| |
Дорогие коллеги!
В конце 2020 года в рамках проекта «Инклюзивный музей» по направлению работы с посетителями с ментальными особенностями были разработаны методические материалы, которые мы собрали вместе для вашего удобства.
Эти продукты являются результатом коллективной работы экспертов и основаны на анализе зарубежной и отечественной практики инклюзивной деятельности музеев. Их внедрение позволит осуществить значительные изменения как в развитии программ для людей с ментальными особенностями, так и в обеспечении доступности музеев в целом.
- Перечень контрольных вопросов и рекомендаций (чек-лист) по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями – это набор необходимых мероприятий и условий, которые должен обеспечить музей для формирования доступной среды для людей с ментальными особенностями. С появлением этого инструмента появляются четкие ориентиры для музеев как в отношении необходимых минимальных условий, так и расширенных желательных условий, обеспечивающих максимальный комфорт для таких посетителей.
- Методическое пособие «Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях» предлагает ознакомиться с методами, которые используются при работе с людьми с аутизмом и другими ментальными особенностями. Вместе с тем эти инструменты могут быть эффективны при работе и с более широкой аудиторией: со школьными группами, людьми с миграционным опытом и любыми посетителями, испытывающими сложности в посещении учреждений культуры и музейных программ без визуальной опоры.
- Ролик «Социальные истории в музеях», который в легкой и доступной форме рассказывает родителям, педагогам, тьюторам, экспертам НКО, взаимодействующим с музеями, что такое социальные истории и как ими пользоваться при подготовке к визиту в музей.
- Вебинар «Инклюзивные программы и социальные истории в музеях» в рамках которого было подробно рассказано об использовании социальных историй для подготовки к визиту в музей и о других средствах визуальной поддержки в инклюзивной музейной практике.
Материалы подготовлены в рамках реализации проекта «Инклюзивный музей» по направлению работы с детьми с особенностями ментального развития. Организаторы проекта: Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) и социальный проект «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Для того, чтобы дальше продвигать инклюзивные практики в музеях, претендующих на статус социально значимых, в настоящий момент ИКОМ России совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ проводит исследование в рамках крупного проекта «Доказательный подход к обоснованию и изучению результатов социальных практик». На основе разработанного группой ученых МГППУ «Стандарта доказательности практик в сфере детства», начата работа по составлению реестра социальных практик с доказанной эффективностью. Социальная практика понимается как система взаимосвязанных действий, направленных на достижение заранее запланированных устойчивых позитивных изменений в жизни конкретных социальных групп или общества в целом. В связи с этим, необходимо, в первую очередь, исследовать запрос, оценить распространенность и оснащенность музейной инклюзии на сегодняшний день в России. С этой целью Организаторы обращаются с просьбой пройти онлайн-опрос «Посетитель с расстройствами аутистического спектра в музее», созданный для того, чтобы исследовать запрос, оценить распространенность и оснащенность музейной инклюзии на сегодняшний день в России. Ответы принимаются до 10 февраля 2021 года от всех заинтересованных музейных специалистов, вне зависимости от того, какую позицию вы занимаете в музее и имеет ли она отношение к работе с людьми с ментальными особенностями.