Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Государственное бюджетное учреждение культуры Калужской области «Калужский областной краеведческий музей»

назад

Калужский областной краеведческий музей – один из старейших в России. Он образован членами Ученой Архивной комиссией и открыт для посетителей в 1897 г. в памятнике архитектуры XVII столетия – палатах Коробовых.

С 1922 г. музей размещается в бывшей усадьбе купца И.М.Золотарева. Главный дом усадьбы долгое время именовался дворцом и считался самым богатым в Калуге. Особое художественное богатство усадьбы составляют живописные интерьеры главного дома. Известные российские архитекторы, подчеркивая особенности золотарёвского дворцового сооружения, находят в архитектурной обработке интерьеров тесную связь с интерьерами московских особняков, построенных архитекторами школы М.Ф. Казакова в конце XVIII - начале XIX веков. Отделочными работами в золотарёвском доме руководил итальянец С.П. Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой.

Городская усадьба П.М. Золотарева, купца первой гильдии, калужского городского головы (1813-1818 г.), стала украшением провинциальной Калуги в начале XIX века (1805-1808 гг.). Она величественно выросла на холме Завершья, чтобы сквозь уходящие века остаться в памяти и преследовать воображение многих поколений калужан и гостей города. Главный дом усадьбы долгое время именовался дворцом и считался самым богатым в Калуге. Талантливый зодчий поставил его по красной линии улицы и украсил горельефами на темы древнегреческого эпоса: "Спор богинь", "Суд Париса", "Жертвоприношение". Въездные арки с колоннами, кружевной узор ворот и кованые фонари придали дому торжественный вид. Через ворота просматриваются дворовые постройки: каретник и парадный жилой флигель. Двор замыкает крытая галерея с двойной колоннадой тосканского ордера, поставленной на белокаменную террасу. Романтизм уютного усадебного двора, наделенный архитектурным изяществом галереи, усиливается своенравием погодных контрастов: он сверкает красотою солнечным утром и становится мрачным, охваченный дождем и небом с грозовыми облаками.

Особое художественное богатство усадьбы составляют живописные интерьеры главного дома. Известные российские архитекторы, подчеркивая особенности золотаревского дворцового сооружения, находят в архитектурной обработке интерьеров тесную связь с интерьерами московских особняков, построенных архитекторами школы М.Ф. Казакова в конце XVIII - начале XIX веков. Отделочными работами в золотаревском доме руководил итальянец С.П. Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой.Из парадных сеней первого (хозяйственного) этажа на второй этаж ведет парадная лестница, переходящая с одного на два марша. По замыслу архитектора приемной начинается анфилада южных комнат. Вход в парадные залы из приемной комнаты украшен стройными колоннами искусственного лиловатого мрамора. В интерьерах парадных комнат достигнут синтез изобразительных искусств – архитектуры, скульптуры, живописи. Живописным панно в духе знаменитого французского художника XVIII века Гюбера Робера с изображением романтического пейзажа с рощей, водопадом, античными руинами, украшен танцевальный зал. Лепные барельефы "Времена года", "День", "Ночь" в нишах над окнами и дверными проемами придают залу еще большую торжественность. Не менее нарядна большая гостиная. Ее стены обтянуты голубым штофом, вставленным в золотые рамы. Иллюзию купола создает перспективная роспись кессонами слегка вогнутого плафона потолка. Узкие зеркала, украшенные пышной резьбой, вмонтированы в плоскость обеих угловых печей. Отражая убранство гостиной, зеркала зрительно увеличивают ее размеры и усиливают великолепие интерьера. Следование гостей по парадным интерьерам предусматривало смену впечатлений, создаваемых декоративными средствами, например, скульптурными вставками сценок из жизни Амура. За парадной спальней следует боскетная, расписанная под обвитую зеленью беседку. Каждый из парадных залов в XIX веке предполагал развернутое в пространстве действие: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства. "Дом сей (был) осчастливлен (посещением) его императорским величеством великим князем Николаем Павловичем в 1816 году с 29 июля по 1 августа, Александром I 2-3 сентября 1816 г., Михаилом Павловичем 4-8 ноября 1817 г.".В конце XIX века дом перешел от семьи Золотаревых к наследникам - купцам Черновым, позднее, в 1884-1885 гг., продан Е.И. Кологривовой.

В 1922 году дом и усадьба, представляющие ценный художественный памятник прошлого, были переданы губернскому историческому музею, основанному в 1897 году.

Коллекционный фонд музея формировался более ста лет и сейчас насчитывает свыше 100000 экспонатов. В нем представлены портреты калужских дворян и купцов, гравюры XVIII века. В коллекции фарфора и фаянса собраны замечательные образцы русских и западноевропейских фабрик прошлых столетий. Особую ценность представляют предметы восточного фарфора. Музей обладает разнообразными образцами оружия XVI – первой половины XX веков. В коллекции тканей собраны уникальные предметы крестьянского костюма с традиционной калужской вышивкой "цветная перевить". В 1982 году коллекционный фонд музея, оформленный в научно-экспозиционных комплексах, был удачно вписан в художественное решение интерьеров дома. Труд научных сотрудников и художников СПб В.М. Пискунова и М.И. Кудрявцева получил высокую оценку музееведов и посетителей музея.

В четырех комнатах первого этажа со сводчатыми потолками располагается отдел природы. Красочные диорамы и биогруппы знакомят с растительным и животным миром Калужского края в разное время года. Оригинально на стилизованном дереве представлены птицы. В завершающем зале отдела природы в биогруппе с круговым обзором представлен смешанный лес и его обитатели: лось, благородный олень, кабан, бурый медведь, рысь.

Одиннадцать залов второго этажа занимает отдел истории. Знакомство с историей края начинается с эпохи первобытнообщинного строя, представленного многочисленными археологическими находками. О высоком уровне культуры древних городов калужской земли свидетельствуют височные кольца, перстни, браслеты, шейные гривны, литейные формочки для первых христианских нательных крестов. "Муравленные" изразцы, предметы кузнечного производства, резная мебель, шитье с вышивкой "цветная перевить", парадные крестьянские и купеческие костюмы составляют экспозицию музея. Поражают изящным орнаментом серебряные изделия известного калужского мастера М. Золотарева. Эпоха Петра I представлена деятельностью первых промышленных предприятий. Подлинная геральдика губернского города и двенадцати его уездов ярко характеризует особенности исторического развития Калужского края. Здесь же экспонируются часы, подаренные Екатериной II при открытии Калужского наместничества (1777 г.). Нашли свое отражение в экспозиции события Отечественной войны 1812 года на территории губернии. Культурная жизнь второй половины XIX века представлена материалами о жизни и творчестве классиков русской литературы, приезжавших на Калужскую землю: Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева и др. 

Филиалы

Контактная информация

Директор Бессонов Виталий Анатольевич, (4842) 72-16-18

Главный хранитель Хохлова Татьяна Михайловна, (4842) 74-20-12

Заместитель директора по науке Шмытова Ирина Владимировна, (4842) 72-16-18, kaluga2007@mail.ru

248600 Калужская обл., г. Калуга, ул. Пушкина, 14
(4842) 72-1618, 72-1619, 74-2012, 74-4007
(4842) 72-16-18
kokm@mail.ru
kokm.ru
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea