Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Государственное учреждение культуры Свердловской области «Ирбитский государственный музей изобразительных искусств»

назад

Основан 3 января 1972 года, как городской выставочный зал. В апреле 1972 года приказом Управления культуры Свердловского облисполкома на базе выставочного зала открыт филиал Свердловской картинной галереи (ныне Екатеринбургский муниципальный музей изобразительных искусств).

Юридически являясь филиалом, выставочный зал фактически оставался полностью самостоятельным учреждением культуры, имеющим собственный штат, фонды и банковские реквизиты. Филиал финансировался из средств городского бюджета, что и определяло его самостоятельность, но при этом Управление культуры области жестко регламентировало объемы этого финансирования. С 1991 года - Ирбитский музей искусств муниципального подчинения.В декабре 1995 года Министерство культуры Российской Федерации специальным письмом на имя Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя признало коллекции музея «национальным достоянием общероссийского значения» и рекомендовало перевести музей в государственную собственность.12 сентября 1996 года Постановлением Правительства Свердловской области музей переведен в государственную собственность Свердловской области с присвоением статуса государственного музея изобразительных искусств с финансированием из областного бюджета.

В настоящее время музей фактически представляет собой единственный в стране специализированный музей гравюры и рисунка.

Собрание музея на конец 2010 года насчитывает свыше тринадцати тысяч произведений и делится на два основных блока:

- «Мастера гравюры и рисунка XV - XXвеков. Европа и Россия» (включая несколько произведений живописи старых мастеров, среди которых особое место занимают «Портрет Изабеллы Клары Евгении, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов» (Ок. 1628-29) работы мастерской Антониса ван Дейка и «Кающаяся Мария Магдалина» (ок. 1625) мастерской Петера Пауля Рубенса);

- «Мастера уральского искусства. Живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство XX века».

В составе коллекции европейской печатной и оригинальной графики представлены произведения итальянской, нидерландской, фламандской, голландской, немецкой, французской, английской, испанской, швейцарской, австрийской, польской, болгарской, шведской, бельгийской и американской национальных школ, в т.ч. работы А.Дюрера, Г.Бургкмайера, Маркантонио Раймонди, Дж.Бат. Франко, Э.Вико, Ф.Бароччи, братьев Карраччи, Б.Саломона, Л.Готье, Л.Суавиуса, Х.Гольциуса, Тициана, Тинторетто, К.Схюта, С. делла Беллы, А.ван Остаде, А.ван Дейка, Рембрандта, Ж.Калло, Ш.Лебрена, Ж.Эделинка, Дж.Бат. Тьеполо, Дж.Вази, Дж.Бат.Пиранези, Ф.Буше, Ж.Л.Давида, Ж.Ж.де Буасьё, Ф.Бартолоцци, Ф.Гойи, Арчибальда Робертсона, В.Барта, Й.Крихюбера, О.Домье, Э.Манэ, П.-Э.-Т. Руссо, Ш.-Ф. Добиньи, К.Писсарро, А.Тулуз-Лотрека, П.С.Эллё, Дж.Бэкона, Ф.Э. Вал-лотона, Г.Гросса, Э.Лихтвиц, Ф.Мазереля, Ф.Табуссо, Ф.Менцио, С.Сарони, Э.Паулуччи, Ф.Казоратти, Л.Джонсона, М.Шагала, Б.Бюффе, Хуана Миро...Особо выделяются монографические коллекции Г.Бургкмайера (10 листов из «Вей-скунига»), Антониса ван Дейка (35 офортов из знаменитой «Иконографии»), А.Темпесты (21 лист из разных серий), Дж.Бат.Тьеполо (8листов из сюиты «Вари каприччи»), Франсиско Гойи (полный комплект — 80 листов — офортов знаменитой серии «Капричос» и два листа из серии «Диспаратес» ), Константина Гиза (21 акварель «Видов Константинополя и его окрестностей», 1833), Поля Гаварни (142 листа литографий из разных сюит), В.Якубовского (526 листов резцовых экслибрисов и малоформатных станковых гравюр) и др.

Необходимо отметить также совершенно уникальные гравюры не имеющие аналогов в музеях России:- Ф.Ланго «Поругание Христа. Увенчание тернием», 1660-1670. Офорт, резец на 9-ти досках, 216,5x151,5 см. По мотивам утраченного живописного оригинала А.ван Дейка;- П.Дево «Тайная вечеря». 1660-1670. Офорт, резец на 9-ти досках 218x149,5. По живописному оригиналу П.П.Рубенса, находящемуся ныне в галерее Брера в Милане.

К числу особо редкостных относится коллекция французских цветных пунктиров, отпечатанных на атласе и среди них совершенно уникальные парные портреты императора Наполеона и его второй жены Марии-Луизы.

Отечественное искусство XVIII - XX веков представлено, прежде всего, произведениями печатной и оригинальной графики работы А. Шхонебека, П. Пикарта, А.Ф. Зубова, И.А. Соколова, Е.П.Чемесова, Г.И.Скородумова, А.Е. Мартынова, А.Е. Егорова, A.O. Орловского,A.Г.Венецианова, О.Е.Кипренского, Ф.П.Толстого, С.Ф. Галактионова, Г.А. Гиппиуса, Ф.А. Бруни, Ф.И. Иордана, Г.Г. Гагарина, И.С. Щедровского, А.К. Саврасова, H.H. Ге, И.И. Шишкина, Г.Г. Мясоедова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.Е.Маковского, К.В. Лебедева, И.И. Левитана, В.А.Серова, Л.С. Бакста, И.Э. Браза, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фа-лилеева, К.Ф. Богаевского, М.В. Добужинского,B.В. Матэ, Ф.А. Малявина, К.Ф. Юона, Б.М. Кустодиева, H.C. Войтинской, A.M. Васнецова, И.Н. Павлова, И.И. Нивинского, П.А. Шилин-говского, Д.И. Митрохина, А.И. Кравченко, В.А. Фаворского, В.В. Лебедева, А.А. Дейнеки, К.И. Рудакова, Н.И. Пискарева, АЛ. Каплана, A.H. Якобсон, П.Н. Староносова, B.C. Виль-нера, И.С. Хижинского, Г.Д. Епифанова, П.В. Вильямса, E.O. Бургункера, Е.А. Кибрика и др.

Особое место в русском собрании занимают:

- коллекция русского гравированного портрета XVIII-XX вв.;

- коллекция видов Санкт-Петербурга и его окрестностей XVIII-XX вв.;

- полный комплект «Душеньки» Ф.П.Толстого;

- коллекция русской сатирической литографии второй половины XIX века;

- коллекция отечественной печатной графики 20-х годов XX столетия;

- коллекция отечественной ксилографии советского периода;

- коллекция портретов «Последние люди империи» Б.И.Жутовского.

Естественным и закономерным продолжением отечественной коллекции является высококачественное собрание живописи, скульптуры и графики уральского региона XX века и, прежде всего, произведений художников Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Особо выделяются персональные собрания Е.В. Гиле-вой, В.М.Воловича, М.Ш.Брусиловского, Ю.И. Истратова, А.А. Казанцева, А.Г. Антонова, Г.С. Метелева, В.Д. Сыскова, В.П. Кошелева, В.И.Реутова, Е.А. Бортникова, B.H. Наседкина, Т.В. Баданиной, И.Н. Ильичева, А.А. Баландина и др.

Музей расположен в трех зданиях. В современном здании по ул. Елизарьевых 28 «в» находится административный блок и основное хранение, а также функционирует Музейно-выставочный, информационно-образовательный центр музея (МВИОЦ) с кино-видео-лекционным залом оборудованным современным проекционным оборудованием и акустикой фирмы «Jamo» в системе «Dolbi Digital Surround» (окружающий звук).В этом же здании с 1997 года находится компьютерный редакционно-издательский отдел музея, обеспечивающий подготовку электронных версий всех изданий музея, компьютерную подготовку научно-инвентарной документации, обслуживание компьютерной сети музея.В мае 2006 года на базе кино-видео-лекционного зала открыт и начал функционирование «Виртуальный филиал Государственного Русского музея»/

В 2005 году успешно закончена реставрация, ремонт и приспособление к музейным нуждам первой очереди памятника архитектуры последней четверти XIX века «Дом купцов Казанцевых» (1880) по ул. Володарского, 14, в котором в мае 2006 года открыт экспозиционно-хранительский отдел «Музей уральского искусства», представляющий собой практически самостоятельный музей современного искусства Урала в фондах которого сосредоточено свыше четырех тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоратив-но-прикладных видов искусства. Экспозиция «Музея уральского искусства» развернута в 13-ти залах, общей площадью свыше 500 м2. Фондохранилище оснащено оборудованием с учетом современных требований музейного дела. Здание музея имеет автономную систему отопления, позволяющую круглосуточно, в течение года, поддерживать оптимальный режим температуры и влажности.В помещении «Дома Казанцевых» с 2006 года начала работу музейная реставрационно-дизайнерская мастерская, оснащенная всем необходимым оборудованием для производства несложных реставрационных работ на музейных предметах. Реставрация экспонатов находящихся в сложном и особо сложном состоянии сохранности осуществляется специалистами ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, с которым музей поддерживает постоянные деловые отношения с 1978 года.В этом же здании расположена и оснащена цифровым оборудованием фотостудия музея, обеспечивающая все аспекты учетно-хранительской, научно-исследовательской, просветительской и издательской деятельности музея.

Ирбитский ГМИИ имеет в штате собственную службу безопасности. Действующие музейные объекты по ул.Елизарьевых, 28 «в» и ул.Володарского, 14 оснащены системами сигнализации и связи, имеют системы наружного и внутреннего видеонаблюдения с выводом на пост охраны и обязательной круглосуточной видеозаписью происходящего.

Основной задачей на ближайшее время является завершение ремонта и реставрации третьего здания музея - памятника архитектуры 1879 года «Торговый ряд Ирбитской ярмарки», (ул. К.Маркса, 47), предназначенного для размещения экспозиционно-хранительского отдела «Музей гравюры и рисунка», экспозиция которого будет развернута в 27 залах общей площадью свыше 1100 кв. метров.В этом же здании будет размещена и начнет функционирование, как общедоступная, Научная библиотека Ирбитского ГМИИ.

СОСТАВ МУЗЕЙНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ИРБИТСКИЙ ГМИИ» Музейно-выставочный информационно-образовательный центр (ул. Елизарьевых. 28) Типовая приставка к жилому дому. Построена в 1974 году. Перестроена и реконструирована в 2001-2003 годах.В ходе реконструкции выделено и оборудовано всем необходимым основное хранилище с прилегающим к нему отделом главного хранителя, три выставочных зала общей площадью 120 кв. м. Во вновь пристроенном помещении в 2003 году открыт многоцелевой актовый зал музея, используемый как выставочный, концертный, кино-видео-лекционный, расcчитанный на 60 посадочных мест.В 2006 году на базе этого зала открыт «Виртуальный филиал Русского музея».Общая площадь:- застройки 564 м2- земельного участка 983 м2.

«Музей уральского искусства» в «Доме купцов Казанцевых» памятник архитектуры конца XIX века (ул.Володарского. 14)Построен в 1875-80 годах. Автор проекта не известен. Двухэтажная постройка в «кирпичном стиле» наиболее характерна для работ ирбитского мастера-подрядчика И.Торопова. До 1918 - жилой дом купцов Казанцевых. 1918-2001 - родильный дом горздравотдела.1 962-64 - осуществлен пристрой с юго-вос-точной стороны со значительными изменениями внутренней планировки исторического здания.2002 - Постановлением Правительства Свердловской области передан музею для проведения ремонта, реставрации и размещения экспозиций.2005 - окончание реставрации, ремонта и приспособления исторической части здания для размещения коллекции уральского искусства XX века.25.05.2006 открыт «Музей уральского искусства» на правах отдела Ирбитского ГМИИ.Общая площадь:- застройки 1511 м2- земельного участка 3188 м2.

«Музей гравюры и рисунка» в «Торговом ряду Ирбитской ярмарки» - памятник архитектуры последней четверти XIX века (ул. К.Маркса. 47)Построен в 1879 году. Одноэтажное кирпичное здание торгового назначения с широкими арочными проемами входов.Архитектоника здания характерна для лучших кирпичных построек ирбитского мастера И.Торопова и его артели. Композицию фасадов с ритмом коробовых арок, их рустованных наличников вертикально членят угловые рустованные лопатки. Над каждым арочным проемом по три небольших окна второго света. Здание по праву может быть отнесено к памятникам архитектуры местного значения.С момента постройки и до 1930 года использовался по прямому назначению, как торговые ряды. С начала 1930-х и до 1999 года здание производственного назначения Ирбитского автоприцепного завода. В 1999 году постановлением Правительства Свердловской области передан музею для проведения капитального ремонта, реставрации-реконструкции и размещения музейных экспозиций.2000 - проектные работы.2001-2008 - общестроительные и ремонтно-восстановительные работы, как внутри здания, так и по всему периметру стен.В 2012 году должны быть завершены все отделочные и художественно-оформительские работы, установлено музейное хранительское и экспозиционное оборудование, система общего и светодиодного освещения экспозиции, системы вентиляции, кондиционирования, связи, охранно-пожарной сигнализации, включая видеонаблюдение.

Общая площадь:- застройки 947 м2- земельного участка 2800 м2

Контактная информация

Директор Карпов Валерий Андреевич, (34355) 3-61-06

Главный хранитель Деревнина Виктория Викторовна, (34355) 6-56-32

Заместитель директора по науке Конюкова Светлана Васильевна, (34355) 6-37-96

623856, Свердловская обл.,г. Ирбит, ул. Елизарьевых, 28 в
(34355) 3-6106
(34355) 3-6106
igmii2008@gmail.com
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea