Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры
!!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

Программа дополнительного профессионального образования

«Организация и развитие музейных библиотек в современных условиях»

 

Цель программы: повышение профессиональной квалификации сотрудников музейных библиотек, желающих дополнить своё базовое образование знаниями и компетенциями в области библиотековедения, библиографии, новыми формами работы, интегрированными в музейную деятельность.

Концепция программы основывается на идее повышения эффективности работы научных музейных библиотек в условиях современных вызовов, использовании в работе методических рекомендаций, опыта и знаний сотрудников библиотек, а также включения книжных коллекций редких изданий для повышения качества образовательного процесса и развития компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности библиографов, библиотекарей, заведующих  библиотеками.

Категория слушателей: программа предназначена для библиотекарей, библиографов, заведующих музейными библиотеками, желающими дополнить свое образование знаниями и компетенциями в области учета, хранения и использования книжных фондов.

Количество обучающихся в группе: до 10 человек.

Программа реализуется в очной форме.

Срок освоения программы: 3 дня.

Трудоемкость в академических часах: 36 часов

Требования: на обучение принимаются лица имеющие (получающие) среднее или высшее профессиональное образование.

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации

 

В рамках данной программ будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Виды деятельности музейных библиотек в современных условиях (на примере Научной библиотеки ГМИР)
  • Организация хранения книжного фонда в научной библиотеке.
  • Система каталогов и картотек, редактирование, оформление каталогов. Электронный каталог ИРБИС. Библиографическое описание редких изданий.
  • Экспонирование книг на постоянных экспозициях
  • Методика организации работы по научному изучению фондов, система учета на примере коллекций и редких книг библиотеки ГМИР.
  • Популяризация фондов на примере книг из личных библиотек царской семьи Романовых.
  • Выявление, атрибуция книжных знаков (экслибрисов, надписей), организация каталога экслибрисов и подготовка печатного издания.
  • Редкая книга в музейном хранении. Специфика атрибуции и обработки фонда редкой книги.
  • Рукописная книга в собрании Музея.
  • Формы выставочной деятельности библиотеки, интеграция в работу музея
  • Популяризация библиотеки в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Яндекс Дзен).
  • Популяризация библиотеки в городском пространстве – стажировки, экскурсии, Библионочи.
 
!!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ 

Программа дополнительного профессионального образования

«Проектирование музейной экспозиции: от концепции до технического воплощения»

28-30 ноября 2022 года

Цель программы: повышение уровня профессиональной компетентности в сфере музейно-экспозиционной деятельности.

Категория слушателей: программа дополнительного профессионального образования предназначена сотрудникам музеев (ведомственных, частных, учреждений музейного типа), желающими дополнить свое базовое образование знаниями и компетенциями в проектировании музейной экспозиции.

Количество обучающихся в группе: до 15 человек.

Срок освоения программы: 3 дня.

Трудоемкость в академических часах: 36 часов.

Стоимость: 6 500 руб.

Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации.

 

Календарный учебный график

 

№ п/п

Содержание учебных модулей

Всего в академических часах

День первый.

Модуль 1.Актуальные вопросы научного проектирования экспозиций.

Модуль 2. Из опыта проектирования разделов постоянной экспозиции: практические решения

  1.  

Основные документы, регулирующие вопросы экспозиционно-выставочной работы. Научная документация экспозиционно-выставочной деятельности музея.

4

  1.  

Принципы и методы построения постоянной экспозиции Музея истории религии на разных этапах его истории.

4

  1.  

Постоянная экспозиция: от проекта к воплощению. На примере раздела постоянной экспозиции «Католицизм»

3

День второй.

Модуль 1.Актуальные вопросы научного проектирования экспозиций.

Модуль 2. Из опыта проектирования разделов постоянной экспозиции: практические решения

  1.  

Культовый предмет в музее. На примере музеев российских и зарубежных

3

  1.  

Информационные технологии в музее. Мультимедийные программы в разделах постоянной экспозиции

 

3

  1.  

Выставка в музее. Из опыта работы над выставкой по гранту Потанина над выставкой «Стоп! Снято»

4

  1.  

Входная зона музея как особое выставочное пространство

1

  1.  

Музей – доступная среда. Средства реализации программы для слабовидящих детей «Светлый мир» в разделах постоянной экспозиции

1

День третий.

Модуль 2. Из опыта проектирования разделов постоянной экспозиции: практические решения. Итоговая аттестация

  1.  

Специфика выставок в фонде открытого хранения. На примере фонда «Религии Японии»

2

  1.  

Жизнь после монтажа. Хранение экспозиции

 

1

  1.  

Упаковка и транспортировка внешних выставок. Монтаж на сторонних площадках.

1

  1.  

Цифровые выставки. Из опыта общения с региональными музеями.

1

  1.  

Знакомство с передовым опытом экспозиционно-выставочной деятельности ЦВЗ «Манеж»

4

  1.  

Итоговая аттестация

 

4

 

Итого

36

 

 

Краткое содержание программы

Занятие 1

Основные документы, регулирующие вопросы экспозиционно-выставочной работы

Научная документация экспозиционно-выставочной деятельности музея

На занятии будут рассмотрены вопросы взаимодействия музея с Минкультуры: перечень документов для оформления внешних выставок как в России так и за рубежом.

Отдельно будет рассмотрен вопрос документального оформления всего процесса экспозиционно-выставочной деятельности от замысла до воплощения выставочного проекта.

 

Занятие 2.

Принципы и методы построения постоянной экспозиции Музея истории религии на разных этапах его истории.

На занятии будут представлены разные подходы к построению экспозиций на примере Музея истории религии. История музея начинается в 1930-х гг. – период становления музейного дела в России – последовательная смена разделов постоянной экспозиции, их тематика, принципы подачи музейных предметов, их использование в экспозиции, основные идеи являются наглядным примером развития экспозиционно-выставочного дела в стране.

 

Занятие 3.

Постоянная экспозиция: от проекта к воплощению. На примере раздела постоянной экспозиции «Католицизм»

Занятие посвящено музейному проектированию на современном этапе и представит опыт работы сотрудников музея по созданию  раздела постоянной экспозиции «Католицизм». Особенности работы с дизайнерами по созданию проекта экспозиции, вопросы отбора музейных предметов и приоритетов в этом отборе, специфика подготовки текстов к сложному для восприятия разделу постоянной экспозиции – эти и другие вопросы будут рассмотрены и обсуждены со слушателями.

 

Занятие 4.

Культовый предмет в музее. На примере музеев российских и зарубежных

На занятии будет представлен опыт музеев, располагающих в своих фондах культовыми предметами. Какие подходы экспозиционные использованы при экспонировании, какие акценты расставлены, каков принцип отбора экспонатов, какие художественные приемы использовались для презентации культовых предметов – все эти вопросы найдут свое освещение на занятии.

 

Занятие 5

Информационные технологии в музее. Мультимедийные программы в экспозиции музея

Музей в числе первых стал использовать новые технологии для расширения возможностей экспонирования музейных предметов.  Информационная обработка предметов  из фондов музея способствует их превращению в цифровые экспонаты. Особенности создания контента для мультимедийных программ будет рассмотрен на занятии, равно как и разные формы воплощения этого контента в зависимости от особенностей экспозиции и поставленных задач.

 

Занятие 6

Выставка в музее. Из опыта работы над выставкой по гранту над выставкой «Стоп! Снято»

Занятие посвящено опыту работы над выставочным проектом по гранту фонда Потанина. Будут рассмотрены вопросы, связанные с оформлением документации; работа с дизайнерами, которые предложили экспозиционное решение этой темы, отбор экспонатов и особенности экспликации.

 

Занятие 7

Входная зона музея как особое выставочное пространство

На занятии рассматриваются особенности построения экспозиции на ограниченном пространстве, ограниченным количеством музейных предметов; разные формы выставок, отличающихся по составу экспонируемых предметов (от копий из интернета до оригинальных музейных предметов). Такой формат выставок позволяет «малыми» средствами (но не малыми трудами) раскрывать актуальные темы, такие как события церковного календаря, юбилейные даты и т.д.

 

Занятие 8

Музей – доступная среда. Средства реализации программы для слабовидящих детей «Светлый мир» в разделах постоянной экспозиции

Вопросам инклюзии и работы с посетителями с ограниченными возможностями посвящено данное занятие. Сотрудники отдела, курирующие инклюзивные программы музея, поделятся своим опытом по созданию особого пространства для общения с музейными предметами.

 

Занятие 9

Специфика выставок в фонде открытого хранения. На примере фонда «Религии Японии»

Хранитель фонда поделится опытом создания временных выставок в фонде открытого хранения. Открытое хранение стало повседневностью многих музеев, однако такой формат представления музейных предметов имеет свои особенности, касающиеся, в первую очередь, сохранности предметов. Эти и другие проблемы, возникающие в ходе такого вида экспозиционной работы, будут рассмотрены и обсуждены со слушателями на занятии.

 

Занятие 10

Жизнь после монтажа. Хранение экспозиции

На занятии будут подняты вопросы о создании условий для функционирования постоянной экспозиции и выставок. Какие обязанности исполняет сотрудник отдела хранения экспозиции, какими полномочиями он наделен, какие средства использует для полноценного и эффективного функционирования готовых экспозиций, как постоянных так и временных.

 

Занятие 11

Упаковка и транспортировка внешних выставок. Монтаж на сторонних площадках

Особое место музейной экспозиционно-выставочной работы занимает работа по вывозу выставок в региональные музеи. Особенностям упаковки музейных предметов разных фондов, разных по материалу будет посвящено данное занятие. Музей накопил большой опыт работы по общению с другими музеями, сотрудники принимают участие в распаковке предметов и монтаже на площадках принимающей стороны..

 

Занятие 12

Цифровые выставки. Из опыта общения с региональными музеями

Не все музеи могут себе позволить выставку на основе оригиналов музейных предметов. Здесь на помощь приходит формат цифровых выставок. Музеем накоплен большой опыт в создании таких выставок или адаптации оригинальных выставок под цифру для регионов. Об особенностях такой формы выставочной работы слушатели узнают на данном занятии.

 

Занятие 13

Знакомство с передовым опытом экспозиционно-выставочной деятельности ЦВЗ «Манеж».

Презентация самых ярких выставочных проектов за последние 5 лет.

 
!!

АНО «КронФест», Музей истории Кронштадта, форт «Риф»,
Ленинградская атомная станция (филиал АО «Концерн Росэнергоатом»)
при поддержке Фонда президентских грантов,
администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга и Комитета по культуре Санкт-Петербурга представляют

XIII Международный экологический фестиваль искусств «КронФест 2022»

25-28 августа 2022 года

Музей истории Кронштадта (пл. Якорная, д. 2А; ул. Ленинградская, д.2), форт «Риф», форт «Павел I»

XIIIМеждународный экологический фестиваль искусств «КронФест» — проект, органично объединяющий искусство и экологию, пройдет в Кронштадте с 25 по 28 августа 2022 года. Фестиваль является знаковым культурным событием Санкт-Петербурга и действенным механизмом продвижения имиджа Кронштадта, как города исключительной культурной и природной среды, а также уникального объекта туризма. КронФест проводится 13-й год подряд, его события разнообразны и увлекательны. Каждый год программа обновляется, но центральным событием традиционно остается выставка арт-объектов, созданных художниками из России и стран зарубежья.

2022 год в России объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. В связи с этим в 2022 году тематика проекта тесно переплетается с историей и традиционными этническими культурами, которые, несомненно, помогают актуализировать осознание своей принадлежности к природе и родства друг с другом.

 

Программа фестиваля «КронФест» в 2022 году:

– Круглый стол «Актуальные экологические проблемы Балтийского региона» с участием руководителей и специалистов региональных и международных экологических организаций, и объединений;

–  Паблик-ток «Связь народной культуры и экологии»;

–  Выставки арт-объектов из вторсырья и мусора на тему этнических традиций и экологии с участием художников России;

– Спортивно-экологические марафоны на территориальных зонах Финского залива, привлекающие внимание к экологическим проблемам Балтийского моря: велопробег с востока Кронштадта на запад с участием благотворительного фонда «Свет», марафон на водных бестопливных видах транспорта;

 –  Проведение командных соревнований «Чистые игры» с участием волонтеров по очистке территорий от мусора и разделению отходов;

– Тематические концертные программы с участием любительских и профессиональных творческих коллективов России, хэдлайнер – Владимир Рекшан и группа «Санкт-Петербург»;

–  Работа площадок межрегиональной общественной организации мастеров декоративного и прикладного искусства «Палата ремесел»;

 - Работа площадки студии «Аcryl on Vinyl» – картины ручной работы на виниловых пластинках;

– Работа Пениковских ремесленных мастерских: кузница, ткацкая и гончарная мастерские, сувенирная лавка;

–  Экологические акции и просветительские мероприятия: бесплатная ярмарка для обмена вещами «Дармарка», ворк-шопы, посвященные правилам раздельного сбора, переработки и экологичного образа жизни, с участием волонтерских движений и объединений;

–  Мастер-классы на тему экологии и этнографии для детей и семейной аудитории;

–  Пленэр для художников на форте «Павел I» (г. Кронштадт).

 

Вход на все мероприятия фестиваля свободный!

 

В 2021 и 2022 годах проект поддерживается Фондом Президентских грантов. Фестиваль приобрел широкий масштаб за счет привлечения новых партнёров, экспертов, активных жителей, добровольцев.

 

Партнерами Фестиваля в 2022 году являются: Администрация Кронштадтского района, Ленинградская атомная станция (филиал АО «Концерн Росэнергоатом»), Форт «Риф», форт «Павел I», АО «Кронштадтский морской завод», газета «Metro», Российский этнографический музей, Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Свет», Центр развития донорства костного мозга, экологическое движение «Раздельный сбор», и др.

 

Полная программа «Кронфеста»: www.kronfest.ru;

Аккредитация и дополнительная информация по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
«КронФест» в соц. сетях: vk.com/kronfest

 

Контакты:

Вера Яровикова, по вопросам программы фестиваля, 8 (952) 244-24-22

Татьяна Постоногова, по вопросам сотрудничества и художественных программ, 8 (981) 973-90-70

Кирилл Разумов, по вопросам СМИ, 8 (921) 309-45-89

 

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Подробная программа XIIIМеждународного экологического фестиваля искусств «КронФест»

 

Время проведения

Наименование мероприятия

Место проведения

25 августа, четверг

11:00

Открытие выставок
арт-объектов

Музей истории Кронштадта

пл. Якорная, д. 2А,

ул. Ленинградская, д.2

13:00

Круглый стол «Актуальные экологические проблемы Балтийского региона»

Музей истории Кронштадта

Пл. Якорная, д. 2А

26 августа, пятница

10:00

Пленэр

Форт «Павел I»

13:00

Паблик-ток

Музей истории Кронштадта

Пл. Якорная, д. 2А

17:00

Лекция «Раздельный сбор»

17:00

Начало работы акции «Дармарка»

Музей истории Кронштадта

Ул. Ленинградская, д.2

27 августа, суббота

11:00

Начало работы площадки «Палата ремесел»

 

 

 

 

Музей истории Кронштадта

Ул. Ленинградская, д.2

 

11:00

Начало работы площадки «Acryl on Vinyl»

11:00

Начало работы Пениковских ремесленных мастерских

11:00

Мастер-классы Центра музейной педагогики, экологического движения «Друзья окружающего мира», Российского этнографического музея

12:00

Начало работы площадки благотворительного фонда «Свет»

13:00

Акция «Дармарка»

13:00

Концертная программа. Хэдлайнер – группа «Санкт-Петербург»

28 августа, воскресенье

10:00

Волонтёрский выезд проекта «Культурный патруль» на форт «Павел I»

Форт «Павел I»

11:00

Начало второго дня работы площадки «Палата ремесел»

Музей истории Кронштадта

Ул. Ленинградская, д.2

11:00

Начало второго дня работы площадки «Acryl on Vinyl»

11:00

Начало второго дня работы Пениковских ремесленных мастерских

11:00

Старт  велопробега

Ул. Ленинградская, д.2 – форт «Риф»

12:30

Старт  спортивного марафона на бестопливных видах транспорта и акции «Большой плюх»

Форт «Риф»

 

14:00

Акция проекта «Чистые игры» по уборке территории Кронштадта с участием волонтеров

 

 

 
!!

Лучший проект освещения музея определит жюри конкурса «Российский светодизайн»

 

1 июля 2022 г. стартовал приём работ на старейший в нашей стране конкурс светового дизайна -  XXI Всероссийский конкурс «Российский светодизайн».

С 2001 года конкурс проводится среди светодизайнеров и проектировщиков освещения на лучшие проекты наружного и интерьерного освещения.  Целью Конкурса является популяризация профессии светового дизайнера, выявление и продвижение талантливых молодых российских дизайнеров на отечественном и на международном рынке, а также повышение статуса российского светодизайна.
Помимо «традиционных» номинаций, в 2022 году конкурс будет проводиться в специальных номинациях, среди которых –  Лучший проект музейного освещения в 2020-2022 гг.

В жюри конкурса входит широкий круг профессионалов в области дизайна, архитектуры, светотехники и светодизайна. Кроме того, к участию в жюри специальной номинации «Лучший проект музейного освещения» приглашены известные представители музейного сообщества – заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа и председатель оргкомитета конференции «Свет в музее» А.В. Богданов, главный хранитель Государственного Исторического музея М.В. Чистякова, директор музея «Огни Москвы» Н.В. Потапова.

Работы принимаются онлайн на странице конкурса до 28 августа 2022 года включительно, после чего жюри конкурса выберет победителей и призеров в каждой из номинаций.

С конкурсными работами можно ознакомиться по ссылкам: конкурс 2020-2021 гг., конкурс 2019 г., конкурс 2018 года и ранее.

Награждение победителей конкурса будет проходить на выставке Interlight Russia|Intelligent building Russia 19-22 сентября 2022 г. в ЦВК «Экспоцентр» в Москве. Торжественная церемония награждения победителя состоится на открытой площадке выставки Interlight Design Academy.

 
!!

Вебинар «Влияние света на образ и восприятие экспоната»

 

Современные музеи – это нескучно, когда модно и технологично.

 

5 июля клуб «Золотой Фотон», участниками которого являются руководители и ключевые сотрудники отраслевых компаний, приглашает светодизайнеров и специалистов по освещению принять участие в вебинаре «Влияние света на образ и восприятие экспоната».

Автором и ведущей вебинара выступает светодизайнер и основатель компании "Yarko-Yarko lighting design studio" Ксения Ланикина. Эксперт на конкретных примерах расскажет о влиянии света на образ и восприятие музейного экспоната.

«Создание образа и сценографии в музейном помещении – тема довольно любопытная, но и требующая деликатного отношения, - комментирует Ксения Ланикина. -  Поскольку понятия «сценография» и «образ» все-таки больше относятся к развлекательным сферам, театру и кино, то возникает вопрос, насколько данный подход уместно использовать в работе с музейными экспонатами?».

Ответ, по мнению эксперта, следует искать в значительно усложнившейся структуре культурных проектов, которые теперь объединяют не только предметы и их оформление, но внутреннюю архитектуру, пространственные и графические решения, медиатехнологии. Все вместе работает на содержание и идею проекта. Но с помощью каких приемов? Обо всем этом и предстоит поговорить на вебинаре. Светодизайнер обещает участникам беспристрастный разбор темы на конкретных – удачных и не очень – кейсах.

Дата и время вебинара: 05.07.2022 в 10:00 (время московское).

Участие в вебинаре - бесплатное, но требуется предварительная регистрация

Спикер:

Ксения Ланикина, светодизайнер и основатель Yarko-Yarko lighting design studio.

  • Член жюри Евразийской Премии «Золотой Фотон» в сезоне-2021.
  • Общий стаж в светотехнике — более 20 лет.
  • Первый проект светодизайна реализован в 2009 году совместно с АБ «Александр Бродский».
  • Большой опыт работы с международными светодизайнерскими бюро и архитекторами мирового значения – Д. Ишигами (Япония), Bishop Design (Великобритания), Kardоff  Ingenieure Lichtplanung (Германия), D’Alessio&Santoro (Италия), Click Netherfield (Великобритания) и другие.
  • Автор программ обучения по музейному освещению, а также по светодизайну для архитекторов

Портфолио работ:

На сегодня разработано и завершено более 250 проектов в интерьерном освещении.

В области музеев - более 180 проектов постоянных и временных экспозиций в таких музеях, как:

  • ПОЛИТЕХ
  • Манеж
  • Малый Манеж,
  • Государственный Исторический Музей
  • ВДНХ
  • Музеи современного искусства PERMM, MMOMA
  • Музей истории ГУЛАГа
  • В работе проект освещения интерьеров общественных пространств и постоянной экспозиции Музея Московского Кремля и Политехнического музея и ГМИИ им. Пушкина.

Многие проекты отмечены международными и российскими профессиональными наградами.

 

 

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea