Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Приложение 5

 

Предложения Союза музеев России по итогам комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации, и подготовки соответствующего доклада Президенту Российской Федерации

 

По данным Минкультуры России в рамках работы Комиссии по координации вопросов организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации, проверено 1828 федеральных и региональных музеев  с общим фондом хранения 72,7 млн. предметов, экспертным комиссиям не было предъявлено 673,1 тыс. предметов, из которых 24,5 тыс. предметов находятся в розыске МВД России.

По данным Росстата, на сегодняшний день, расходы на все музеи России в год составляют менее 0,06% от Внутреннего валового продукта, и 0,11% от расходной части консолидированного бюджета России. В структуре затрат консолидированного бюджета на социально-культурные цели вся культура составляет всего 4%, а затраты на сохранение Музейного фонда страны  и деятельность музеев – менее 1%.

 

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и положением о Комиссии отчет о работе  Комиссии должен содержать не только фактические сведения о состоянии сохранности культурных ценностей, находящихся в музеях страны, но и предложения по нормативно- правовому   обеспечению учета культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской   Федерации,   исполнения бюджетных обязательств по финансированию мероприятий, направленных на сохранение Музейного фонда Российской Федерации, обеспечения сохранности и безопасности   культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской  Федерации, предотвращению незаконного оборота культурных ценностей.

Союз музеев России считает необходимым и обоснованным сделать следующие выводы по итогам работы Комиссии:

1. Главным выводом из проделанной работы можно назвать документально подтвержденное отсутствие массовых хищений музейных предметов из наших музеев.

Второй вывод, который также может быть сделан с полным основанием, - это то, что без широкомасштабной модернизации всей инфраструктуры учета, хранения, обеспечения сохранности, изучения Музейного фонда России и организации доступа граждан к нему сохранить бесценные богатства отечественного музейного фонда нам не удастся Причем очевидно, что работа по такой модернизации должна начинаться немедленно и носить тщательно продуманный и хорошо спланированный характер.

2. Необходимо законодательное решение вопроса о сроках и основаниях розыска украденных музейных предметов. Речь идет о том, что розыск украденных предметов осуществляется (неважно с какой степенью эффективности) только до тех пор пока открыто уголовное дело. Когда его закрывают, в силу невозможности найти злоумышленника либо после его обнаружения и осуждения, розыск этих музейных предметов правоохранительными органами прекращается. Таковы нормы уголовного законодательства.

Необходимо найти иные законодательные решения для таких случаев, поскольку при расследовании такого рода преступлений не менее важно найти и вернуть народное достояние, чем наказать виновного в их краже.

3. Инфраструктура хранения, обеспечения сохранности, учета, изучения и организации доступа к музейным предметам.

Проведенная проверка показала, что нынешнее состояние музейных фондохранлищ, реставрационных мастерских, всего имущественного комплекса музеев, а также и их технологической оснащенности не может обеспечить сохранность музейных предметов, их эффективный и оперативный учет, профессиональную и качественную реставрацию, а следовательно и полноценный доступ к этим предметам наших граждан. Можно менять наши «типы» с бюджетного на автономный или какой-нибудь еще сколько угодно, но до тех пор пока собственник в лице Российской Федерации не обеспечит музеи «недвижимым и особо ценным движимым имуществом», пригодным для исполнения этими учреждениями своих функций,  полноценно собирать, хранить, изучать и представлять музейные предметы наши музеи не смогут все равно.

80% музеев страны размещены в зданиях, не приспособленных в полной мере для хранения и экспонирования музейных предметов, до 40% музейных экспозиций и фондохранилищ размещены зданиях, отнесенных к памятникам истории и культуры (в том числе культовых), приспособление которых под хранительские цели вообще невозможно.

Для размещения музеев используются 8490 строений, общей площадью 3821 тыс.м2. Под фондохранилища используется 380 тыс. м?, что составляет менее 10% от всех площадей. Музеи федерального ведения занимают 1864 здания общей площадью 1287 тыс.м?., из которых хранение фондов помещено на 131 тыс.м?, что составляет 10,1% от площади всех помещений. На каждом кв. метре фондов храниться и подготавливается к реставрации около 200 предметов.

Состояние музейных зданий и помещений характеризуется, тем, что  35% от общего количества (2955) требуют капитального ремонта  и 544 зданий признаны аварийными (6,4%). Из зданий музеев федерального подчинения подлежат капитальному ремонту 660 (35,4%), аварийных – 125 (6,7%).  Не более 10% процентов всех музеев располагают отдельными приспособленными зданиями для размещения фондов и только единицы  музеев используют специально спроектированные сооружения для надлежащего хранения фондов.

В целом по стране потребность в строительстве новых фондохранилищ составляет около 500 тысяч кв. м.

Более половины всех музейных предметов и музейных коллекций не проходят своевременной реставрационной и консервационной профилактики, более 15% всех предметов нуждаются в полнообъемной научной реставрации.

В стране, чей Музейный фонд превышает 80 миллионов предметов, а в музеи ежегодно приходит более 70 миллионов человек, не существует даже собственных разработок по охранно-учетной маркировке музейных предметов.

Для преодоления системного кризиса в обеспечении сохранности Музейного фонда Российской Федерации необходимо разработка и реализация федеральной целевой программы «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации» со сроком реализации 10-15 лет на основе проекта, разработанного Союзом музеев России.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от безусловно необходимой и полезной федеральной целевой программы «Культура России», которая будет нужна всегда, программа «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации» имеет четко ограниченные временные рамки, направлена на решение именно инфраструктурных задач в сфере музейной деятельности, основана на иных механизмах реализации и предполагает иные сроки, этапы, а также гораздо более широкое межведомственное взаимодействие нежели «Культура России».

Эффективность мер, предусмотренных названной программой, будет существенно выше при  разработке и утверждении технического регламента по обеспечению сохранности и безопасности Музейного фонда Российской Федерации. Наличие такого регламента не только позволило бы на практике создавать равные в столицах и провинции условия хранения музейных предметов, но и  существенно уменьшило бы сроки и повысило бы конечную  эффективность работ по проектированию, строительству и оборудованию музейных зданий и сооружений, сделало бы невозможным использование при сооружении музейных зданий типовых проектов торговых и складских помещений, которые в процессе дальнейшей эксплуатации требуют затрат на их приспособление сопоставимых со стоимостью строительства..

В рамках предлагаемой программы должны быть осуществлены работы по созданию оригинальной технологии охранно-учетной маркировки музейных предметов силами отечественных разработчиков и производителей. В данном случае, ориентация на российского производителя обусловлена не приверженности идеям протекционизма, а жесткой необходимости исключить неограниченно широкий доступ к информации о месте хранения и системах защиты бесценных сокровищ Музейного фонда России.

Завершение формирование и обеспечение функционирования Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации также включено в проект федеральной целевой программы «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации». Действующее законодательство в сфере Музейного фонда содержит нормы об универсальной Базе данных, которой и должен являться Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Законодательством в структуре Госкаталога предусмотрен и реестр утраченных (похищенных) музейных предметов, и наличие идентифицирующей информации (включая изображения) по каждому музейному предмету, включенному в состав Музейного фонда страны, и объем информации об этих предметов, размещаемой в свободном доступе в сети Интернет. Поэтому, с нашей точки зрения, было бы разумным сосредоточить усилия именно на формировании Государственного каталога Музейного фонда, а не распылять силы и средства на создание иных «продуктов». Разумеется, проблема программной совместимости базы данных Госкаталога с ведущимися правоохранительными органами базами данных должна быть в ходе этой работы решена.

При этом, в какой бы «программно-аппаратной» идеологии ни создавался Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации – глобальной или распределенной, - такая база данных, содержащая сотни миллионов записей и изображений, не может быть пригодной для использования в отсутствии общероссийского стандарта описания музейных предметов. Такого стандарта в России никогда не существовало (в отличие от библиографических ГОСТов) в силу исключительной сложности задачи, однако практика крупнейших музейных держав Европы подтверждает его необходимость. Устав Союза музеев России в качестве одной из основных задач нашей организации содержит именно задачу создания такого единого стандарта описания музейных предметов и мы готовы осуществить эту работу при условии, конечно, что ее необходимость будет признана на высшем государственном уровне.

Предложенный проект федеральной целевой программы «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации» предполагает осуществление мероприятий, направленных на улучшение кадрового обеспечения музейной деятельности.

В музеях России трудятся около 70 тыс. сотрудников (45,7 тыс. в музеях субъектов Российской Федерации и 21  тыс. – в федеральных музеях), число научных сотрудников (хранителей) составляет менее 30% от общей численности занятых.. Средняя заработная плата в музеях составляет 6800 рублей в месяц, что лишь на 30% превышает официально установленный прожиточный минимум и более чем вдвое ниже среднего значения по стране. Лишь 10% музеев располагают квалифицированными кадрами реставраторов, способных выполнять сложные работы на особо ценной части музейного фонда.

Безосновательно полагать, что возможно повысить зарплату в музеях, переводя их на новые условия оплаты труда при сохранении существовавшего до этого объема финансирования данного вида затрат.

Однако главное, что сегодня необходимо, это меры, которые позволят профессионализировать музейную работу.

Уже полтора года назад силами Союза музеев России и Российской библиотечной ассоциации был разработан, внесен в Минкультуры России и в принципиальном плане согласован с Минздравсоцразвитием России проект Единого квалификационного справочника в части должностей руководителей и специалистов музеев и библиотек, однако до настоящего времени данный документ не принят, какой-либо работы по нему не ведется.

Для того, чтобы новое поколение музейных специалистов могло считать себя и быть профессионалами, необходимы:

придание государственного статуса системе непрерывного образования музейных специалистов и реставраторов с включением расходов на эти цели в действующие бюджетные обязательства путем создания и обеспечение функционирования системы повышения квалификации, дополнительного послевузовского образования для хранителей Музейного фонда, введение программ магистратуры помузейному хранению в ВУЗах исторического, естественнонаучного, технического, военного, искусствоведческого профилей;

увеличение объема подготовки и выпуска реставраторов музейных предметов, создание системы повышения их квалификации путем профессиональных стажировок, возобновление системы государственной аттестации реставраторов музейных предметов и музейных коллекций.

Проект федеральной целевой программы «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации» практически во всех его компонентах ориентирован на использование в обеспечении сохранности музейных предметов инновационных технологий и передовых разработок в области IT-технологий, применения современных технологий в области охранно-учетной маркировки, реставрационном деле, создании и использовании новых материалов и конструкций для хранения и обеспечения безопасности музейных предметов.

4. Основой для реализации предлагаемой программы и иных мер, направленных на обеспечение сохранности Музейного фонда Российской Федерации, должна стать «Стратегии развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года», проект которой разработан  в рамках деятельности рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Помимо изложенного считаем целесообразным рассмотреть вопрос о возможности включения в число приоритетов деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вопросов сохранения культурного наследия народов Российской Федерации.

25 февраля 2010 г.

 

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea