Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры
!!

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

Санкт-Петербургский государственный университет

Государственный Эрмитаж

Дом ученых им. М. Горького РАН

Ассоциация «За венгерско-российское сотрудничество имени Льва Толстого»

 

объявляют о проведении в Санкт-Петербурге

16–17апреля 2020 г.

научно-практического круглого стола

Будущее музея: коллекционирование и ча(е)стный музей

Одно из направлений размышления о будущем музея – рефлексия по поводу новых форм, которые он приобретает в современной культуре. Всегда ли они – объективный ответ на запрос культуры, или же – всего лишь мода? Не ведет ли изменение формы к изменению самой сути феномена? Как эволюция формы детерминируется историческим контекстом? Идеальным предметом для такой рефлексии является частный музей. Популярность частных музеев в современной культуре не вызывает сомнений. Но каковы их социальные функции? Где грань, отделяющая частный музей от частной коллекции, открытой для публики? Возможна ли в нем объективность, являющаяся одной из определяющих черт классического музея?

Описанный ряд вопросов и проблем входит в круг интересов музейных профессионалов (частных и государственных музеев), философов, культурологов, музеологов, историков, педагогов. К участию в работе конференции приглашаются научные работники, преподаватели, сотрудники музеев, архивов, библиотек и все заинтересованные в обсуждении заявленных тем.

Темы для обсуждения и научной дискуссии:

  1. Музейная коллекция vs частная коллекция: сущностное сходство или синонимия?
  2. Собирательская деятельность и коллекционирование: стратегии и методы.
  3. Частный музей в исторической ретроспективе.
  4. Частный музей в культурной среде региона: роли и сценарии.
  5. Феномен коллекционирования как предмет культурологической рефлексии.
  6. Образ собирателя: отечественная традиция и зарубежный опыт
  7. Частный музей: объективность, субъективность и документирование реальности.
  8. Типология негосударственных музеев: новые формы в новое время?
  9. Музейный фонд: взаимодействие частного и государственного.
  10. Виды и формы деятельности частного музея: между традицией, новацией и профанацией?

 

Рабочий язык круглого стола — русский.

ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ:

Пиотровский М. Б. (председатель)– д-р истор. наук, профессор, директор Государственного Эрмитажа, действительный член РАН, действительный член РАХ, заведующий кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ.

Дудник С. И. - д-р филос. наук, профессор, директор Института философии СПбГУ.

ОРГКОМИТЕТ:

Дриккер А. С. – д-р культурологии, профессор СПбГУ,

Цветаева М. Н. – д-р культурологии, профессор СПбГУ,

Никонова А. А. – канд. филос. наук, доцент СПбГУ,

Ананьев В.Г.– д-р культурологии, ученый секретарь Оргкомитета,

Любезников О.А. – канд. истор. наук, старший преподаватель СПбГУ

Сюч Ольга – PhD, председатель Ассоциации «За венгеро-российское сотрудничество имени Льва Толстого»,

 

Адрес оргкомитета: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5, Институт философии СПбГУ, кафедра музейного дела и охраны памятников.
Телефон: (812) 3289421 (доб. 1858).

Электронный адрес оргкомитета конференции: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЗАЯВКА УЧАСТНИКА

Просим Вас выслать заполненную заявку на участие и тезисы Вашего доклада

на русском языке (до 1500 знаков) до 02 апреля 2020 г.

1.

ФИО:

2.

Место работы:

3.

Должность:

4.

Ученая степень и ученое звание:

5.

E-mail:

6.

Телефон/факс:

7.

Почтовый адрес:

8.

Название темы доклада:

9.

Необходимые аудиовизуальные средства (отметьте нужные пункты):

—        компьютер

—        другое (что именно)

Все присланные материалы будут направлены на рассмотрение редколлегии научного международного рецензируемого журнал «Музей – памятник – наследие»: http://museumstudy.ru/mmh-journal .

ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ:

 

Объем принимаемых материалов – до 30 000 знаков. Сноски автоматические постраничные. Пристатейная информация на русском и английском языках включает информацию об авторе, абстракт статьи (не менее 150 слов), ключевые слова и название статьи. После пристатейной информации приводится перечень в алфавитном порядке ВСЕХ статей, монографий и других историографических работ, на которые в статье были ссылки (источники включать не надо, обязательно указывается издательство, крайние страницы статей и общее кол-во страниц монографий).  Далее помещается вариант этого же списка в формате References. В нем названия кириллических названий транслитерируются на латиницу и сопровождаются переводом названия публикации на английский язык (перевод приводится в квадратных скобках после транслитерации названия). Транслитерация: http://www.translit.ru/. В конце описания в скобках указывается язык произведения (inRus.).

Подробнее см.: http://museumstudy.ru/pravila-oformleniya-materiala

Примеры: http://museumstudy.ru/novyj-nomer

 
!!

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции «Военно-исторические музеи в современном информационном пространстве. Сохранение исторической памяти», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Конференция состоится 21 февраля 2020 года в Культурно-выставочном центре музея-заповедника по адресу: г. Севастополь, ул. Ленина, 35.

Организатором конференции выступает Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Регионального отделения Российского военно-исторического общества в г. Севастополе.

Работа конференции пройдет по следующим направлениям:

– Актуальные проблемы изучения истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;

– Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. в документах архивов, экспозициях и фондовых коллекциях военно-исторических музеев;

– Современные тенденции сохранения исторической памяти о войнах в музейном пространстве;

– Возрастающая роль военно-исторических музеев в условиях информационной войны. Борьба с фальсификацией военной истории России.

К участию в конференции приглашаются военно-исторические музеи городов-героев России и СНГ. Форма участия в конференции: очное или заочное участие с представлением статьи и размещением его в электронном

сборнике научных трудов. Организационный взнос за участие в конференции не предусмотрен. Оплата командировочных расходов для иногородних участников – за счет направляющей стороны.

Программа конференции будет сформирована на основании поступивших заявок и направлена участникам дополнительно по электронной почте.

Заявки на участие в конференции принимаются до 30 декабря 2020 г. по электронному адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

За дополнительной информацией, связанной с участием в конференции, обращайтесь по телефонам: +7 (8692) 222111 (доб. 107); +7 (978) 7249324 – Бойко Екатерина Викторовна.

 

С уважением,

Оргкомитет.

 
!!

Уважаемые коллеги!

Приглашаем музеи регионов Российской Федерации принять участие в ежегодном конкурсе музейных проектов «Музейный Олимп», проводимом в Санкт-Петербурге с 2009 года.

Конкурс проводится для выявления и ознакомления музейной общественности с лучшими проектами с в различных областях музейного дела, профессионального обмена опытом и методиками работы с посетительской аудиторией, активизации профессионального общения музейного сообщества Санкт-Петербурга и регионов, повышения качества и количества межмузейных проектов.

В 2020 году для участия в конкурсе музеев регионов Российской Федерации открыт прием заявок в номинация «Выбор Петербурга». Условия участия, порядок приема и рассмотрения заявок, критерии оценки поданных на рассмотрение Жюри проектов  определяется Положением о порядке проведении конкурса «Музейный Олимп» (Приложение 1) и Календарем конкурса на 2020 год (Приложение 2).

Ответственный секретарь Конкурса Голобородько Майя Александровна Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

 Конкурса «Музейный Олимп»

 

 

 

  1. 1.     Общие положения

 

1.1.                     Учредителем Конкурса «Музейный Олимп» (далее – Учредитель) является Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга.

1.2.                     Конкурс «Музейный Олимп» (далее – Конкурс) проводится в целях выявления ориентиров профессионального роста сотрудников музеев, повышения престижа музейной работы, актуализации социальной миссии музеев.

1.3.                     Конкурс направлен на поощрение музеев за значимый вклад в развитие музейного дела, а также граждан Российской Федерации за особые заслуги и поддержку развития музейного дела в Санкт-Петербурге.

1.4.                     Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

  • Музей – учреждение культуры (структурное подразделение), созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
  • Проект – целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, направленная на создание уникальных музейных продуктов или услуг.
  • Номинант Конкурса – участник Конкурса, включенный решением Жюри Конкурса (далее – Жюри) в число 3 участников Конкурса по одной из номинаций, заявка которого по мнению Жюри, свидетельствует о достижении лучших результатов в сфере, соответствующей номинации Конкурса
  • Победитель Конкурса – Номинант Конкурса, согласно решению Жюри достигший лучших результатов среди Номинантов Конкурса по соответствующей номинации Конкурса

1.5.                     Конкурс для музеев проводится в следующих номинациях:

-       «Музей года»

-       «Экспозиция года»

-       «Выставка года»

-       «Музейная книга»

-       «Музей – детям»

-       «Музейный неформат»

-       «Выбор Петербурга»

-       «Номинация года»

1.6.                     Конкурс для граждан Российской Федерации проводится в номинациях:

-       «Специальный приз за поддержку развития музейного дела»

-       «Специальный приз за лучшую реставрационную работу»

-       «Специальный приз за выдающийся вклад в развитие музейного дела»

 

1.7.                      Победителям Конкурса в номинациях  «Музей года», «Экспозиция года», «Выставка года», «Музей – детям», «Музейный неформат», «Выбор Петербурга», «Номинация года» вручается памятный знак и диплом Победителя Конкурса. В каждой номинации присуждается только один приз.

В номинации «Музейная книга» на основании решения Жюри объявляется список из пяти изданий «Золотая полка музейных книг Санкт-Петербурга». Победителям Конкурса в данной номинации вручается диплом Победителя Конкурса и штамп-экслибрис «Золотая полка музейных книг Санкт-Петербурга XXXX года».

1.8.                     Победителям Конкурса в номинациях «Специальный приз за поддержку развития музейного дела», «Специальный приз за лучшую реставрационную работу», «Специальный приз за выдающийся вклад в развитие музейного дела» вручается памятная медаль и диплом победителя. Количество призов в номинациях специального приза Конкурса не ограничено и определяется решением Жюри.

1.9.                     Определение Победителей Конкурса осуществляется на основании решения Жюри.

1.10.                Организационно-техническое обеспечение и экспертное сопровождение Конкурса осуществляет сопровождающая организация. Персональный состав экспертов согласовывается с Учредителем.

 

2.     Порядок представления заявок на участие в Конкурсе и прилагаемых к заявкам документов и материалов, необходимых для участия в Конкурсе.

 

2.1.                     К участию в Конкурсе текущего года принимаются реализованные музейные Проекты, осуществленные в сроки с 22 августа года, предшествующего текущему, по 21 августа текущего года, если иное не предусмотрено требованиями номинации п. 4.

2.2.                     Заявка может быть подана  музеем, творческим союзом или общественной организацией (далее – Организация-заявитель). Для участия в каждой номинации Организация-заявитель может подать только один Проект Музея. Для Музеев, имеющих филиалы, допустима подача заявок в номинацию от разных филиалов Музея (не более одной заявки от одного филиала).

2.3.                     Проект может быть подан к участию только в одной номинации Конкурса.

2.4.                     Заявки на участие в Конкурсе текущего года принимаются с момента формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года – Приложение 1) по 21 августа текущего года, если иное не предусмотрено требованиями номинации пункт 4.

2.5.                     Обязательный состав заявки:

Письмо-представление включает:

-         полное наименование Организации-заявителя

-         полное наименование Музея – участника Конкурса, или фамилию, имя, отчество физического лица – претендента на присуждение «Специального приза» Конкурса «Музейный Олимп»

-         полное наименование Проекта, представленного Организацией-заявителем для участия в Конкурсе

-         наименование номинации Конкурса, в которой выдвигается Проект

К письму-представлению прилагаются:

-         устав Музея – участника Проекта, заверенный музеем, если музей принимает участие в Конкурсе впервые или в Устав внесены существенные изменения.

-         краткое описание Проекта, выдвигаемого на Конкурс и/или заслуг лица, выдвинутого в номинациях «Специального приза» Конкурса с обоснованием соответствия Проекта или заслуг физического лица – участника Конкурса критериям оценки наминации Конкурса, в которой подается Проект, изложенных в пункте 4 настоящего Положения (не более 3000 знаков) (на бумажном носителе и в электронном виде корректируемый формат файла)

-         информационная карта Музея (физического лица) – участника Конкурса (см. Приложение 2, 3), если музей принимает участие в Конкурсе впервые или произошли существенные изменения запрашиваемой информации

-          фото- и/или видеофиксация мероприятий Проекта (в электронном виде)

-          отзывы о Проекте в средствах массовой информации

-          образцы тиражных изданий, каталог выставки, полиграфия Проекта

-         приглашения для членов рабочей группы Жюри, если посещение мероприятий Проекта является платным (5 шт). График проведения мероприятий Проекта (при необходимости)

-         отзывы специалистов в области музейного дела (при наличии)

 

2.6.                     Жюри имеет право запросить у Организации-заявителя дополнительную информацию о заявленном Проекте на любом этапе оценки заявки.

2.7.                     Заявка на участие в Конкурсе подается в адрес ответственного секретаря Жюри в бумажном и электронном виде.

2.8.                     Заявка Проекта, не соответствующего по формальным признакам требованиям пункта 2.5., отклоняется без рассмотрения.

 

3.     Порядок формирования Жюри.

 

3.1.                     Сопредседателями Жюри Конкурса являются:

-       Вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующий сферу культуры

-       Президент Союза музеев России

3.2.                     Заместителем председателя Жюри является председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

3.3.                     В состав Жюри входят:

3.3.1.             Представители Комитета по культуре Санкт-Петербурга:

-       Заместитель председателя Комитета по культуре, курирующий деятельность музеев

-       Начальник отдела культурно-исторического наследия

3.3.2.             Директора или заместители директоров Музеев, ставших Победителями Конкурса в год, предшествующий году проведения Конкурса (один представитель Музея, независимо от числа выигранных номинаций).

3.3.3.             Эксперты – специалисты в сфере музейного дела.

3.4.                     Жюри следующего года формируется Учредителем в составе не более 30 человек.

 

4.     Критерии оценки заявок, поданных на Конкурс

 

4.1.                     В номинации «Музей года» – рассматриваются комплексные Проекты Музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, завершенные в году, предшествующем году проведения Конкурса, и затронувшие все стороны музейной жизни.
Критериями оценки в данной номинации являются:

-         наличие значительных достижений, свидетельствующих о качественных изменениях во всех основных направлениях деятельности Музея (экспозиции, выставки, образовательные программы, события, исследование, реставрация и хранение, управление и пр.);

-         существенное увеличение значимости Музея для региона, местного сообщества, профессиональной сферы;

-         инновационность механизмов музейной коммуникации, изменение структуры посещаемости, расширение аудитории;

-         существенное увеличение основных показателей деятельности (количество посетителей, экспозиционные площади, доходы от основной деятельности, упоминания в СМИ).

 

4.2.                     В номинации «Экспозиция года» – рассматриваются реализованные Проекты по созданию постоянных экспозиций в Музеях Санкт-Петербурга и Ленинградской области в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, по 21 августа  года проведения Конкурса.

Основные критерии оценки в данной номинации:

-         соответствие новой экспозиции миссии Музея, актуальность создания экспозиции как части развития экспозиционной деятельности Музея в целом;

-         ясность и убедительность экспозиционного сообщения;

-         актуальность интерпретации темы и способов представления музейной коллекции, адекватность выбора формы её публичного предъявления;

-         наличие и качество сопутствующих экспозиции музейных продуктов и услуг.

 

4.3.                     В номинации «Выставка года» – рассматриваются Проекты по созданию временных выставок, подготовленных и реализованных Музеями Санкт-Петербурга и Ленинградской области продолжительностью не менее 20 дней, открытые в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, по 21 августа текущего года, в том числе реализованные на других территориях.

Не менее чем за 14 дней до окончания работы выставки организацией-заявителем подаётся заявка о выдвижении выставочного Проекта для участия в Конкурсе по данной номинации.

Заявка по Проекту, прошедшему в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, до даты формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года – Приложение 1), или проведенному вне территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области подаётся в период с даты формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года – Приложение1) до 21 августа текущего года.  

Основные критерии оценки в данной номинации:

-         актуальность выбора темы и её интерпретации;

-         обоснованность создания Проекта в контексте экспозиций Музея;

-         острота, ясность и убедительность экспозиционного решения;

-         соответствие экспозиционного решения современным тенденциям развития музейного дела;

-         наличие и качество сопутствующих экспозиции музейных продуктов и услуг.

 

4.4.                     В номинации «Музейная книга» – рассматриваются реализованные издательские Проекты, подготовленные Музеями Санкт-Петербурга и Ленинградской области в печатном, мультимедийном виде или на электронном носителе в период с 22 августа года, предшествующего текущему, по 21 августа текущего года. Организация-заявитель предоставляет Жюри 1 (Один) экземпляр издания.

Основные критерии оценки в данной номинации:

-         актуальность Проекта, убедительность предъявления и интерпретации наследия в виде издания;

-         соответствие музейного издания профилю и тематике Музея;

-         соответствие музейного издания требованиям научной полноты и стандартам публикации наследия;

-         обоснованность вида и/или жанра издания, его соответствие специфике и особенностям восприятия адресной аудитории;

-         оригинальность дизайнерского решения и высокое качество издания.

 

4.5.                     В номинации «Музей-детям» – рассматриваются Проекты музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области направленные на развитие любых видов музейных продуктов или услуг, адресованных детям и подросткам,  реализованные в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, по 21 августа текущего года.

Не менее чем за 14 дней до окончания работы Проекта организацией-заявителем подаётся заявка о выдвижении Проекта для участия в Конкурсе по данной номинации.

Заявка по Проекту, прошедшему в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, до даты формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года – Приложение 1), или проведенному вне территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области подаётся в период с даты формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года – Приложение1) до 21 августа текущего года.  

Основные критерии оценки Проектов в данной номинации:

-         соответствие потребностям и особенностям аудитории;

-         инновационность и адекватность моделей взаимодействия с аудиторией (форм, методов, приемов и практик работы с детьми и подростками);

-         наличие четко выраженной музейной специфики Проекта;

-         социальная значимость результатов Проекта;

-         устойчивость Проекта, наличие потенциала к дальнейшему развитию.

 

4.6.                     В номинации «Музейный неформат» – рассматриваются Проекты ярких событий музейного календаря, реализованные в Музеях Санкт-Петербурга и Ленинградской области без предъявления требований по продолжительности, реализованные в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, по 21 августа текущего года.

Не менее чем за 14 дней до даты проведения события или не менее чем за 14 дней до окончания работы Проекта организацией-заявителем подаётся заявка о выдвижении Проекта для участия в Конкурсе по данной номинации.

Заявка по Проекту, прошедшему в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, до даты формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года – Приложение 1), или проведенному вне территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области подаётся в период с даты формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года – Приложение1) до 21 августа текущего года.  

Основные критерии оценки в данной номинации:

-         значимость Проекта и его результатов для социальной и культурной сферы региона;

-         новизна интерпретации социальных функций и жанров работы современного Музея;

-         новизна работы с наследием, технологичность музейной коммуникации как модели для расширения аудитории Музея;

-         комплексность Проекта, его потенциал для расширения партнерства с социальными и культурными институциями.

 

4.7.                     В номинации «Выбор Петербурга» – рассматриваются наиболее значимые комплексные Проекты (постоянные и временные экспозиции) Музеев Российской Федерации, кроме музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, реализованные в течение двух календарных лет, предшествующих году проведения Конкурса. Подача заявок в данной номинации проводится с момента формирования Жюри (см. Календарь Конкурса текущего года) до 15 июля года проведения Конкурса. Подавая заявку, организация-заявитель берет на себя расходы по проезду представителя Музея к месту проведения публичной презентации Проектов Номинантов Конкурса в случае выдвижения Музея в Номинанты Конкурса, что подтверждается гарантийным письмом, подписанным руководителем организации-заявителя, предоставляемым в составе заявки.

Основные критерии оценки Проектов в данной номинации:

-         новизна работы Музея как социального института, участвующего в общественных процессах и изменяющего качество культурной среды региона;

-         актуальность интерпретации и предъявления наследия для разных аудиторий Музея;

-         новизна интерпретации социальных функций и форм работы современного Музея;

-         широта и инновационность партнерских коммуникаций Музея.

 

4.8.                     «Номинация года» – ежегодно обновляемая в начале Конкурсного цикла номинация, название и критерии определения Победителей которой определяются на основе анализа потребностей развития музейной сферы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Номинация года в 2020 году – Проекты, посвященные
75-летию победы в Великой отечественной войне
1941-45 гг.

К участию в данной номинации принимаются реализлванные Проекты, соответствующие теме номинации, независимо от формы музейного продукта (экспозиция, выставка, книга, детская программа, событие). Для проектов, имеющих ограниченный срок работы (выставки, детские проекты, события), правила подачи заявок аналогичны правилам подачи заявок в  номинациях (Выставка года, Музей – детям, Музейный неформат).

Критерии оценки по данной номинации :

-         соответствие тематики проекта теме Номинации года;

-         качество музейного проекта оценивается в соответствии с формой музейного продукта по критериям номинаций Экспозиция года, Выставка года, Музейная книга, Музей – детям, Музейный неформат.

 

4.9.                     В номинации «Специальный приз за лучшую реставрационную работу» рассматриваются результаты работы реставраторов, имеющих аттестацию Министерства культуры Российской Федерации, выполнивших сложные, требующие высокой квалификации, реставрационные работы в отношении музейных предметов. Реставрация должна быть закончена в период
с 22 августа года, предшествующего текущему, по 21 августа текущего года.

Основные критерии по данной номинации:

-         уникальность примененной методики реставрации (необходимость изобретения новой методики, возможность использования наработанных методик);

-         уникальность, историко-культурная значимость музейного предмета;

-         соотношение состояния сохранности до и после реставрации;

-         трудоемкость, сложность исполнения реставрационных работ.

 

                   Для оценки методик и сложности исполнения реставрационных работ могут привлекаться профильные специалисты.

 

4.10.                В номинации «Специальный приз за поддержку развития музейного дела» оценивается вклад граждан и организаций в популяризацию знаний о Музеях, музейных предметах и музейных коллекциях, а также поддержку музеев и музейных работников в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

4.11.                В номинации «Специальный приз за выдающийся вклад в развитие музейного дела» оценивается вклад граждан Российской Федерации в развитие музеев и музейного дела, развитие межмузейного сотрудничества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

 

5.     Порядок рассмотрения заявок для определения результатов Конкурса

 

5.1.                     Порядок приема и этапов рассмотрения заявок для определения результатов Конкурса определяется Календарем Конкурса текущего года (Приложением № 1).

5.2.                     Для рассмотрения заявок сопровождающая организация образует из состава членов Жюри рабочие группы по номинациям. Член Жюри – представитель Музея – не может входить в состав рабочей группы по Номинации, в которой подана заявка Музея, представителем которого он является.

5.3.                     При очном ознакомлении с Проектами, поданными на Конкурс, члены рабочей группы составляют личный рейтинг Проектов.

5.4.                     Ознакомление с Проектами, прошедшими в период с 22 августа до даты формирования Жюри или реализованными за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проходит в заочной форме на заседании рабочей группы на основании презентации Проекта с участием представителя организации-заявителя. Члены рабочей группы составляют личный рейтинг Проектов.

5.5.                      Решение о номинировании Проектов основывается на сопоставлении личных рейтингов членов рабочей группы.

5.6.                     Участие в публичной презентации Проектов для Номинантов Конкурса является обязательной.

5.7.                     При публичной презентации Проектов проводится голосование (в форме опроса) среди членов музейного сообщества для определения лучшего Проекта по каждой номинации, Проект, набравший максимальное количество голосов, получает дополнительный балл при определении Победителя Конкурса на итоговом заседании Жюри.

5.8.                     Жюри определяет Победителей Конкурса на итоговом заседании.

5.8.1.             При определении Победителей Конкурса Жюри принимает решение путем тайного голосования. Решение принимается простым большинством голосов при условии присутствия на заседании не менее двух третей от численного состава Жюри. В случае равенства голосов решение принимают  сопредседатели Жюри.

5.8.2.             Подсчет голосов осуществляет счетная комиссия. Председатель счетной комиссии избирается голосованием Жюри.

5.8.3.             Решение Жюри оформляется протоколом, который подписывается председателем счетной комиссии и ответственным секретарем Жюри.

 

Приложение 1

Календарь конкурса текущего года:

 

Сроки проведения

Этапы рассмотрения заявок

Ответственные организации и органы, принимающие решения

2 декабря 2019

Формирование Жюри и его рабочих групп по номинациям

Оператор Конкурса в соответствии с Положением о порядке проведения Конкурса

С даты формирования рабочих групп Жюри по 21 августа года проведения Конкурса

Подача заявок для участия в Конкурсе

Организации-заявители

В течение 2-х дней с даты подачи

Техническая проверка поданной заявки, передача заявки членам рабочей группы Жюри по Номинациям.

Ответственный секретарь Жюри

С даты получения заявки членами рабочих групп Жюри по 01 сентября года проведения Конкурса по мере поступления заявок

Очное ознакомление членов рабочих групп Жюри с Проектами, по которым поданы заявки, за исключением Проектов, реализованных в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, до даты формирования рабочих групп Жюри или реализованных за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Члены рабочих групп Жюри

С 2 по 20 сентября года проведения Конкурса

Заочное ознакомление с Проектами, реализованными в период с 22 августа года, предшествующего году проведения Конкурса, до даты формирования рабочих групп Жюри или реализованных за пределами Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Отбор Номинантов рабочими группами Жюри.

Члены рабочих групп Жюри

22 сентября года проведения Конкурса

Утверждение списка Номинантов Конкурса

Полный состав Жюри

С 25 сентября по 15 октября года проведения Конкурса

Публичная презентация Проектов и проведение голосования представителей музейного сообщества, участвующих в публичной презентации.

Музеи – номинаты Конкурса, представители музейного сообщества.

Октябрь-ноябрь года проведения Конкурса

Определение Победителей полным составом Жюри

Полный состав Жюри

 

 

Календарь Конкурса ежегодно обновляется.

 

 

Приложение 2

Информационная карта Музея – участника Конкурса

(для Музея, принимающего участие в Конкурсе впервые,

или при существенном изменении данных)

 

Название Музея (полное и краткое)

 

  1.  

Учредитель организации

 

  1.  

Ведомственная подчиненность (если применимо)

 

  1.  

Руководитель Музея

 

  1.  

Главный хранитель

 

  1.  

Год основания Музея

 

  1.  

Адрес с индексом

 

  1.  

Официальный сайт Музея

 

  1.  

Контактное лицо

 

  1.  

Телефон

 

  1.  

Факс

 

  1.  

Электронная почта

 

  1.  

Филиалы/отделы Музея (перечень)

 

  1.  

Персонал

    чел.

  1.  

Основной фонд (на 01.01 текущего года)

    ед. хр.

  1.  

Научно-вспомогательный фонд (на 01.01 текущего года)

    ед. хр. (предметы),

    ед. хр. (документы, фотоматериалы)

  1.  

Постоянные экспозиции (перечень)

 

  1.  

Расписание работы Музея (часы работы и выходные дни)

 

  1.  

Краткая историческая справка (не более 2500 знаков)

 

  1.  

Год постройки и архитектор здания Музея (для памятников архитектуры)

 

  1.  

Описание коллекции (не более 2500 знаков)

 

  1.  

Число посетителей за предыдущий календарный год

чел.

 

 

Руководитель Музея, Проект которого подан для участия в Конкурсе

(ФИО, подпись, печать)

 

 

 

 

 

Приложение 3

Информационная карта физического лица – участника Конкурса

 

 

  1.  

Фамилия, имя, отчество (полностью)

 

  1.  

Место работы, занимаемая должность

 

  1.  

Звания, государственные награды и пр.

 

  1.  

Краткая биография (не более 2500 знаков)

 

  1.  

Опыт работы в музейном пространстве (если применимо)

 

  1.  

Краткое описание заслуг участника Конкурса в области музейной работы (не более 2500 знаков)

 

 

 

Руководитель организации, подающей заявку

(ФИО, подпись, печать)

 

 

 
!!

IV Международная научно-практическая конференция

«МУЗЕЙ В ГОРОДЕ — ГОРОД В МУЗЕЕ»

13–14 декабря 2019 года в Музее Москвы пройдет IV Международная конференция «Музей в городе — город в музее», посвященная открытым формам взаимодействия современного музея и города. В дискуссиях примут участие эксперты, изучающие различные аспекты города: археологи, историки, антропологи, социологи, экономисты, архитекторы, урбанисты, культурологи и музейные специалисты. «Музей в городе — город в музее» соберет более 70 спикеров из столицы, регионов и зарубежных стран.

Среди участников:

Финбарр Вулли — директор по контенту Музея Лондона, Джулия Пагель — генеральный секретарь Альянса европейских музейных организаций (NEMO), Ежи Гавронски — профессор Университета Амстердама, Олег Шапиро — сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, Наринэ Тютчева — архитектор, основатель бюро «Рождественка», Алексей Новиков — президент компании Habidatum, Елена Зеленцова — вице-президент фонда «Сколково», Оксана Орачева — генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, Артем Силкин — директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск», Наталья Федянина — директор Музея Норильска, Наиля Аллахвердиева — директор Музея современного искусства PERMM.    

Цель конференции — показать, как меняется сегодня система «человек — музей — город»: горожане включаются в реализацию музейных проектов и формирование коллекции, переосмысливаются взаимосвязи локальных нарративов и целого города. 

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

13 ДЕКАБРЯ

 

10:00 — 11:45

Пленарная сессия «Новый городской музей»

Сегодня музеи городов пересматривают подходы к репрезентации городской истории, ищут новые формы и направления работы с городом, постепенно преобразуются в открытые культурные центры, которые стремятся быть динамичными, реагировать на актуальные вызовы современности в своих экспозициях и образовательных проектах, вовлекают жителей в формирование и развитие музея. 

Модератор — Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы.

Участники: 

  • Кэтрин Кол, вице-президент ICOM-CAMOC
  • Финбарр Вулли, директор по контенту Музея Лондона 
  • Наталья Федянина, директор Музея Норильска 
  • Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга 
  •  

12:00 — 13:20

Круглый стол «Краеведение в музее: современные подходы и актуальные практики»

Современный этап развития краеведения связан с философией места, с изучением локальной памяти, антропологизацией истории в целом. Краеведческие музеи в России все чаще пересматривают свои постоянные экспозиции и активизируют процессы поиска и представления новых региональных, локальных и городских идентичностей, стремясь выявить ту историю края, которая выпадает из созданных в советское время экспозиций. Актуальный фокус краеведческого музейного исследования — частная, семейная история, работа с местным сообществом. Участники круглого стола обсудят существующие подходы к работе с советским краеведческим наследием в регионах, новые практики внедрения локальной истории в музейные экспозиции.

Модератор — Мария Шубина, руководитель программы «Новое краеведение» Российского фонда культуры.

Доклад: Софья Гаврилова, PhD,кандидат географических наук, сотрудник НИУ ВШЭ

«Городские краеведческие музеи: между городской и региональной идентичностью»

Участники:

  • Андрей Рымарь, куратор, филолог, основатель музейного бюро «АРКФ» 
  • Юлия Глазырина, заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея
  • Елена Наумова, директор Музея деревни Учма Ярославской области  ● Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы 

 

14:20 — 15:35

Секция «Куратор музея города: работа с сообществами»

Современный город — это многофакторная система, и предметом исследования может быть его история, архитектурное наследие, современное искусство, городские сообщества. Участники секции обсудят, как меняются задачи куратора, который соединяет междисциплинарные исследования и взгляды жителей на город в пространстве музея, как устроено взаимодействие музейных специалистов с городскими сообществами и экспертами и каким образом их совместная работа может быть транслирована широкой аудитории.

Модератор — Михаил Гнедовский, кандидат исторических наук, ведущий аналитик ГАУК «МОСГОРТУР», член президиума ИКОМ России.  

Участники:

  • Финбарр Вулли, директор по контенту Музея Лондона 
  • Наиля Аллахвердиева, директор Музея современного искусства PERMM 
  • Александра Хейфец, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы, Лидия Лобанова, директор музейных программ НПК «Криптонит»
  • Мария Фадеева, журналист, архитектурный обозреватель, преподаватель Архитектурной школы МАРШ
  •  

15:50 — 17:05

Круглый стол «Музейное образование: замкнутая экосистема?» 

Детские программы современного музея рассматриваются как замкнутая система, выполняющая в ряде случаев роль альтернативного образования, ориентированного на передачу художественного профессионального опыта в условиях индивидуальной или командной творческой работы или проектной деятельности в контексте уникальной музейной среды. Участники круглого стола обсудят перспективы музейных образовательных центров, возможности их межинституционального развития, а также вариативность индивидуальных творческих методов работы с детьми в музее.

Модераторы — Филипп Дзядко, главный редактор Arzamas,и Лидия Лобанова, директор музейных программ НПК «Криптонит».

Участники:

  • Ксения Белькевич, заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля
  • Анна Бородулина, руководитель отдела музейной педагогики Ельцин Центра, Екатеринбург
  • Дарья Пыркина, искусствовед, куратор, руководитель отдела образовательных программ Государственной Третьяковской галереи
  • Наталья Гомберг, руководитель направления «Пушкинский.Youth» в ГМИИ им. А. С. Пушкина
  • Анастасия Митюшина, куратор публичной программы Музея «Гараж»
  • Лия Чечик, директор отдела образовательных программ Еврейского музея и Центра толерантности
  • Юлия Григорьева, руководитель Детского центра Музея Москвы

 

17:20 — 18:45

Круглый стол «Музей города как драйвер экономического и социального развития среды»

В настоящее время растет влияние музеев и культурных кластеров в городской среде: музейные пространства и экспозиции распространяются по всему городу и все чаще рассматриваются в качестве мощных инструментов развития территорий, включая отдаленные от исторического центра города районы с новыми социальными, культурными и экономическими возможностями. Участники круглого стола обсудят особенности экономического планирования музейной деятельности и ее взаимосвязь с социальным развитием города. 

Модератор — Елена Короткова, руководитель Центра городской экономики КБ «Стрелка».

Участники: 

  • Елена Зеленцова, вице-президент фонда «Сколково», директор по развитию городской среды 
  • Николай Прянишников, старший преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН
  • Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина 
  • Дмитрий Ойнас, президент делового клуба «Наследие и экономика», Коломна
  • Дмитрий       Барсенков,   заместитель   директора      Музея             русского импрессионизма 

 

19:00 — 21:00

Круглый стол «Город и миграция: вызовы и возможности для городского музея»

Совместно с ИКОМ России в рамках реализации проекта «Миграции: приоткрывая личное»

Современный город меняется вследствие возрастающей миграции, влияющей на культурные, социальные, экономические и политические процессы. Сегодня музеи способствуют выстраиванию взаимодействия между мигрантами и принимающим населением, формируют лояльную, адаптивную среду для включения всего разнообразия городских культур. Участники круглого стола обсудят примеры работы с темой миграции в городских музеях в Европе, особенности работы с темой в России, способы презентации различных городских культур в экспозиции и развития межкультурного диалога в музее. 

Модератор — Ольга Синицына, искусствовед, независимый эксперт в области музейного и библиотечного проектирования и международного культурного сотрудничества, член президиума АДИТ, член ИКОМ.

Доклад: Джулия Пагель, генеральный секретарь Альянса европейских музейных организаций (NEMO) 

«Музеи и миграция: обзор лучших практик в музеях Европы»

Участники:

  • Дмитрий Опарин, кандидат исторических наук, антрополог, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, научный сотрудник НИУ ВШЭ, научный сотрудник Музея М. А. Булгакова 
  • Ольга Бредникова, ведущий научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, сотрудник Европейского университета, Санкт-Петербург 
  • Марк Симон, кандидат политических наук, доцент кафедры политических и правовых учений МВШСЭН, преподаватель магистерской программы

«Международная политика» МВШСЭН

  • Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга 
  • Полина Жураковская, научный сотрудник Музея Москвы
  • Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России
  • Анна Тер-Саакова, куратор просветительского проекта «Школа языков соседей» и дискуссионного клуба, посвященного современным миграционным процессам в Музее «Гараж» 

 

21:00 — 22:00

Экскурсия по выставке «Ткани Москвы»

 

14 ДЕКАБРЯ

 

10:30 — 12:00

Секция «Москвоведение: от окраины к центру»

Территория города не является абсолютной константой, она находится в постоянном движении. Современное москвоведение — это локальное краеведение, исследование каждого района Москвы, установление связей между исторически и географически фрагментированными частями огромного мегаполиса. Изучение города и его отдельных частей сквозь призму историй горожан позволяет по-новому посмотреть на методологию работы музея города с городской историей, смещая фокус исследований от объектов историкокультурного и архитектурного наследия к работе с частной памятью и локальными историями, от архитектуры к антропологии.

Модератор — Наталья Катонова, кандидат искусствоведения,ученый секретарь Музея Москвы.

Участники:

  • Алексей Буторов, исполняющий обязанности председателя общества «Старая Москва»
  • Сергей Никитин, историк, культуролог, основатель «Велоночи» и «Двороведения», Екатерина Яковлева, арт-директор департамента «Двороведения»
  • Симон Мраз, директор Австрийского культурного форума в Москве
  • Никита Петров, кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, руководитель проекта «Историческая память городов»
  • Александр    Афанасов,     куратор          музейно-образовательных программ

Центральной библиотеки № 15 имени В. О. Ключевского   Мария Сакирко, руководитель Лектория Музея Москвы

 

 

 

12:15 — 14:45

Секция «Археологическое наследие городов: способы презентации в музее, городской среде и медиапространстве»

Для того чтобы материалы археологических исследований города вызывали интерес у публики, необходим особый подход к их экспонированию: с одной стороны, археологическое наследие связано с далеким прошлым, с которым жителю города сложно себя соотнести, с другой — это предметы, наглядно показывающие москвичам связь поколений, исторические слои города и свидетельства его истории. Дискуссия будет посвящена разным способам презентации археологического наследия широкой аудитории — в музее, городской среде и в интернет-пространстве — и возможностям взаимодействия археологов, проектировщиков и сотрудников музея для реализации проектов, направленных на популяризацию археологического наследия и репрезентацию городской истории с помощью археологической коллекции. 

Модератор — Сергей Богатырёв, заместитель директора Музея русской иконы.

Доклады: Ежи Гавронски, археолог, профессор Университета Амстердама 

«Археология реки Амстел в Амстердаме»

Джулиан Хилл, руководитель проектов Музея археологии Лондона (MoLa) 

                    «Создание            привлекательных            археологических             пространств:

музеефикация храма Митры в Лононе и не только»

Артем Силкин, директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск»

«Музей археологического дерева в Свияжске, первый в России пример музеефикации участка деревянной городской застройки in situ»

Участники:

  • Леонид Кондрашев, главный археолог города Москвы 
  • Ася Энговатова, кандидат исторических наук, заместитель директора Института археологии РАН 
  • Мария Молошникова, исполнительный директор ООО «Столичное археологическое бюро» 
  • Гульнара Сафарова, архитектор, руководитель проектного отдела Wowhaus
  • Филипп Смирнов, москвовед, главный редактор журнала «Московское наследие» 
  • Екатерина Святицкая, заведующая сектором научной обработки археологических предметов и экспозиционно-выставочной работы отдела археологии Музея Москвы
  • Максим Моисеев, заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея археологии Москвы

 

15:45 — 17:00

Круглый стол «Город — территория конфликта»

Город по определению конфликтен в силу того, что представляет собой сообщество различных индивидов, у каждого из которых свой, пристрастный, взгляд на историю места, свое отношение к конкретной территории и свои интересы, с ней связанные. При любом планировании изменений исторического и культурного ландшафта необходимо продумывать форматы взаимодействия, чтобы жители чувствовали себя сопричастными к формированию городского пространства. Участники круглого стола обсудят проблему повышения интереса жителей к территории проживания, их право на город и историческую память, возможности предотвращения и преодоления городских конфликтов. 

Модератор — Максим Трудолюбов, журналист.

Участники:

  • Наринэ Тютчева, архитектор, руководитель «Ре-Школы», основатель бюро «Рождественка», эксперт ИКОМОС, профессор Архитектурной школы МАРШ 
  • Михаил Алексеевский, антрополог, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» 
  • Олег   Баевский,     профессор      Высшей         школы            урбанистики             имени

А. А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, руководитель образовательной программы «Городское планирование» 

  • Павел Гнилорыбов, научный сотрудник Музея Москвы, автор Telegramканала «Архитектурные излишества»

 

17:15 — 18:45

Секция «Я и город: опыт восприятия»

Город — это сенсорная среда, наполненная явными и скрытыми вибрациями, пространство, в котором сходятся разнообразные взаимопроникающие ритмы, звуки и запахи. Участники секции обсудят отношения людей и пространств, границы публичного и приватного и сенсорные различия в условиях близкого городского соседства, многообразие городских ритмов и восприятие полифонии пространства его жителями. 

Модератор — Александр Острогорский, искусствовед, журналист, преподаватель Архитектурной школы МАРШ.

Участники:

  • Каролин Неведжан, дизайнер, профессор Университета Амстердама 
  • Алексей Новиков, президент компании Habidatum
  • Олег Шапиро, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus
  • Ольга Бредникова, ведущий научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, сотрудник Европейского университета, Санкт-Петербург 
  • Ксения Майорова, преподаватель Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, научный сотрудник Лаборатории исследований мультисенсорного опыта в городе «UME LAB» 

 

19:00 — 20:30

Секция «Диалоги с городом: перформативность повседневности»

Преобразования городской среды и наслоения городской истории создают возможности для новых прочтений и интерпретаций города, осмысления его сущности через архитектурные проекты, перформативные практики и городские мифы. Мы приглашаем посмотреть на город как на театральное пространство, в котором размываются границы между реальным и вымышленным, привычным и непривычным, искусством и повседневностью. 

Модератор — Евгения Кикодзе, заведующая отделом «Современная Москва» Музея Москвы.

Участники:

  • Ирина Сироткина, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН 

             «“Летящей      походкой”:      двигательная       культура      большого      города.      О

пешеходах, самокатах и site-specific танце»

  • Лилия Воронкова, антрополог, куратор art-science проектов в Центре независимых социологических исследований, куратор в проекте «Арт Проспект», Санкт-Петербург

«Вторжение в городскую повседневность: перформативные возможности паблик-арта»

  • Юлия Лидерман, кандидат культурологии, старший научный сотрудник

Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС

«Театральность города. Как музеефицировать эффекты восприятия?»

  • Александра Архипова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ 

«От святых к маньякам и обратно: эволюция московских легенд»

Ната Татунашвили, архитектор бюро Nowadays

«Проект “Московские странности”»

 

 
!!

С 22 ноября 2019 г. Национальным Фондом «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры РФ объявлен Конкурс на присуждение старейшей премии в области сохранения культурного наследия - юбилейной XV Национальной премии «Культурное наследие» 2020 г. Тема премии: «Архитектурные памятники России: сохранение, популяризация и возрождение».

Соискателями Премии могут выступать физические и юридические лица, представившие реализованные проекты и результаты постоянной деятельности в сфере сохранения, популяризации и возрождения объектов наследия:

· Деятели науки, культуры, образования;

· Краеведы, представители Церкви и общественных организаций;

· Частные и юридические лица – собственники объектов наследия;

· Реставраторы, архитекторы, археологи, дизайнеры;

· Меценаты, благотворители, волонтеры;

· Журналисты, писатели, художники, артисты, популяризирующие возрождение памятников наследия.

Во вручении юбилейной XV Национальной премии «Культурное наследие» 2020 гг. примут участие лауреаты Премий прошлых лет!

 

Заявки и приложения принимаются до 10 марта 2020 г. в электронной форме, заполненные по форме, размещенной на сайте Фонда.

 

Справка о конкурсе:

Национальная премия «Культурное наследие» учреждена в 2005 году Национальным фондом «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры РФ.

В попечительский совет премии под председательством Министра культуры РФ В.Р.Мединского вошли губернаторы ряда областей, руководство профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, директора музеев, видные ученые и исследователи культурного наследия, представители бизнес-сообщества.

За 14 лет на соискание премии поступило более 1000 заявок из 60 регионов России. Лауреатами и номинантами премии за всё время её существования стали более 370 человек.

 

Все материалы по Премии и конкурсу размещены на сайте нашего фонда по адресу: http://www.fondus.ru/khronika/o-provedenii-konkursa-na-prisuzhdenie-natsionalnoj-premii-kulturnoe-nasledie-2019-goda-2/167

По всем возникающим вопросам Вы можете обращаться в оргкомитет конкурса: E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Телефон: +7(964)570-15-87

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea