояль. Комната хозяйки также иногда служила для приема гостей, хотя и не являлась парадным помещением.женская комната примыкает к гостиной, обладает гармоничным объемом, чуть вытянута вдоль бокового фасада и двумя окнами выходит на улицу. Потолки имеют простые тяги, печь облицована белыми изразцами. Убранство комнаты состоит из овального столика с креслом, столика для рукоделия, комода с зеркалом, ширмы и множества женских принадлежностей и безделушек. Здесь представлены вещи, принадлежавшие известной тюменской купеческой семье Гилевых - Воробейчиковых. Заканчивается знакомство с особняком Машарова в детской - самом маленьком помещении дома, единственным украшением которого являются потолочные тяги и простая кафельная печь и с изразцами типа «кабанчик». Детство живет здесь в фотографиях, игрушках, школьных принадлежностях. Экспозиция музея «Дом Машарова», как страница старинного семейного альбома воссоздает картину жизни, нравы, обычаи, традиции тюменских купцов и промышленников. 

Филиалы

Контактная информация

Директор Хвостанцева Наталья Валентиновна, (3452) 45-35-65

Главный хранитель Усольцева Елена Григорьевна, (3452) 29 79 08, EGusoltseva@eandex.ru

 Первый заместитель директора Трушников Денис Юрьевич , (3452) 45 35 80, 466360den@mail.ru

625000 г.Тюмень, ул. Советская, 63
(3452) 46 80 71
(3452) 46 80 71
museum72@gmail.com
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea