Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры
!!

К вопросу о целесообразности воссоздания «Государственного музея нового западного искусства»

 

25 апреля 2013 г. в ходе «Прямой линии с Президентом Российской Федерации» директор ГМИИ имени А.С.Пушкина И.А.Антонова внесла следующее предложение.

«… 65 лет тому назад в 1948 году был ликвидирован в Москве замечательный и всемирно известный музей нового западного искусства. Этот музей был основан двумя совершенно феноменальными московскими коллекционерами: Сергеем Ивановичем Щукиным и Иваном Абрамовичем Морозовым. …Они собрали коллекцию импрессионистов, постимпрессионистов, и сегодня без преувеличения можно сказать, что это [был] самый, по качеству, во всяком случае, если не по количеству, сильный и крупный музей этого раздела мирового искусства.

Музей был ликвидирован на основании постановления Сталина. Причиной были идеологические аргументы – обвинялся музей в формализме, в собирании антинародного искусства. Это была та же аргументация, которая примерно в эти же годы, второй половины 40-х годов, применялась к определению творчества Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, к поэзии Анны Ахматовой, к творчеству Зощенко и так далее. Музей этот, о котором идёт речь, был создан в 1923 году.

И коллекции его действительно потрясающие, причём они очень обширные, вот тот музей, который был. Большое число произведений Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога и более 50 картин Матисса, почти 50 картин Пикассо. Когда это было всё вместе, это был, безусловно, самый первый музей мира в этом разделе.

Один из коллекционеров – Сергей Иванович Щукин, писал о том, что он собирал музей [нового западного искусства] по примеру Третьякова и имел намерение оставить его Москве.

Владимир Владимирович, новая Россия сделала очень многое, может быть, сегодня не до конца оценённое, в реабилитации граждан России. Я напомню о том, что были реабилитированы имена великих деятелей культуры, наконец, был восстановлен храм Христа Спасителя. Нельзя разрушать церкви.

Все коллекции [ГМНЗИ] были переданы в наш музей, но потом часть из них, половина, была отдана в Эрмитаж в Петербурге. Согласны ли Вы рассмотреть вопрос о возвращении этой части, восстановлении этого музея, который станет украшением Москвы?

Это нравственный вопрос.»

Жанр вопроса в рамках «Прямой линии», видимо, обусловил ряд неточностей и спорных утверждений, вкравшихся в речь И.А.Антоновой.

В силу этого, прежде чем перейти к анализу обоснованности данного предложения и последствий для отечественной культуры его реализации, необходимо восстановить общую канву истории возникновения и исчезновения Государственного музея нового западного искусства.

1. Историческая справка

1918 г. национализация частных коллекций, в том числе коллекций С.И.Щукина и И.А.Морозова

1919 г.

открытие Первого музея нового западного искусства в особняке на Знаменке, отъезд С.И.Щукина за границу

открытие Второго музея нового западного искусства в особняке Морозова на Пречистенке,21; назначение заведующим Б.Н.Терновца; отъезд И.А.Морозова за границу

1923 г.

Объединение обоих музеев, образование Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), назначение Б.Н.Терновца директором

1925 г.

Юридическое подчинение ГМНЗИ Музею изящных искусств при сохранении административной автономии

Передача в ГМНЗИ коллекции западноевропейской живописи из Государственной Третьяковской галереи (коллекции С.М.Третьякова и М.А.Морозова)

1924-1927

Организация выставок в Европе и немецкой и итальянской выставок в Москве, активное пополнение фондов ГМНЗИ произведениями «революционного современного искусства» европейских стран (Германия, Италия)

1928 г. Перевод всех отделов ГМНЗИ в здание на Пречистенке, 21

Август 1928 г. постановление ВЦИК СНК РСФСР «О задачах музейного строительства РСФСР»

1929-1931

Передача ок. 60 работ в Государственный Эрмитаж в порядке компенсации за 200 работ старых мастеров, переданных в Музей изящных искусств

1931-1934

Шефские выставки в доме культуры завода «Каучук» (ул. Плющиха)

1934

Постановление ВЦИК «О состоянии и задачах музейного строительства РСФСР»

1937

Уход Б.Н.Терновца

1948 год

Расформирование ГМНЗИ

 

Источники:

Б.Н.Терновец. Письма. Дневники. Статьи. М., «Советский художник»,1977

БСЭ

 

 

2. Обоснования предлагаемого решения о восстановлении Государственного музея нового западного искусства в Москве

В самом предложении о воссоздании ГМНЗИ содержатся следующие обоснования:

ГМНЗИ был ликвидирован Сталиным, как идеологически чуждый. По тем же основаниям запрещалось творчество Ахматовой, Прокофьева или Шостаковича, разрушались храмы.

С.Щукин и И.Морозов собирались завещать свои собрания г.Москве.

Воссозданный ГМНЗИ станет украшением Москвы.

-*-

Первое обоснование, построенное на аналогиях, выглядит несколько искусственно. Религии, как и церкви, существовали за многие сотни лет до Советской власти, антирелигиозная пропаганда и репрессии в отношении религиозных деятелей не были результатом именно Сталинской политики и начались несколько раньше, чем в конце сороковых годов 20 века.

Аналогично, к творчеству великих писателей и композиторов ни Сталин, ни советская власть, в целом, прямого отношения не имели.

И религию, и творчество великих художников можно было запретить, но невозможно «расформировать».

В то же время, ГМНЗИ и создан, и закрыт был именно в период руководства страной И.Сталиным. Создание этого учреждения было связано с национализацией «капиталистической собственности», деятельность музея финансировалась советским правительством и до начала «борьбы с космополитизмом и формализмом» претензий с точки зрения идеологии не вызывала. Крайние меры в отношении коллекций ГМНЗИ приняты не были, от предложений уничтожить «чуждые» произведения искусства либо рассредоточить их по провинциальным музейным хранилищам отказались, и фонды закрытого музея передали в те хранилища, где к этому времени уже находились такого рода произведения.

Следует заметить, что одновременно с ГМНЗИ в Москве был закрыт и Музей народов СССР (в 1920-е годы – Музей народоведения), и его коллекции распределены между Государственным историческим музеем, Российским этнографическим музеем (Государственный музей этнографии народов СССР), Музеем современной истории России (Музей Революции), а библиотека передана в предтечу нынешнего Института культурологии – НИИ музейной и краеведческой работы.

Утратив ГМНЗИ, Москва не лишилась музейных собраний западноевропейского изобразительного искусства, а вот этнографического музея в столице нет и по сей день.

В целом, советская музейная политика в конце 1940-х годов была отмечена значительными усилиями по упорядочению музейной работы, определению потерь музейного фонда в результате Великой Отечественной войны, масштабной реорганизацией музейной сети, направленной не столько на идеологические цели (с этим и в 1930-х годах уже было «неплохо»), сколько на «выравнивание» охвата населения страны музейной работой и повышению ее эффективности.

Второе обоснование идеи «воссоздания» ГМНЗИ апеллирует к намерениям С.Щукина и И.Морозова завещать свои коллекции Москве.

Такого рода аргументы в контексте исторической судьбы и коллекционеров и коллекций звучат не достаточно убедительно. Очевидно, что излагая этот аргумент, его авторы не имеют в виду юридическую сторону дела: национализированное имущество никто никому завещать не мог, а о «денационализации», понятно, речь не идет.

С не юридической стороны тема возможных завещательных распоряжений С.И.Щукина и И.А.Морозова носит характер гипотетических предположений. И.А.Морозов умер в 1921 году в Карлсбаде, С.И.Щукин – в 1936 году в Париже, и содержание их завещаний, составлявшихся в 1910-х годах 20 века, интересно только с биографической точки зрения.

Одно можно утверждать точно: никогда, ни в завещаниях, ни в заявлениях, ни в письмах С.Щукин и И.Морозов не высказывали идей об объединении своих коллекций в некое общее музейное собрание.

В контексте рассуждений о невыполненных завещаниях интересен и такой факт: брат С.Щукина Дмитрий Иванович свою прекрасную коллекцию (старые мастера 14-18 веков, миниатюры, эмали, скульптура) мечтал передать Румянцевскому музею. В итоге же его собрание, поступившее после закрытия в 1922 году «Первого музея старого западного искусства» во «Второй музей нового западного искусства», было в 1924 году изъято и передано в ГМИИ имени А.С.Пушкина (Музей изящных искусств), послужив основой для картинной галереи этого музея.

Причины, по которым завещание младшего из братьев Щукиных менее достойно для запоздалого исполнения, нежели завещание среднего брата, назвать затруднительно.

С третьим обоснованием идеи «воссоздания» ГМНЗИ не согласиться трудно: действительно выставленные вместе все имеющиеся в российских музейных собраниях произведения импрессионистов и постимпрессионистов будут привлекать внимание публики. Однако, если говорить не о воссоздании коллекций С.Щукина и И.Морозова, а именно о реконструкции коллекций Государственного музея нового западного искусства по состоянию на 1948 год, то кроме названных направлений французской живописи второй половины 19 – начала 20 веков, там исключительно широко должны быть представлены произведения «революционного европейского искусства» 20-30 – х годов, активно закупавшееся для музея Наркомпросом.  Таким образом, представление о том, что «воссозданный» ГМНЗИ будет музеем импрессионистов и постимпрессионистов не совсем верны.

Главный же изъян тезиса «об украшении Москвы» заключается в том, что украшать и без того не бедную на события художественной жизни столицу предлагается за счет обеднения музейных коллекций других российских городов. Подход чрезвычайно схожий с тем самым «сталинским» реформированием музейной деятельности.

3. Последствия реализации предложения о «воссоздании» ГМНЗИ

В практике государственной культурной политики вновь появляется парадигма «политической целесообразности»;

Процесс перераспределения музейных собраний внутри страны получает мощнейший импульс и, в силу существенных различий в состоянии общества в 1948 и в 2013 годах, начинаются полноценные «музейные войны»;

Противопоставление Москвы и всей остальной России получает поддержку со стороны культурной сферы, усиливая не только «антимосковские», но и «антифедеральные» настроения.

Это самые очевидные политические последствия.

 

Необходимо отметить, что и устная реакция Президента Российской Федерации В.В.Путина, и последовавшее затем поручение по итогам «Прямой линии» носили гораздо более взвешенный характер, чем само предложение о «воссоздании» ГМНЗИ.

-*-

В контексте обсуждения вопроса «о целесообразности воссоздания в г. Москве Музея нового западного (современного) искусства» (поручение Президента Российской Федерации № Пр-967 от 30.04.2013) необходимо отметить следующее.

Современные цифровые технологии позволяют осуществлять визуальные реконструкции ныне не существующих объектов с исключительной точностью. Возвращение в культурный оборот коллекции и экспозиций Государственного музея нового западного искусства с помощью высоких технологий – задача не простая, но абсолютно осуществимая. Работа над таким проектом потребует объединения усилий различных музеев и иных культурных институтов, а результат этой совместной работы станет достоянием всех зрителей в любой точке страны.

Экспонирование и публикации музейных предметов, происходящих из национализированных частных коллекций, должно сопровождаться информацией о создателях коллекций. Возможно, это требование следует закрепить в соответствующем нормативном акте.

70 лет советских экспериментов по реорганизации музеев страны, при всех потерях и издержках, привел к созданию относительно гармоничной музейной сети на территории России. Проведенная по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина в 2006-2009 гг. комплексная проверка сохранности музейных фондов страны подтвердила не только целостность музейных собраний, но и юридическую, общественную и историко-культурную обоснованность их сегодняшнего предметного состава.

Перед музеями России временем и обществом поставлены задачи обретения современного, понятного новым поколениям россиян музейного языка при параллельном поиске форм и методов музейного документирования современных исторических процессов. Решение этих задач требует стабильности музейной сети и состава музейных собраний.

Политическая система современной России и существующая система государственного управления не допускают вмешательства государственного аппарата в профессиональные, творческие процессы в сфере культуры. Обязанностью государства является сохранение культурно-исторического наследия народов Российской Федерации, создание условий для развития культуры, участия граждан в культурной деятельности и реализация гражданских прав на доступ к культурным ценностям. Профессиональные и творческие споры в любой среде, в том числе и музейной, административного вмешательства не допускают.

 

4. Выводы

Представляется правильным и наиболее целесообразным:

«воссоздание» Государственного музея нового западного искусства осуществить в формате «виртуального музея» в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации ( Указ от 7 мая 2012 года № 597, п.1, пп. «н»);

предложить Минкультуры России опубликовать в открытом доступе итоги и материалы Комплексной проверки (2006-2009 гг.) сохранности музейных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации, а также заказать создание и разместить на ведомственных информационных ресурсах максимально полную информацию об истории формирования российских музейных собраний (потенциально по всем музеям страны);

зафиксировать общий подход Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации к рассмотрению предложений о перераспределении музейных собраний, заключающийся в исключительности подобных решений, в рассмотрении каждого конкретного случая только на основе согласованной позиции заинтересованных музеев и при наличии независимого экспертного заключения, подготовленного ИКОМ России и Союзом музеев России.

 
!!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспертной комиссии Союза музеев России по обеспечению сохранности и условиям хранения музейных предметов в Центральном военно-морском музее

 

 

Экспертная комиссия образована в соответствии с решением расширенного заседания Президиума Союза музеев России 21 мая 2013 года в составе:

Александрова Л.К., исполнительный директор Союза музеев России

Большакова Т.Ф., заведующая лабораторией климатического контроля Государственного Эрмитажа

Иванова Я.Н., заведующая сектором Отдела научной документации Государственного Эрмитажа

Колупаева А.С., эксперт Союза музеев России, эксперт Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, председатель комиссии

Кузнецова Л.П., старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Носович Т.Н., заместитель генерального директора Государственного музея-заповедника «Петергоф»

Первак В.Э., главный специалист Российского этнографического музея

Смоляницкая О.Л., заведующая лабораторией биологического контроля и защиты Государственного Эрмитажа

Ходаковская С.А., главный хранитель Государственного музея политической истории России

 

Экспертная комиссия Союза музеев России изучила состояния дел по перемещению коллекций Центрального Военно-морского музея и организации их хранения в новом здании, а также степень готовности музея к планируемому открытию 28 июля 2013 года.

Работа комиссии проводилась 24-26 июня 2013 года. В ходе работы члены комиссии провели визуальный осмотр всех помещений Музея, включая технические, ознакомились с доступной документацией, получили устную информацию от администрации Центрального военно-морского музея - директора Петрова А.В., заместителя директора по научной и экспозиционно-выставочной работе Курносова С.Ю., главного хранителя Шишковой Н.В., начальника отдела МТО Журенкова Г.В., от начальника отдела эксплуатации объекта Центрального военно-морского музея Северо-Западного отделения ОАО «Славянка» Кондратьева К.М.,  от представителей Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны Российский Федерации - генерал-майора Дашкина Ю.А., полковника Казакевича А.А.

 

 

В ходе работы комиссии установлено следующее.

 

По «Комплексному плану завершения ввода в действие  Центрального военно-морского музея на новых фондах», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 30.04.2013 г.

 

Изучение данного документа позволяет сделать вывод об игнорировании при его подготовке реального положения дел с распаковкой и размещением музейных предметов в новом здании Центрального военно-морского музея, а главное, с массовой недопоставкой хранительского оборудования генеральным подрядчиком ООО «Невисс-Комплекс». Кроме того документ не учитывает тот факт, что генеральный подрядчик не выполнил свои контрактные обязательства в части обеспечения экспозиции музея. Не проведена достаточная правовая оценка реальных возможностей ООО «Невисс-Комплекс» выполнить контрактные обязательства (Государственный контракт от 06.12.2010 № 3438/3К/2) в условиях открытого в отношении компании обеспечительного арбитражного производства.

Уже не выдержаны установленные Комплексным планом сроки по пунктам 3, 9, а сроки исполнения пунктов 8 и 11 ничем не обоснованы.

Представляется необходимым внести изменения в данный документ, направленные на приближение устанавливаемых им сроков и характера действий к реальной ситуации в Центральном военно-морском музее.

Выводы:

Комплексный план завершения работ по перемещению фондовых коллекций Центрального военно-морского музея в новое здание и подготовки музея к открытию должен в полной мере учитывать фактическое положение дел и реальные возможности всех участников процесса. Представляется оправданной постановка вопроса о незамедлительной смене подрядчика и об оформлении в установленном законодательством порядке всего объема претензий к ООО «Невисс-Комплекс». Попытки любой ценой принудить во внесудебном порядке ООО «Невисс-Комплекс» к исполнению обязательств по государственному контракту чреваты вовлечением заказчика в противоправные схемы финансирования работ, что для Министерства обороны Российской Федерации недопустимо.

 

 

По готовности здания музея по адресу Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, 69, литер «А» к размещению фондовых коллекций Центрального военно-морского музея, его экспозиций и приему посетителей

 

Музей в настоящее время размещен в здании-памятнике архитектуры федерального значения «Казармы Крюковские (Морские) (три корпуса)», код объекта 7810074000, 1844-1852 гг., воен.инж. Пасыпкин М.А., арх. Черник И.Д., 1850-е гг., арх. Кудинов А.С., Большая Морская ул., 69, Крюкова Канала наб., 2, Труда ул., 7 (адрес объекта из каталога объектов культурного наследия http://www.kulturnoe-nasledie.ru).

О наличии охранного обязательства и его субъектах информацию получить не удалось.

Реконструкция объекта культурного наследия проводилась в 2007-2010 гг. ООО «Интарсия» по заказу Комитета по строительству Санкт-Петербурга. В Акте приемки объекта реконструкции от 09.12.2010 г. эксплуатирующей организацией указано «2000 Отделение морской инженерной службы». В настоящее время балансодержателем здания является Санкт-Петербургское Территориальное управление имущественных отношений ЗВО, музею как фактическому пользователю здание передано по акту. Передача музею вещных прав на недвижимое имущество не производилась. Эксплуатирующей здание организацией в настоящее время является ОАО «Славянка» (по договору с собственником здания).

Собственнику здания в безвозмездное пользование передан земельный участок в границах по линии фундамента здания, в связи с чем отмостка фундамента, являющаяся неотъемлемой частью системы водоотведения,  оказалась расположенной на городской территории, равно как и световые фонари технического подвала здания. Необходимо в кратчайшие сроки провести переговоры с администрацией Санкт-Петербурга с целью увеличения землеотвода для создания минимально необходимой охранной зоны объекта, без которой ни полноценная эксплуатация здания, ни обеспечение безопасности фондовых коллекций невозможны.

Вдоль фасада по Крюкову каналу установлены временные мачты городского освещения, каждая из которых в нижней части закрыта фанерными коробами, примыкающими к фасаду здания музея. Перенос этих конструкций в ближайшее время городскими службами не планируется. Отмечено проживание внутри коробов лиц без определенного места жительства, а также нарушение целостности световых фонарей подвала здания Музея.

Документации на проведенные в 2007-2010 гг. работы по реконструкции и техническому оснащению здания в распоряжении музея не имеется, наличие такой документации у эксплуатирующей организации не установлено. В связи с этим отсутствует возможность осуществлять контроль состояния и прогнозировать изменения гидроизоляции фундаментов здания, вести отладку технологического оборудования, производить оперативный ремонт системы отопления, кондиционирования и т.п.

По утверждению эксплуатирующей организации, здание не обеспечено резервным вводом энергоснабжения, выделенные Ленэнерго мощности на подключение какого-либо дополнительного оборудования не рассчитаны, устройством внутренних электросетей не предусмотрена возможность переключение системы энергоснабжения здания на аварийные генераторы. Подключение к городской телефонной сети отсутствует. Связь с пультом МВД осуществляется по радиоканалу.

Системы пожарной сигнализации и пожаротушения в фондохранилищах (газ) и в экспозиционной/офисной/посетительской зоне (вода) смонтированы, но не подключены (газ) либо не опробованы (вода). План эвакуации людей и ценностей на случай пожара отсутствует, учения не проводились.

Коридоры и технические проходы фондохранилищ и подсобных помещений заполнены фрагментами разобранной упаковочной тары, ее уборка из помещения и вывоз для утилизации не входит в обязанности ни ООО «Невисс-Комплекс», ни эксплуатирующей организации, ни музея.

Примененный в здании алгоритм работы СКД требованиям различных степеней защиты фондохранлищ и офисных зон не соответствует. Действия служб музея и МВД при срабатывании охранной сигнализации не отрабатывались.

Посетительский вход в музей не имеет никаких опознавательных знаков, а его местоположение (по фасаду на Крюков канал) исключает интуитивно понятный проход посетителей. Договор с властями Санкт-Петербурга о размещении непосредственно на площади Труда и прилегающих улицах, а также на ближайших станциях метрополитена указателей о местоположении и маршрутах проезда к Центральному военно-морскому музею отсутствует.

Профессиональный дизайн-проект экспозиционных зон и выставочных залов не разрабатывался, имеющиеся в настоящий момент элементы оформления интерьеров этих зон по уровню исполнения и художественного вкуса статусу и историко-культурной значимости Центрального военно-морского музея ни в коей мере не соответствуют.

Выводы:

Здание Центрального военно-морского музея в настоящее время к приему посетителей и обеспечению сохранности и безопасности музейных фондов не готово.

Объем работы, необходимой для его полноценной подготовки к эксплуатации как федерального музея, предполагает временные затраты не менее 6-10 месяцев.

 

 

По состоянию помещений и оборудования, связанных с организацией хранения и обеспечением сохранности музейных предметов и музейных коллекций, а также экспозиционных зон музея

 

Микроклимат

Регулирование микроклимата помещений музея осуществляется  водяной системой напольного отопления и системой кондиционирования воздуха (СКВ). Для управления СКВ используются датчики температуры и влажности фирмы «SIEMENS», размещенные в залах и хранениях музея. Динамика изменений параметров микроклимата не отслеживается, поэтому оценить эффективность работы системы на данном этапе не представляется возможным.

В помещениях музея температурно-влажностный режим не стабилен, что неизбежно приведет к ухудшению состояния сохранности музейных предметов.

Виду отсутствия квалифицированного персонала, обслуживающего систему кондиционирования, не удалось получить информацию о нормативах, заложенных в основу проектирования СКВ, степени её отладки и готовности к поддержанию требуемых параметров.

Наличие следов конденсата (или протечек) на экспонатах в зале с верхним светом, образование плесени в межрамных пространствах окон в некоторых помещениях  представляют серьёзную опасность и требуют тщательного изучения причин данных явлений.

Несмотря на использование в СКВ фильтров класса EU7 в хранениях наблюдается значительная запылённость (оценено визуально). Фильтрация молекулярных загрязнений не осуществляется.

В связи с перемещением коллекций значительная часть музейных экспонатов до сих пор находится в упаковке. При смене микроклиматических условий в процессе переезда, длительное пребывание в таком состоянии может спровоцировать любой тип  повреждения музейных материалов - механический, химический и биологический, вплоть до невозможности реставрации предмета и полной его утраты.

Реставрационные мастерские музея, в которых могут оказать «первую помощь» пострадавшим в процессе переезда экспонатам, не готовы к работе в полном объеме. Они занимают небольшие площади и не оснащены современным реставрационным оборудованием. Условия работы в мастерских 1-го этажа не соответствуют требованиям "ПОТ Р М-004-97. Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 17.09.1997 N 44) и "СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование" (утв. Госстроем СССР 28.11.1991) (ред. от 25.03.2003).

 

Рекомендации

Как можно быстрее закончить процесс распаковки.

Обеспечить возможность отслеживания динамики изменений температурно-влажностного режима с диспетчерского пульта.

Провести качественный хранительский мониторинг состояния микроклимата  на экспозиции и в фондах по всем параметрам (температуре, относительной влажности,  освещённости, концентрации атмосферных загрязнений). Оценить возможность осушения и увлажнения микроклимата в разные периоды года. На основании полученной информации скорректировать работу СКВ в различных помещениях музея.

Установить стационарные метеопосты во всех помещениях и проводить регулярные наблюдения и фиксацию данных, на основании анализа данных наблюдения за ТВР провести корректировку работы вентиляционной системы, т.к. в настоящее время скачки относительной влажности воздуха, а так же факты появления конденсата на поверхности являются признаками  неправильной или нестабильной работы вентиляции, для поддержания стабильной температуры и относительной влажности воздуха в помещениях необходимо иметь возможность корректировки работы отопительной системы, которая в настоящее время включается и отключается вместе с обще городской системой отопления.

Оценить степень влияния «подогрева снизу» (напольное отопление) на  состояние экспонатов, чувствительных к изменениям температурно-влажностного режима.

В случае необходимости дать рекомендации по изменению режима освещения музейных экспонатов.

Оснастить реставрационные мастерские современным оборудованием, обеспечить условия труда реставраторов в соответствии с нормативными требованиями.

Биозащита

На экспонатах, находящихся в зале № 1, имеются признаки выпадения обильного конденсата (следы подсохших капель).  Образование конденсата внутри музейных зданий недопустимо, так как при этом создаются условия для роста плесневых грибов на стенах, потолках и предметах.

На отдельных участках стен  в атриуме и в соседних залах присутствуют высолы, а также участки со  вздувшейся краской; в подвалах отмечены участки с осыпанием отделочного покрытия.

В помещениях рукописно-документального фонда  между оконными рамами присутствуют обильные налеты плесневых грибов.

В помещениях спецфонда (фонд драг. металлов ) на потолке и на стенах имеются следы протечек.

Влажные пятна на стенах, отслоение штукатурки, наличие пятен плесени свидетельствуют о нарушенной гидроизоляции здания. Намокание стен и подоконников приводит к развитию грибной и бактериальной микрофлоры на поверхности, что приводит к нарушению санитарного состояния помещений, в этих помещениях нельзя размещать экспонаты, т.к. плесень и бактерии  являются биологическими деструкторами материалов, из которых изготовлены музейные предметы. Нахождение музейных предметов в помещениях, где на поверхностях присутствуют активная грибная и бактериальная микрофлора неизбежно приведет к заражению экспонатов и  их разрушению.

Значительная часть экспонатов находится в упаковке уже длительное время (от 6 до 12 месяцев). При хранении предметов в упаковке, особенно в неотапливаемых помещениях, могут создаться условия для развития плесневых грибов, а также  некоторых видов насекомых.

Подсобные помещения и коридоры загромождены большим количеством разобранной деревянной тары. На тарной древесине имеются налеты деревоокрашивающих грибов, что вызывает сомнения в том, что  эта древесина  была должным образом подготовлена (просушена и обработана биозащитными препаратами).

Закупленная для музея дезинфекционная камера совершенно не подходит для работы с музейными предметами, так как представляет собой устройство для парового обеззараживания одежды, постельных принадлежностей и пр.

Рекомендации

Для защиты экспонатов от развития микроскопических грибов и насекомых необходимо выполнить следующее:

1. Следует определить и устранить причины, вызывающие образование конденсата на стеклянной кровле,  увлажнение оконных проемов в отдельных помещениях и пр.

2. Участки стен с повреждением отделочных покрытий  должны находиться под наблюдением в течение не менее 2-х лет.  В случае, если высолы и вздутие краски образовались не вследствие «остаточных» явлений после ремонта, а из-за нарушения гидроизоляции, площадь повреждений будет увеличиваться; при этом неизбежен рост микроскопических грибов.

3. Необходимо максимально ускорить распаковку экспонатов; при этом экспонаты должны быть тщательно осмотрены на предмет образования колоний микромицетов, обеспылены и размещены в помещениях  с безопасным температурно-влажностным режимом.

4. Тарная древесина должна быть немедленно убрана из здания.

5. Сотрудники служб, занимающихся эксплуатацией системы кондиционирования, должны  быть проинструктированы по вопросам, связанным со своевременной заменой фильтров и контролем увлажняющих элементов. Такой контроль позволит предотвратить накопление и размножение опасных микроорганизмов в системе кондиционирования.

 

Монтаж экспонатов

Генеральным подрядчиком для такелажных и монтажных работ в экспозиционных и хранительских зонах музея используются неквалифицированные работники, не имеющие никакого опыта работы с музейными предметами (в настоящее время преимущественно привлечены трудовые мигранты из государств Центральной Азии), контроль за их действиями со стороны инженерно-технического персонала подрядчика не осуществляется.

В результате такой организации работы уже при попытке монтажа в июле 2012 года был поврежден крупногабаритный экспонат - Самолёт И-16 дважды Героя Советского Союза лётчика-истребителя гвардии подполковника Сафонова Б.Ф. КП 30527/1 инв. 06 М 1513.

Для монтажа крупногабаритных экспонатов оружейного фонда в зоне атриума подрядчиком используются леса для фасадных работ.

Информацию о наличии мобильных подъемных устройств, пригодных для использования в помещениях музеях и необходимых для дальнейшей работы по монтажу/демонтажу экспонатов и техническому обслуживанию зоны атриума, получить не удалось.

 

По ходу распаковки и размещения в постоянных местах хранения фондовых коллекций Музея

 

Переезд Центрального военно-морского музея был определен Директивой ГК ВМФ № ДФ-3 от 14.04.2011 г. Выполнялся ООО «НЕВИСС-Комплекс» в рамках Государственного контракта с МО РФ № 3438/3К/2 от 06.12.2010 г. Музейное собрание ЦВММ насчитывает более 718000 музейных предметов и состоит из 57 коллекций, систематизированных и объединенных для хранения в 8 фондов. Перемещение предметов происходило в соответствии с требованиями Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в гос.музеях СССР 1985 года, упакованными в ящики с вложением поящичных описей, с передачей на время выполнения работ музейных предметов уполномоченным представителям ООО «НЕВИСС-Комплекс» по актам сдачи-возврата и доверенности. Музейные предметы и коллекции на весь период перемещения застрахованы по формуле «от гвоздя до гвоздя» по Генеральному договору страхования с ООО «Группа Ренессанс Страхование» PIC-002-003583 от 18.04.2011 г. с пролонгацией срока (2011-12 гг.) и Генеральному договору страхования с ЗАО «ГУТА-Страхование» № ГС 57-ИЮКЦ/015744 от 20.11.2012 г. (2012-2013 гг.)

05 апреля 2013 года завершено перемещение музейных предметов и коллекций ЦВММ в новое здание, продлившееся 18 месяцев. Распакованы полностью, размещены по местам хранения и документально оформлены актами сдачи-возврата музейных коллекций чертежный, фотонегативный и рукописно-документальный фонды  (352201 пр.). Частично распакованы  фонды: ИЗО (18%), корабельный (47,6%), знаменный (4,65%). Практически не распакованы фонды:  специальный (предметы с содержанием драгоценных металлов ) и оружейный.

В сложившейся ситуации первоочередной задачей является распаковка и передача на ответственное хранение музейных предметов. Для решения этой задачи необходимо присутствие в составе комиссии  представителя генерального подрядчика  ООО «НЕВИСС-Комплекс», либо представителя заказчика — Министерства обороны. Кроме того, необходимо привлечение к данной работе значительного количества опытных такелажников.

В период апреля-мая 2013 г. в среднем за неделю распаковывалось и передавалось музею около 1 тысячи музейных предметов. Последняя неделя – 276 предметов.

Всего на момент проверки распаковано около 50% музейных предметов, из этого количества почти половина размещена в старом оборудование, экстренно перевезенном из здания Биржи и смонтированном в новых фондохранилищах.

Распаковка музейных предметов затруднена и идет крайне медленно, что вызвано  неполной оснащенностью ряда фондохранилищ хранительским оборудованием:

  • знаменный фонд – для коллекций предметов ДПИ, флотского быта, знамен и флагов, фалеристики и нумизматики;
  • ИЗО фонд – для предметов ДПИ, малой пластики и скульптуры, моделей носовых и кормовых украшений;
  • оружейный фонд – для коллекций стрелкового оружия, для ручного холодного оружия не оснащены ящики шкафов мягким покрытием;
  • специальный фонд – для предметов из драгоценных металлов не дооборудованы сейфы, новые еще не приобретены;
  • в рукописно-документальный фонд оборудование не поставлено, все предметы размещены на старом хранительском оборудовании.
  • коллекции фотонегативного (на 99%) и чертежного (на 90%) фондов размещены на старом хранительском оборудовании.

Таким образом, около половины фондов находится в упакованном виде, что в изменяющихся микроклиматических условиях может стать причиной всех трех видов повреждений: механических, химических и биологических. В конечном итоге подобная ситуация ведет к потере уникальных коллекций ЦВММ.

Распаковка музейных предметов возможно только в случае оснащения фондохранилищ специализированным хранительским оборудованием в соответствии с составом коллекций.

Комиссия отмечает, что из необходимого  оборудования для фондохранилищ,  экспозиций и выставок  в помещениях музея находится не более 70%.

Качество поставленного оборудования современному уровню развития музейного дела в России ни в коей мере не соответствует.

К недопоставкам нового  оборудования добавляется сложность сборки по месту старого оборудования из-за нехватки рабочих рук ООО «НЕВИСС-Комплекс». Требуется срочная допоставка оборудования и монтаж старого, а также маркировка оборудования для создания единой системы топографии мест хранения. По мнению хранителей коллекций процесс распаковки музейных предметов может занять не менее года. Размещение предметов на постоянное место хранения, а также проверка их наличия и сверка учетной документации потребует не менее трех лет.

Процедура приема-передачи музейных предметов практически не осуществляется, что вызвано недостатком специалистов генерального подрядчика, работающих с музейными предметами В «НЕВИСС-Комплексе» уволены бригадиры упаковщиков, ранее принявшие музейные предметы по актам, без передачи дел и обязанностей. Обратную передачу предметов должны производить они или другие уполномоченные сотрудники ООО «НЕВИСС- Комплекс».

ООО «НЕВИСС-Комплекс» не осуществило проведение реставрации уникальных музейных предметов по списку Государственного контракта (206 предметов).

ООО «НЕВИСС-Комплекс», как инженерно-строительная компания, не имеющая реального практического опыта в работе с музеями, оказалась в выполнении принятых ею на себя обязательств несостоятельна, в том числе в организации четкой процедуры поставки и передачи экспозиционного и хранительского оборудования, в вопросах приема-передачи ее специалистами музейных ценностей по актам; в решении своих кадровых вопросов; в организации реставрации музейных предметов или привлечении по договорам подряда соответствующих специалистов; в создании новой экспозиции.

 

Общие выводы

В настоящее время Центральный военно-морской музей не готов к открытию ни полностью, ни частично.

Статус старейшего музея страны и повышенный общественный интерес к обстоятельствам переезда музея в новое здание делают чрезвычайно желательным открывать музей для публики только в полном объеме. Для этого, помимо завершения распаковки и размещения в местах постоянного хранения всех фондовых коллекций, необходимо разработать и реализовать профессиональный проект постоянной экспозиции музея, по эстетическим и технологическим свойствам соответствующий значимости музея.

Необходимо в кратчайшие сроки решить все правовые и организационные вопросы, связанные с оформлением имущественного комплекса музея; эксплуатацией здания и технологического оборудования; реализацией государственного контракта от 06.12.2010 № 3438/3К/2.

Кроме того, требуется обеспечить доукомплектование музея необходимым хранительским, реставрационным и экспозиционным оборудованием.

Обеспечение сохранности музейных коллекций требует проведения профессионального мониторинга состояния микроклимата в хранительских и экспозиционных зонах, состояния конструкций здания, работы систем вентиляции и кондиционирования.

Обеспечение безопасности посетителей, персонала музея и музейных предметов требуют приведения в нормативное состояние всех систем охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, контроля доступа, а также укомплектование профессиональными кадрами служб эксплуатации здания и систем жизнеобеспечения музея.

 
!!

О некоторых вопросах, возникающих в связи с реализацией Плана мероприятий («Дорожная карта») «изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2606-р

 

I

Разделом III «Дорожной карты» установлены целевые показатели (индикаторы) развития сферы культуры и меры, обеспечивающие их достижение.

1. Пунктом 4 указанного раздела предусмотрено увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда.

1.1. Целевыми показателями на 2013 год предусмотрено увеличение доли представленных музейных предметов до 24%.

Для небольших музеев, у которых значительная (а в отдельных случаях большая часть) музейных предметов основного фонда представлена в постоянной экспозиции, достижение указанного показателя представляется вполне достижимым в установленные «Дорожной картой» сроки.

Для музеев, обладающих значительными по количеству музейных предметов коллекциями, доля представленных музейных предметов, как правило, не превышает 10% от общего количества музейных предметов основного фонда.

Общее количество предметов основного фонда в конкретных музеях составляет десятки и сотни тысяч музейных предметов. Увеличение их представления в течение 6 лет на 11% (по сравнению с приведенным уровнем 2012 г.) предполагает дополнительное представление зрителю сотен тысяч музейных предметов.

Такое увеличение не может быть реально обеспечено наращиванием объемов экспозиционно-выставочной деятельности.

1.2. Реализация виртуальных музейных программ не на бумаге, а в действительности, столкнется тем, что значительная часть музейных предметов основного фонда требует реставрации, без проведения которой невозможно проведение работ по оцифровке их изображений.

Столь значительный рост числа представленных в любой форме музейных предметов потребует больших объемов рабочего времени хранителей фондов, в то время, когда той же «Дорожной картой» ставится вопрос об уменьшении штатной численности музейных работников.

Даже в тех, случаях, когда количество хранителей не будет сокращаться, будет уменьшено число обеспечивающего персонала. Оно не будет компенсироваться применением пресловутого «аутсорсинга», так как привлечение сторонних организаций к работе с большими объемами музейных предметов не только создает серьезную угрозу сохранности музейных предметов и музейных коллекций, но прямо противоречит требованиям законодательства РФ и подзаконных нормативных актов по вопросам учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в Государственную часть Музейного фонда РФ.

Даже выборочный анализ субсидий, предоставляемых в 2013 г. на финансовое обеспечение государственных заданий федеральным музеям, позволяет сделать вывод, что значительное увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда финансово не обеспечено, как в 2013 г., так и с точки зрения подготовки к такому увеличению в последующие годы, вплоть до 2018г.

 

II

2. Пунктом 5 раздела III «Дорожной карты» предусмотрено увеличение посещаемости музейных учреждений из расчета посещений на 1 жителя в год с 0,52 в 2012 г. до 0,9 в 2018 г.

То есть, предполагается увеличение посещаемости на 73%.

2.1. Из содержания п. 5 раздела III «Дорожной карты» следует, что речь идет о  соотношении общем количества посещений всех музеев России к количеству жителей.

Хотелось бы понять, что означает определение «жители»? Относятся ли к ним только граждане РФ, или в их число включаются и иностранные граждане, общее число посещений российских музеев которыми составляет в абсолютных цифрах миллионы в год? 

Если речь идет о гражданах России, то какое их число принимается для расчета соотношения количества посещений музеев к количеству жителей? Количество жителей в этом случае принимается для расчета с учетом детей? Если да, то от какого возраста?

2.2. В случае определения ежегодного соотношения общего количества посещений всех музеев России к количеству жителей, по-прежнему, львиная доля посещений музеев в абсолютных цифрах будет падать на музеи Москвы и Санкт-Петербурга, городов – миллионников. Планирование существенного увеличения посещения указанных музеев (на 73% за 6 лет) представляется оторванным от реальной пропускной способности как самих музеев, так и соответствующей инфраструктуры (гостиниц, объектов общественного питания, транспортной доступности и т.п.).  

Если же подразумевается, что для расчета будут браться какие-либо территориально-административные единицы (федеральные округа, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, населенные пункты), то остается непонятным, по какому принципу указанные показатели будут сводиться в единую картину по всей Российской Федерации.

2.3. Все неопределенности и неясности, связанные с реализацией показателей, предусмотренных п. 5 раздела III «Дорожной карты», в свою очередь, порождают вопросы о том, каким образом достижение указанных в п.5 показателей будет определяться для каждого отдельно взятого музея?

 

III

3. Разделом IV «Дорожной карты» определены мероприятия по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры.

В соответствии с п.1 раздела IV «Дорожной карты» объемы финансирования повышения заработной платы работников культуры, в том числе работников музеев, «должны соотноситься с выполнением этими учреждениями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов)». 

При этом п. 2раздела IV «Дорожной карты» установлено, что показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, являются:

1) динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации:

в процентах

2013

2014

2015

2016

2017

2018

56,1

64,9

73,7

82,4

91,2

100

2)численность работников федеральных государственных учреждений культуры:

(тыс. человек)

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

65

64,1

63,1

62,2

61,1

60,3

59,4

 

3.1. Предусмотренное п. 1 раздела IV «Дорожной карты» обязательное достижение музеями показателей эффективности и достижением целевых показателей (индикаторов), установленных разделом III «Дорожной карты», вызывает обоснованные сомнения в связи с неопределенностью указанных показателей, в особенности, при установлении конкретных цифр для определенного музея (с учетом указанного в п. 1 и 2 настоящей записки).

3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников музеев увязана с достижением конкретных примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.

Но, Министерством культуры РФ направлены для подписания директорами федеральных музеев дополнительные соглашения к трудовому договору, в которых содержатся значения соотношения средней заработной платы работников музеев и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации, принципиально отличающиеся от установленных п. 2 раздела IV «Дорожной карты».

Какое-либо обоснование такого расхождения, основания установления конкретных цифровых показателей для отдельно взятого определенного музея непонятны, непрозрачны и руководителям музеев неизвестны.

3.3. С учетом того, что п. 4 распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2606-р «рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана» «Дорожной карты» для его исполнения, во многих субъектах РФ, как, например, в Санкт-Петербурге, потребуется изменить всю существующую систему оплату труда работников бюджетных учреждений.

Каким образом будут исполняться рекомендации Правительства РФ по реализации мероприятий «Дорожной карты» в 2013 г., если учесть, что прошло уже пять месяцев 2013 г., а указанные изменения до настоящего времени не приняты и не введены в действие?

Ответа на этот вопрос нет.

 

IV

4. Разделом V «Дорожной карты» определены основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт.

4.1. Несмотря на то, что «Дорожная карта» предусматривает достижение запланированных показателей в 2013 году, большинство пунктов раздела V «Дорожной карты» в качестве сроков исполнения рассматривают либо весь период действия «Дорожной карты» (то есть с 2013 г. по 2018 г.), либо 2014, 2015,2016 г.г., либо второй и последующие кварталы 2013 г.

Формируется абсурдная ситуация, при которой музеи должны обеспечить реализацию предусмотренных «Дорожной картой» показателей в 2013 г., а обеспечивающие достижение этих показателей нормативные акты, рекомендации и мероприятия органов государственной власти запланированы в большинстве после 2013 г., либо в течение 2013 г., то есть времени на их реализацию музеям практически не остается.

4.2.  Так, п. 1 раздела V «Дорожной карты» подготовка и утверждение правовых актов и рекомендаций Минкультуры РФ по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников запланирована на 2-й квартал 2013 г.

В идеальном случае органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления смогут приступить к разработке собственных нормативных документов, рекомендаций и мероприятий не ранее 3-го квартала 2013 г. Какое же время отводится региональным и муниципальным музеям на изучение и реализацию требований указанных нормативных актов, рекомендаций и мероприятий? В лучшем случае – 4-й квартал 2013 г.

Пунктом 4 раздела V «Дорожной карты» предусмотрена разработка методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений культуры с учетом отраслевой специфики со сроком исполнения – 2014 год. Можно ли это понять, как то, что в 2013 г. не будет изменений в порядке формирования штатной численности учреждений культуры с учетом отраслевой специфики, в частности музеев? А если будут, то в 2014 – 2015 г.г. формирование штатной численности музеев претерпит очередную реформу?

Тем же п. 4 раздела V «Дорожной карты» запланирована разработка типовых норм труда работников на 2016 год.

Подобный подход на практике означает очередное практическое исключение самих музеев из процесса выработки и профессионального обсуждения указанных  правовых актов и рекомендаций. Это ведет к принятию нередко не до конца продуманных, оторванных зачастую от практической деятельности и реальных возможностей музеев решений.

В результате подобная порочная практика не только не изживается, но получает дополнительное развитие.

Все недостатки и «узкие места» «Дорожной карты» могли бы и должны были бы корректироваться конкретными нормативными и ненормативными актами, рекомендациями Минкультуры РФ. К сожалению, этого не происходит.

4.3. Пунктом 6 раздела V «Дорожной карты» предусматривается создание прозрачного механизма оплаты труда и руководителей учреждений.

4.3.1. На деле весь предлагаемый «механизм», как для федеральных, так и региональных и муниципальных музеев сводится только к «организации мероприятий по представлению руководителем учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей».

4.3.2. Практика, в частности на примере дополнительного соглашения к трудовым договорам руководителей музеев с Минкультуры РФ от 01.05.2013 г., показывает, что формируемый механизм оплаты труда руководителей музеев носит непрозрачный и запутанный (по сравнению с действующим) характер.

Проектом указанного дополнительного соглашения предлагаетсяпункт 4.1.2. соответствующего действующего трудового договора с директором музея изложить в редакции, устанавливающей, что «в качестве поощрения Работнику (директору музея) устанавливаются выплаты стимулирующего характера при соблюдении условий:

- рост средней заработной платы работников музея в отчетном году (нарастающим итогом с начала года) по 2 балла за каждый процент роста, но не более 70;

- выполнение целевых показателей эффективности работы музея в соответствии с соглашением, заключенным в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил использования в 2013 г. бюджетных ассигнований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2012г. № 1454 с учетом показателей выполнения госзадания на 50% и более – начисления до 30 баллов.

При этом проектом соглашения установлены еще пять дополнительных условий, неисполнение любого из которых ведет к аннулированию начисленных баллов, то есть фактической отмене указанных выплат стимулирующего характера.

Предусмотренное проектом соглашения лишение директора музея выплат стимулирующего характера на основании ряда надуманных, неисполнимых и не зависящих от отношения соответствующего директора к труду (исполнению своих должностных обязанностей) условий в соответствии с трудовым законодательством является дискриминацией.

К числу таких условий можно отнести следующие:

1) Отсутствие задержек по выплатам заработной платы.

Данное условие никак не связано с деятельностью собственно директора музея, не рассматривает возможность указанных задержек по вине Минкультуры РФ, органов Федерального казначейства, соответствующего банка, перечисляющего заработную плату на карты работников. Ответственность в любом случае возлагается на директора музея и влечет за собой аннулирование стимулирующих выплат.

2) Отсутствие замечаний проверяющих органов по результатам проверок деятельности соответствующего музея.

Включение подобного условия ведет к тому, что сам пункт об установлении неких стимулирующих выплат становится нереализуемым. Как директорам музеев, так и сотрудникам Минкультуры РФ, наверное, не известен ни один случай, когда проверка уполномоченными органами той или иной сферы деятельности любой организации культуры завершалась бы актом (справкой) по результатам проверки, не содержащим замечаний в адрес проверяемой организации. 

3) Выполнение поручений и указаний Минкультуры РФ и его структурных подразделений, соблюдение сроков и порядка представления статистической и бухгалтерской отчетности, представление качественной оперативной информации.

Проектом соглашения не определено, что понимается под «указаниями и поручениями структурных подразделений Минкультуры РФ». Правомерность лишения директора музея стимулирующих выплат никак не увязана с требованиями законодательства РФ об обязательности для музея – юридического лица только нормативных и ненормативных актов, изданных в установленном законом порядке, то есть распоряжений и приказов министерства.

Согласно подпункту «с» пункта 9 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства РФ № 329 от 12 апреля 2013 г. «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» на руководителя государственного учреждения возложена обязанность «обеспечивать своевременное выполнение нормативных правовых актов и локальных нормативных актов работодателя».

Указания и поручения, не оформленные в установленном законом порядке, не носят и не могут носить обязательного для руководителя музея характера. В соответствии с Положением о Минкультуры РФ его структурные подразделения не наделены правом от своего имени давать музеям обязательные к исполнению указания и поручения.

Введение в качестве условия выплат стимулирующего характера «представления качественной оперативной информации» не только носит совершенно неопределенный характер. Обязанностью соответствующего директора музея является предоставление информации, порядок представления, сроки и состав которой определены законом или иными нормативными актами.

Во всех остальных случаях за непредоставление информации не может быть установлена ответственность, в том числе и виде лишения стимулирующих выплат.   

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты  и стимулирующие выплаты.

Перечисленные три условия не связаны с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной директором соответствующего музея работы.

 4.3.3. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 г. № 818 и Приказу Минкультуры РФ от 28.08.2008г. № 64 в федеральных государственных учреждениях могут быть установлены следующие виды стимулирующих выплат:

– надбавка за интенсивность и высокие результаты работы;

– надбавка за качество выполняемых работ;

– надбавка за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

– премии по итогам работы.

Предлагаемая пунктом 3 проекта дополнительного соглашения редакция п. 4.1.2 трудового договора не содержит указаний, какой именно вид стимулирующей выплаты устанавливается работнику (директору музея) и в каком размере она выплачивается, что противоречит пункту 19 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства РФ № 329 от 12 апреля 2013 г.

Также отсутствие в предлагаемой редакции п. 4.1.2 трудового договора размера стимулирующей выплаты прямо противоречит положениям подпункта «б» пункта 5 и пунктов 15-16 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год», утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 г.

4.3.4. Из содержания проекта дополнительного соглашения не следует, отменяется ли премия директору по итогам работы за квартал, установленная п. 4.1.2 действующего трудового договора, либо она применяется в дополнение к предусмотренным соглашением выплатам, что противоречит пункту 19 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства РФ № 329 от 12 апреля 2013 г.

 

V

5. В соответствии с п. 3 распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2606-р конкретное финансирование выполнения мероприятий «Дорожной карты» не предусмотрено, речь идет лишь «об учете мероприятий, предусмотренных планом» при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

А п. 4 распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2606-р всего лишь рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана.

5.1. За исключением выделения дополнительных ассигнований на мероприятия по повышению заработной платы работникам сферы культуры, каких-либо изменений в бюджете для финансирования достижения целевых показателей, предусмотренных разделамиII и III «Дорожной карты», в 2013 г. не произведено при том, что «Дорожная карта» утверждена Правительством РФ 28 декабря 2012 г., а Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» принят Государственной Думой РФ 23 ноября 2012 г. – за месяц до утверждения «Дорожной карты». 

Постановление Правительства РФ № 1272 от 10 декабря 2012 г.  «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» было принято за три недели до утверждения «Дорожной карты».

5.2. Таким образом, высока вероятность того, что проведение реформ, указанных в разделе II «Дорожной карты» будет носить достаточно формальный характер, а поставленные цели в полном объеме не будут достигнуты в установленные  распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 г. № 2606-р сроки.

 

Главный юрисконсульт Союза музеев России

С.С.Жамкочьян

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea