Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Аналитическая записка

о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения определения и условий осуществления просветительской деятельности - законопроект № 1057895-7)

 

       18.11.2020 г. группой членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации внесен в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (законопроект № 1057895-7).

Законопроектом предлагается дополнить статью 2 Федерального закона  от 29.12.2012  № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» пунктом 35 следующего содержания:

       «35) просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации».

       Также законопроектом предусмотрено дополнение главы 2 Федерального закона  от 29.12.2012  № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» статьей 12.2 следующего содержания:

       «Статья 12.2. Общие требования к организации просветительской деятельности.

       Просветительскую деятельность вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным

законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

       Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для

агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной,

религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том

числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для

побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

       Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а

также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации».

       Законопроект вызвал существенную озабоченность музейного сообщества России в связи с тем, что он не столько упорядочивает правовое регулирование просветительской деятельности, сколько вносит в него правовую неопределенность.

       1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предметом регулирования данного Федерального закона являются «общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование».

       Как указано в пункте 2 статьи 1 указанного Федерального закона, он «устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования».

       Частью 7 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации».

       Таким образом, само определение просветительской деятельности, предлагаемое законопроектом, как деятельности, «осуществляемой вне рамок образовательных программ», выходит далеко за рамки сферы деятельности, регулируемой Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

       Характерно, что в Пояснительной записке к законопроекту, в качестве обоснования его принятия, указывается на то, что «отсутствие соответствующего правового регулирования (в сфере просветительской деятельности) создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».

       Тем не менее, действие закона предлагается распространить на неопределенный круг лиц.

       2. Не меньшую озабоченность вызывает предлагаемое законопроектом установление «общих требований к организации просветительской деятельности» (включение в Закон об образовании статьи 12.2. «Общие требования к организации просветительской деятельности»).

       Право физических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц осуществлять просветительскую деятельность обуславливается «соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

      В самом законопроекте приводится единственное требование: «Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для

побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

     Указанное положение (условие) представляет собой прямое цитирование и повторение уже существующих и действующих правовых норм части 2 статьи 29, части 5 статьи 13Конституции Российской Федерации, статьи 31 Закона РФ от 09.10. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других.

       Законодательством России уже установлена административная и уголовная ответственность за несоблюдение указанных требований.

       3. Вызывает недоумение включение специальной статьи 12.2. «Общие требования к организации просветительской деятельности», действие которой распространяется на неопределенный круг лиц, в главу 2 Федерального закона  от 29.12.2012  № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации».

        Статьи 10 – 20, составляющие главу 2 указанного Федерального закона, определяют структуру системы образования, федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, общие требования к организации воспитания обучающихся, общие требования к реализации образовательных программ, языку образования, формы получения образования и формы обучения, экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования и т.п.

       Включение в главу 2 Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» неких общих, выходящих за рамки закона об образовании правовых норм, которые распространяются на организации и лиц, не подпадающих под регулирование законом об образовании, представляется ошибочным и порождающим правовую неопределенность.

        Как указано в самом законопроекте, просветительская деятельность – это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ.

       4. В соответствии с предлагаемым законопроектом определением  просветительской деятельности, нормы Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» распространяются на организации культуры в целом, и музеи в частности, хотя их деятельность регулируется иными федеральными законами – прежде всего, «Основами законодательства РФ о культуре»,  Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

       До настоящего времени организации культуры, и музеи в частности, правомерно применяли нормы Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» только в тех случаях, когда они осуществляли, в соответствии со своими уставами, именно образовательную деятельность.

      Согласно статье 27 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» целями создания музеев в Российской Федерации являются: осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций. Большинство российских музеев разрабатывают и реализуют просветительские программы для посетителей, участников музейных мероприятий вне рамок образовательных программ.

       Статьей 1 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» установлено, что именно этот закон определяет правовое положение музеев в Российской Федерации.

       В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «законодательство РФ о музеях в Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

       Статья 33 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» установила, что «музеи в Российской Федерации в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

       Осуществление просветительской деятельности музеями, как одного из основных видов деятельности, установлено Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и закреплено в уставах музеев. 

       Таким образом, Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» не может и не должен регулировать просветительскую деятельность российских музеев.

       5. Острой была и остается проблема квалификации деяний, направленных на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, сообщение недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов. К сожалению, рассматриваемый законопроект ничего не предлагает для ее решения.

       6. 23 декабря 2020 г. Государственная Дума Российской Федерации в первом чтении рассмотрела законопроект № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части ведения просветительской деятельности). 

       В связи с озабоченностью музейного сообщества данным законопроектом, ИКОМ России обратился в Комитет по культуре Государственной Думы с предложением выступить с инициативой о внесении поправок в некоторые положения законопроекта,  а именно: изложить  поправку к главе 2 статьи 12.2 в следующей редакции: «Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроль за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации, за исключением учреждений культуры, в уставе которых просветительская деятельность закреплена как основная деятельность: музеи, библиотеки, культурные центры, дома культуры различных форм собственности и ведомственного подчинения».

       При рассмотрении 09.03.2021 г. законопроекта во втором чтении указанные предложения ИКОМ России не были включены в число принятых поправок к законопроекту.

       В третьем чтении 16 марта 2021 г. Государственной Думой РФ законопроект принят в целом.

       Вызвавшие острую общественную реакцию недостатки законопроекта сохранены в его окончательной редакции. Заявленные цели принятия законопроекта в части ведения просветительской деятельности не нашли должного отражения в конкретных нормах проекта закона, а распространение действия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на все виды и формы просветительской деятельности ничем не обосновано и вызывает существенные сомнения. 

       В случае одобрения законопроекта Советом Федерации РФ,       представляется целесообразным обращение в Правительство РФ с тем, чтобы порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности не распространялись на учреждения культуры, в уставе которых просветительская деятельность закреплена как основная деятельность: музеи, библиотеки, культурные центры, дома культуры различных форм собственности и ведомственного подчинения».

       7. Обеспокоенность музейного сообщества вызвана  не только важностью вопросов правового регулирования просветительской деятельности, но и правовой неопределенностью, которая может возникнуть в связи с принятием рассматриваемого законопроекта № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в принятой Государственной Думой РФ редакции, с учетом  особой роли просветительской деятельности в жизни общества и в музейной деятельности.

       Союзу музеев России известно о том, что уже в период рассмотрения законопроекта № 1057895-7 в Государственной Думе РФ, государственные органы управления в сфере культуры отдельных субъектов Российской Федерации неправомерно, не нормативными актами, а указаниями и поручениями, установили для подведомственных организаций культуры (в том числе музеев) на постоянной основе (бессрочно) обязанность предварительного согласования  интервью, комментариев, брифингов, пресс-конференций, съемок телесюжетов, участия в телеэфирах и радиопередачах, статей для публикации в печатных изданиях и на ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Такое «регулирование» просветительской деятельности представляется недопустимым и является прямым нарушением законодательства Российской Федерации.

 

Руководитель юридической службы

Союза музеев России                                              С.С. Жамкочьян

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea