Печать

Михаил Пиотровский.

Роскошь, доступная всем

Так случилось, что одновременно мы отметили день рождения города и открытие «Интермузея» - большого ежегодного музейного фестиваля. Оба проходили онлайн. Тогда же и тоже онлайн состоялась конференция по урбанистике, посвященная развитию исторических городов.

Михаил Пиотровский. Роскошь, доступная всем |

Думаю, это повод вернуться к моей любимой теме - город-музей.

Важная часть качества жизни в городе - его история, которой можно гордиться и интересоваться. Это привлекает жителей и инвесторов. Город-музей — общественное пространство, в которое входят разные составляющие.

Прекрасный пример в Петербурге и, на мой взгляд, в России - Новая Голландия. Там не без дискуссий, не без смены инвесторов родилось общественное пространство, в котором сохранены памятники и одновременно работают представители разных креативных индустрий. Все живут вместе, друг другу не мешая. Получилось то, что надо.

Неудачный пример общественного пространства - Дворцовая площадь. Ее все время пытаются использовать как пустое место. На главной площади должны происходить события, которые сохраняют и подчеркивают ее красоту. Важно, чтобы для таких проектов существовал «куратор». Дворцовую площадь должен курировать Эрмитаж. События, которые согласовываются с музеем, соответствуют духу города.

В последнее время активно обсуждается судьба Кронштадта. Идет разговор о его уникальности и исторической привлекательности. Появился проект «Остров фортов».

Устраивать рок-концерты на фортах - не новость. Это есть во всем мире. Наши форты особенные. Кронштадт - символ взаимодействия армии и науки. Форт «Александр I» называют чумным, он хранит память о лабораториях российских эпидемиологов. Есть форты, где делали мины. Интересная история о минных заграждениях - защите города — связана с Крымской войной. Принято говорить, что Россия ее проиграла. Севастополь сдали, но на других фронтах были успехи. Одним из них стали минные поля у Кронштадта, которых испугались вражеские корабли и даже не попытались блокировать Петербург. Все это сюжеты с уникальной привлекательностью.

Или, например, дамба. Драматична история ее строительства, борьба экологов против дамбы, ее сторонников против экологов и результат, который стал очевиден со временем. До сих пор можно спорить, спасает она город или нет. Когда спрашивают мое мнение, я говорю, она красивая и с ее появлением прекратились наводнения и подтопления подвалов Зимнего дворца. 

Идея создания центра и музея исламского искусства в Петербурге подняла волну ксенофобии: не пустим неверных в дом Брюллова. Этот красивый дом в историческом центре много лет не могут отреставрировать. Но дело не в том, что надо хвататься за любую возможность реставрации. Будущий центр не место для собрания мусульман, не мечеть, а музей. В Петербурге есть музей русского искусства, Этнографический музей, музей разных религий. Музей исламского искусства необходим для престижа города.

Петербург открыт миру, как завещал Петр I, и в то же время он подвержен ксенофобии.

Я раньше уже говорил о Европейском университете. О нем есть разные мнения, но это блестящее учебное заведение и одна из достопримечательностей Петербурга. Он известен далеко за пределами города. Сегодня Европейский университет изгнан из Новомихайловского дворца. Раньше люди проходили мимо и говорили: здесь жила княгиня Юрьевская, а сейчас Европейский университет. Теперь дворец стоит пустой... Надо не просто реставрировать здания, но и делать так, чтобы их наполнение открывало уникальность города.

Памятники Петербурга можно насыщать знаковыми вещами, а атмосферу - событиями. Одно из последних событий связано с духом города. К юбилею Бродского получился замечательный перформанс. Портрет поэта появился на стене дома напротив его квартиры. Его тут же замазали, но дело не в этом. Бродский, говорят, хотел приехать на один день, чтобы постоять напротив своего окна. Так и получилось. Эпизод в духе Бродского украсил наше пребывание в карантине. Это было симпатично. Но есть и другие примеры.

Постоянно пресекаются попытки руферов попасть на крыши Эрмитажа. Вечером и ночью на Дворцовой площади полно пьяных людей. Нетрезвые девушки перелезают через ограду Александровской колонны...

Мы обсуждаем, как после карантина при наличии стольких ограничений люди будут приходить в Эрмитаж. Думаем разбить экспозицию на части и ввести посещение по сеансам. Но этому надо придать блеск, чтобы человек мог впитать всю историю Эрмитажа как художественного музея. Зимний дворец - единое пространство с разными очень значимыми составляющими. Городское пространство тоже должно состоять из разных привлекательных единиц.

Фонд Лихачева создал Петровские конгрессы, куда созываются города, в которых как-то отметился Петр Первый. Он путешествовал по России, где-то останавливался, где-то что-то основывал. Сейчас это небольшие населенные пункты, где, как считалось, ничего особенного не происходило. Благодаря конгрессу вспомнили историю, эти места приобрели особую прелесть для тех, кто там живет, и тех, кто приезжает. Необязательно по этому поводу ставить памятник на главной площади, но ощущать свою особую оригинальность стоит. Надо поддерживать автономное существование небольших единиц.

Сейчас это острый вопрос для музеев России. Сохраняя единство музейного пространства страны, мы должны все время иметь друг друга в виду, помогать, руководствоваться общими правилами. Одновременно ощущать ценность каждого, помнить, что любой музей оригинален. Небольшие ведомственные, региональные, муниципальные музеи не могут погибнуть. Их нельзя оптимизировать, как медицину: сокращать, сливать. Мы пишем письма региональным властям, настаиваем на том, что малые музеи должны получить не помощь, а компенсацию. Они выполняют важную функцию - сохраняют историческую память. Эта функция стоит денег. Раньше это частично покрывалось билетами, сейчас билетов нет.

В этом году «Интермузей» был посвящен войне и Победе. На сайте мы опубликовали почти 90 докладов о том, что делали музеи во время войны, как эвакуировались, как жили на оккупированной территории, как они войну вспоминают. Много документов утеряно, их надо искать и восстанавливать. Это необходимо для понимания: спасение музея не равнозначно спасению завода, даже если он делает танки. Понимание не всегда присутствует. Но без него после победы над коронавирусом поход в музей может стать роскошью.

Посещение музея, приобщение к культуре - роскошь. Роскошь, которая должна быть доступна всем.

Сейчас эпоха Zoom-конференций, не знаю, как мы будем жить без них, когда выйдем из карантина. Мы обсуждаем с коллегами, как меняются публика и музеи, наши отношения с властью, партнерами, бизнесом.

Готовимся кризис преодолеть, для этого в Эрмитаже проходит то, что я называю «кастингом» - проверка на пригодность сотрудников, посетителей и партнеров. Кастинг показал, какие специальности музею нужны, какие активно реагируют на изменения, какие нет. Материал интересный для внутреннего пользования.

Что касается посетителей, и тут мы узнали многое, судя по онлайн-общению. Есть разные категории публики. Основная масса влюблена в музей. Но есть и те, кто относится к нему, как к развлечению или услуге. Они не понимают, что возможность общаться с Эрмитажем, с Русским музеем - подарок, и не в том смысле, что дареному коню в зубы не смотрят. Важна тональность отношения. Можно давать советы, но недопустимы хамство и поучения. Проявляется отношение к музею от уважительного до раздраженного: мол, жрецы религии, которую я не понимаю.

Партнеры в тяжелое время ведут себя по-разному. Кто-то готов помочь, кто-то - нет, кто-то уходит, кто-то ищет новые пути взаимодействия. Есть и такие, кто использует ситуацию в своих интересах.

Как мы будем жить дальше, во многом зависит от психологического настроя людей. Проблем много, их не избежать. Но искусство и культура - одно из лекарств, проверенных временем.

#ПИОТРОВСКИЙ#ЭРМИТАЖ#МУЗЕИ ПЕТЕРБУРГА

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (6692) от 03.06.2020 под заголовком «Роскошь, доступная всем».

https://spbvedomosti.ru/news/culture/mikhail-piotrovskiy-roskosh-dostupnaya-vsem/

 
купить планшет
сколько сейчас время