Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры
!!

Рекомендации
Совместного заседания Круглого стола
Комиссии по культурному и духовному наследию и
Комиссии по культуре Общественной Палаты Российской Федерации
по вопросу: «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации
как важнейшей части культурного и духовного наследия народов Российской Федерации»

 

29 сентября 2009 года на совместном заседании Круглого стола Комиссии по культурному и духовному наследию и Комиссии по культуре в Общественной палате Российской Федерации обсудили вопрос: «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации как важнейшей части культурного и духовного наследия народов Российской Федерации». В обсуждении приняли участие члены Комиссий Общественной Палаты Российской Федерации, представители  Государственной Думы РФ, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, ученые, эксперты, музейные работники.
Участники заседания считают необходимым отметить, что:
 музей в современной России – одно из самых доступных (средняя стоимость билета в музей – менее 45 рублей) и самое посещаемое учреждение культуры: в 2008 году музеи России посетило более 77 млн. человек (театры менее 30 млн., кинотеатры около 45 млн., библиотеки – около 60 млн. человек), причем посещаемость на уровне 70-80 млн. человек в год стабильно удерживается отечественными музеями уже в течение 10 лет. В 2008 году каждый среднестатистический гражданин России в возрасте от 5 до 18 лет посетил музей, кроме того еще около 500 тысяч детей и подростков посещали программы и занятия музейных детских и молодежных центров.
Музейный фонд России – это тот духовный, культурный «золотой» запас страны, который не подвержен девальвации, неисчерпаем как сама Россия и ее история, который гарантирует преемственность и непрерывность цивилизационных процессов в стране и обществе.
Сохраняемый, пополняемый, изучаемый и представляемый музеями Музейный фонд страны  - это своего рода код ДНК общества, позволяющий сохранять национальную и этнокультурную идентичность, воспроизводить единство и целостность страны и нации, формировать в обществе и у каждого человека ценностные ориентиры, критерии оценки реальной новизны инноваций.
Музей, по своей природе апеллирующий к эмоциональному и образному механизму восприятия человека, является незаменимым инструментом формирования и развития творческих способностей человека, что является особенно важным в периоды ускоренного инновационного социально-экономического развития.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, поставил в ряд незыблемых базовых ценностей России культуру всех народов нашего Отечества, а в число приоритетов – достижение лидирующих позиций в культуре и искусстве, поддержку национальных традиций и культур всех народов России как залог стабильного, цивилизованного развития всей страны.
Однако на практике вопросы сохранения культурного наследия, в целом, и Музейного фонда Российской Федерации, в частности, были и остаются на самой дальней периферии государственного внимания.
Очевидной представляется необходимость совершенствование законодательной базы, и прежде всего разработка и принятие  федерального закона «О культуре», устанавливающего общие нормы и принципы формирования и реализации государственной культурной политики в Российской Федерации, а также разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на инновационное развитие государственных и общественных институтов в сфере культурного наследия, в том числе таких как музеи-заповедники.
Назрела необходимость более широкого обсуждения принимаемых законов обществом, профессионалами, проведения экспертизы представителями науки и практики.
По данным государственного статистического наблюдения и экспертным оценкам:
В 1854 музеях России хранится около 70 миллионов музейных предметов и музейных коллекций (25% из них в музеях ведения Минкультуры России), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Более 90% из указанного числа музейных предметов и музейных коллекций относятся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
Более половины всех музейных предметов и музейных коллекций не проходят своевременной реставрационной и консервационной профилактики, более 15% всех предметов нуждаются в полнообъемной научной реставрации.
Лишь 10% музеев располагают квалифицированными кадрами реставраторов, способных выполнять сложные работы на особо ценной части музейного фонда. При этом средняя заработная плата в музеях составляет 6484 рублей в месяц, что лишь на 30% превышает официально установленный прожиточный минимум и более чем вдвое ниже среднего значения по стране
80% музеев страны размещены в зданиях, не приспособленных в полной мере для хранения и экспонирования музейных предметов, до 40% музейных экспозиций и фондохранилищ размещены в культовых зданиях, отнесенных к памятникам истории и культуры, приспособление которых под хранительские цели вообще невозможно.
Для размещения музеев используются 7712 строений, общей площадью 1339 тыс.м2. Музеи федерального ведения занимают 1745 зданий общей площадью 1197 тыс.м2., из которых хранение фондов помещено на 161 тыс.м2, что составляет 14% от площади всех помещений и на каждом кв. метре фондов храниться и подготавливается к реставрации не менее 500 предметов.
Состояние музейных зданий и помещений характеризуется, тем, что  36% от общего количества (2824) требуют капитального ремонта  и 518 зданий признаны аварийными (6,7%). Из зданий музеев федерального подчинения подлежат капитальному ремонту 626 (36%), аварийных – 155 (9%).  Не более 10% процентов всех музеев располагают отдельными приспособленными зданиями для размещения фондов и только единицы  музеев используют специально спроектированные сооружения для надлежащего хранения фондов.
В целом по стране потребность в строительстве новых фондохранилищ составляет около 500 тысяч кв. м.
Российская Федерация гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, гарантирует реализацию гражданами обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также гарантирует государственную защиту этих прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации организует реализацию внешней и внутренней политики государства, в том числе и в ее культурной составляющей, а также обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
Принимая во внимание сказанное выше, участники заседания рекомендуют:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Принять во внимание мнение экспертного сообщества о необходимости принятия Федерального закона «О культуре», который обеспечил бы единство подходов и принципов законодательного регулирования всех аспектов культурной деятельности, в т.ч. и музейной, формирования и реализации государственной культурной политики современной России;
2. Рассмотреть возможность принятия поправок и проект Федерального закона «О внесении  изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в редакции от 26.07.2009 г., разработанных Союзом музеев России, направленных на создание оптимальных условий обеспечения государственными (муниципальными) учреждениями культуры полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах охраны и сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, библиотечных фондов;
3. Рассмотреть возможность принятия поправок в отдельные законодательные акты в целях дальнейшего совершенствования деятельности музеев-заповедников по духовно-нравственному развитию многонационального российского общества;
Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть «Стратегию развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года», разработанную в рамках деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству;
2. Рассмотреть вопрос о разработке федеральной целевой программы по сохранению и использованию культурно-исторического наследия, как в сфере сохранения, использования и популяризации недвижимых памятников истории и культуры, так в сфере собирания, изучения и представления музейных предметов и музейных коллекций,. что позволит сформировать условия для сохранения, пополнения и эффективного использования культурно-исторического наследия как основы социальных и экономических инноваций в России;
3. Ускорить принятие пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих полноценную реализацию Федерального  закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Министерству культуры Российской Федерации:
1. Рассмотреть и поддержать разработанные Союзом Музеев России изменения и уточнения к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленные на создание оптимальных  условий в сферах охраны и сохранения культурного наследия народов Российской Федерации;
2. Ускорить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных Федеральным  законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
3. Изучить и разработать совместно с Союзом Музеев России методику формирования государственного (муниципального) задания для музеев России, расчета нормативных затрат на оказание музеями России государственных (муниципальных услуг), определения затрат на содержание недвижимого и особо ценного имущества музеев России;
4. При разработке проектов федеральной целевой программы «Культура России» на 2011 и последующие годы предусмотреть включение подпрограммы «Музеи России», направленной на расширение государственной поддержки работ по сохранению движимой части культурного наследия народов Российской Федерации, а также на создание условий для развития музейно-выставочного обмена в масштабах России;
5. В рамках деятельности Межведомственного совета по особо ценным объектам народов Российской Федерации рассмотреть возможность включения в Государственный свод особо ценных объектов народов Российской Федерации национальных музеев республик – субъектов Российской Федерации;
Общественной палате Российской Федерации:
1. Создать рабочую группу по проведению экспертизы «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Участники заседания считают, что сохранение культурно-исторического и духовного наследия народов  Российской Федерации, развитие культуры и искусства сегодня являются важнейшим национальным приоритетом Российского государства, его развития и стабильности.

 
!!

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских  слушаний на тему «Законодательное обеспечение сохранности и учета

музейных ценностей в Российской Федерации»

Участники парламентских слушаний, всесторонне обсудив проблемы современного состояния нормативно-правовой базы в сфере учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, широкий круг вопросов, связанных с деятельностью музеев на данном направлении, отмечают их важность и актуальность.

К числу важнейших направлений музейной деятельности относятся вопросы сохранения Музейного фонда Российской Федерации, включающие в себя комплекс мер юридического, организационного и технического характера.

Правовой основой деятельности музеев в Российской Федерации и сохранения той части культурного наследия, которую составляют музейные фонды, является Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», принятый в апреле 1996 года, и разработанные в соответствии с ним положения о Музейном фонде Российской Федерации, Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации и лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации установило, что музейные предметы и музейные коллекции относятся к особому виду имущества, оборот которого существенно ограничен и сводится исключительно к передаче во временное пользование (аренду) для выставочной деятельности, а также обмену между музеями. Рыночная жизнь предмета с момента его включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации полностью прекращается. Будучи важнейшей составной частью национального культурного достояния России, Музейный фонд не может рассматриваться как объект извлечения какой-либо прибыли от его использования.

Участники парламентских слушаний отмечают, что за последние годы российская законодательная система в области сохранения культурного наследия претерпела значительные позитивные изменения, направленные на совершенствование этой работы в новых общественных условиях.

Учреждения культуры, государственные хранилища культурных ценностей получили большую самостоятельность, что позволяет им проявлять инициативу и более эффективно использовать богатый потенциал духовного и культурного наследия народов Российской Федерации.

Вместе с тем анализ состояния учета и сохранности музейных ценностей в музеях Российской Федерации показывает, что в этом деле существуют серьезные недостатки, связанные, в частности, с увеличением количества совершаемых краж и хищений из государственных хранилищ. Тревожно то, что в основном утраты музейных предметов происходят по вине самих музеев, не обеспечивающих соблюдение установленных норм и правил их учета и сохранности.

Пропажи и хищения отмечаются в музеях от городского до федерального уровня. Появилась опасная тенденция совершения краж хранителями музейных предметов, в целях их продажи и личного обогащения. Особую тревогу вызывает скрытая преступность. О кражах уникальных художественных произведений становится известно только после их обнаружения на зарубежных аукционах или в антикварных магазинах России. Во многих случаях пропавшие предметы трудно объявить в розыск из-за отсутствия их фотофиксации, квалифицированного описания или страховых копий.

 

Наряду с этим, участники парламентских слушаний констатируют, что в области сохранности и учета музейных ценностей существует объективные причины недостатков в этой сфере деятельности и способствующие росту количества нарушений.

Во-первых, сложившаяся практика в области сохранности и учета музейных ценностей в Российской Федерации сформировалась еще в СССР в условиях единой государственной собственности на движимые и недвижимые объекты культурного значения, весьма ограниченного и жестко контролируемого перемещения культурных ценностей через границы и относительно невысокой криминогенности в сфере оборота культурных ценностей.

Во-вторых, это активное развитие антикварного рынка, в том числе и теневого. Отсутствие лицензирования этого вида деятельности, правил торговли предметами антиквариата, позволяет практически безнаказанно сбывать похищенное.. Антиквары и арт-диллеры не всегда интересуются происхождением предметов и практически участвуют в скупке и дальнейшей перепродаже похищенных культурных ценностей.

В-третьих, низкая заработная плата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров, ослабление исполнительской дисциплины, устаревшая и недостаточная нормативно-правовая и материально-техническая база по учету и сохранению культурных ценностей создает возможности для нарушений и прямого участия сотрудников государственных хранилищ в совершении преступных посягательств на культурные ценности.

Система учета музейного и архивного фондов не предполагает оценку балансовой стоимости хранящихся предметов, что в значительной мере притупляет бдительность хранителей, а также не позволяет проводить финансовые проверки силами действующих контрольных органов.

Руководствуясь чувствами гражданского долга и ответственности за судьбу российской культуры, осознавая важнейшую миссию музеев и архивов сохранять и пополнять культурный генофонд нации для преемственного духовного развития поколений, участники парламентских слушаний

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации —

- обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об объявлении в 2007 году национального проекта «Культура», в котором предусмотреть раздел посвященный безопасности культурного наследия России;

- Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об установлении дополнительных выплат за ученые степени и почетные звания работникам учреждений культуры.

2. Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о действенности государственных гарантий финансирования деятельности музеев и нормативных финансовых затрат по обеспечению сохранности Музейного фонда Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации внести на рассмотрение в Правительство Российской Федерации порядок реализации предметов антиквариата.

4. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1) в течение 2007 года утвердить в установленном порядке нормативно-правовые акты в сфере музейного дела, предусмотренные действующим законодательством:

порядок включения и исключения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации;

порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в государственных хранилищах (депозитариях);

инструкцию по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации;

параметры описания музейных предметов и музейных коллекций в базе данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.

2) Всемерно расширять негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации как неотъемлемую составляющую национального культурного наследия, для чего совместными усилиями Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Российской академии наук, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по атомной энергии с привлечением общественных, научных объединений, объединений производителей продукции наметить и реализовать меры по вовлечению в негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации объектов исторического музейного значения, сохранившихся на хозяйственном балансе или при другой форме учета в различных организациях и учреждениях. Считать особо важной проведение такой работы с конфессиональными организациями, сохраняющими исторически значимые культурные ценности.

3) Внести поправки в Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» с целью повышения социального статуса музейного работника, стимулирования его научного и творческого роста в соответствии с уровнем квалификации в области учета и сохранения культурного наследия.

4) Внести поправки в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части установления особенностей размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в учреждениях культуры и искусства).

5) Сохранить в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации норму, позволяющую музеям, библиотекам, архивам самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от приносящих доход видов деятельности, исключив при этом любые формы бюджетозамещения.

6) В целях обеспечения сохранности музейных ценностей при осуществлении выставочной деятельности, учитывая специфику музеев как бюджетных учреждений культуры внести изменения в таможенное законодательство Российской Федерации в части норм регулирующих перемещение через границу России музейных предметов, участвующих в международном культурном обмене.

 
!!

Проект Резолюции I Всероссийской конференции "Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы"

 

 Ленинградская область, с. Старая Ладога

 

11 сентября 2009 года

 

 Основной организатор- Министерство культуры Российской Федерации.

Соорганизаторы – Правительство Ленинградской области, «Российская Ассоциация Реставраторов».

Участники Конференции: Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Ленинградской области, «Российская Ассоциация Реставраторов, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по культуре, Федеральное агентство по туризму, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Фонд инвестиционных строительных проектов, главы и представители администраций муниципальных образований субъектов Российской Федерации и малых исторических городов, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, музеев-заповедников, общественных организаций, научно-исследовательских институтов, реставрационных и проектных организаций – всего 130  человек.

Участники I Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» (далее - Конференция), всесторонне обсудив заслушанные доклады и сообщения, отмечают, что комплекс проблем малых исторических городов и сельских поселений неотделим от комплекса проблем, с которыми сталкиваются все исторические города Российской Федерации в сферах градостроительного регулирования и землепользования, культуры, образования и здравоохранения, занятости населения и охраны общественного порядка. Все они напрямую связаны неопределённостью статуса «историческое поселение», с недостатком внимания к их историко-культурному наследию, отсутствию единой федеральной программы, направленной на сохранение и развитие исторических городов и сельских поселений как основы для решения социально-экономических проблем.

Для решения вышеуказанных проблем участники Конференции считают необходимым:

1.     Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации, Комитету Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по культуре совместно выработать поправки к Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ и законодательно закрепить единое понятие «исторического города» с целью его дальнейшего использования со стороны федеральных и региональных органов власти при принятии комплекса мер по сохранению исторической среды  и созданию туристической инфраструктуры.

2.     Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации подготовить проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

- об утверждении Положения об историческом городе и сельском поселении;

- об утверждении критериев отнесения к историческому городу или сельскому поселению;

- о перечне исторических городов и сельских поселений.

3.     Поддержать инициативу Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО по разработке и принятию Рекомендации о сохранении исторических городских ландшафтов как надлежащего акта, предписывающего на международному уровне комплекс принципов и установок, которые государства интегрировали и применяли бы на национальном уровне, адаптирую их  к своим собственным традициям, теории и практике.

4.     Рассмотреть проект структуры Рекомендации о сохранении исторических городских ландшафтов, высказать свои замечания и рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в повестку дня 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь  2009 года).

5.     Обратить внимание Министерства культуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и  соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость обеспечения деятельности по скорейшей разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия.

6.     Поддержать реализацию Министерством культуры Российской Федерации и Фондом инвестиционных строительных проектов проекта «Сохранение культурного наследия и его использование в России», финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития на данном этапе как пилотного проекта по сохранению малых исторических городов, и рекомендовать в будущем расширить область реализации проекта за счет участия всех регионов Российской Федерации.

7.     Поддержать инициативу Министерства культуры Российской Федерации по разработке и реализации программы по развитию культурно-познавательного туризма в части реставрации комплекса памятников истории и культуры в малых исторических городах с целью увеличения в них туристических потоков.

8.     Рекомендовать администрациям Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей при подготовке заявок на финансирование по проекту «Сохранение культурного наследия и его использование в России» обратить особое внимание на объекты следующих малых исторических городов: Старая Ладога, Старая Русса, Гдов, Изборск, Торжок.

9.     Рекомендовать администрациям Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской областей разработать и направить на рассмотрение Министерству культуры Российской Федерации  и Федеральному агентству по туризму концепции (стратегии) развития культурно-познавательного туризма в вышеуказанных малых исторических городах. В концепциях (стратегиях) учесть, что финансирование работ созданию и развитию туристической инфраструктуры (реконструкция инженерных сетей, строительство и ремонт дорог) предусматривается за счет средств региональных  бюджетов на 2011 и последующие годы.

10. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть представленные администрациями субъектов Российской Федерации концепции (стратегии) развития культурно-познавательного туризма в вышеуказанных малых исторических городах и предусмотреть финансирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия – памятников истории и культуры в рамках концепций (стратегий) по существующим программам финансирования за счет средств федерального бюджета  на 2011 и последующие годы в целях сохранения исторической среды и подготовки для туристического показа.

11. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму рассмотреть представленные администрациями субъектов Российской Федерации концепции (стратегии) развития культурно-познавательного туризма в вышеуказанных малых исторических городах и разработать программы привлечения негосударственного финансирования строительства и реконструкции гостиничных объектов.

12.  Поддержать инициативу Министерства культуры Российской Федерации по разработке и реализации программы развития государственно-частного партнерства и доверительного управления объектам культурного наследия – памятниками истории и культуры.

13.  НП «Российская Ассоциация Реставраторов» (НП «Росрегионреставрация») подготовить проект соглашения с Министерством культуры Российской Федерации по вопросам сохранения и развития малых исторических городов и поселений.

14.  Признать целесообразность проведения ежегодных конференций, посвящённых проблемам сохранения, возрождения и развития исторических городов и сельских поселений, использования памятников архитектуры и градостроительного искусства и развития культурно-познавательного туризма.

15. Определить местом проведения II Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» в 2010 году г. Изборск Псковской области. Ответственным за подготовку и проведение конференции назначить НП «Росрегионреставрация».

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea