Печать

Союз музеев России с признательностью за проделанную работу публикует

Отчет

О работе Рабочей группы

«Научные исследования в музеях»

по развитию и практическому воплощению

«Стратегии развития деятельности музеев до 2030 года».

 

 

Данная работа проводится по инициативе Союза музеев России через рабочие группы. Для участия в данной рабочей группе заявилось 25 музеев федерального, регионального и муниципального уровней. В работе приняли участие представители 19 музеев, остальные не подтвердили своего участия.

Наша работа строилась в соответствии с заданием СМР: дать экспертную оценку текущего положения дел по теме «Научные исследования в музеях» на основе материалов, представленных музеями-участниками Рабочей группы.

В своей работе мы не затрагивали вопросы научной реставрации, т.к. это направление в научной работе музеев, по нашему мнению, требует самостоятельного профессионального изучения.

Для подготовки информации о научной составляющей в работе музеев была разработана специальная Анкета, чтобы получить представление о месте и роли научно-исследовательской деятельности в музейной работе. О ее структуре, об основных направлениях, о причинах успеха, неудачах, существующих проблемах.

Хочу подчеркнуть, что мы пытались только проанализировать сегодняшнюю ситуацию в этом направлении работы музеев, не претендуя ни на какое либо научное исследование.

Анализ полученных материалов позволяет сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность является одной из важнейших составляющих в работе всех музеев, участников Рабочей группы.

Именно этот термин – научно-исследовательская деятельность, по предложениюТюменского музейно-просветительного объединения, мы взяли за основу. На это указывает ст. 27 Цели создания музеев в Российской Федерации в ФЗ от 26.05.1996 г. № 54 (редакция от 27.12.018 г.) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», где указано, что «целями создания музеев в Российской Федерации являются: осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности».

Как показало изучение анкет, научно-исследовательская деятельность в музеях разного уровня складывается в зависимости от финансовых и кадровых возможностей. Наиболее сложное положение в муниципальных музеях и частично в региональных.

Следует особо подчеркнуть, что важность и необходимость этой работы, а порой и неудовлетворенность ее реализацией отметили все проанкетированные музеи.

Прежде всего, на наш взгляд, это вызвано наметившимися отрицательными тенденциями превращения музеев в центры досуга, развлечений, «погони» за количеством выставок, немузейных мероприятий, зарабатывания денег. И все это в ущерб сущностных параметров важнейшей составляющей в работе музея – научно-исследовательской деятельности. Сегодня, как никогда, музей востребован и популярен только при глубокой научной проработке своих фондовых коллекций, выставочной, просветительной и образовательной деятельности, а также других сопутствующих проектов. Поэтому научная работа в музее по-прежнему является основополагающим фактором в осуществлении всей его деятельности.

Для ведения научно-исследовательской деятельности в структуре и штатных расписаниях музея предусмотрены должности:

- заместитель директора по научной работе;

- ученый секретарь;

- научные сотрудники и специалисты.

Научно-исследовательские отделы есть в структуре только отдельных федеральных и региональных музеев. Например, в музее-памятнике «Исаакиевский Собор», «Национальном художественном музее Республики Саха» (Якутия); в «Тюменском музейно-просветительном объединении» создано Управление исследований и популяризации музейных фондов.

В ряде музеев ответственность за научно-исследовательскую работу возложена еще и на Главных хранителей, на заместителей заведующих различными отделами, хранителей фондов.

В большинстве региональных и муниципальных музеев эта работа возложена на Ученого секретаря и Главного хранителя. К сожалению, в связи с оптимизацией в этих музеях пришлось отказаться от должности заместителя директора по научной работе.

Научно-исследовательская деятельность в музеях осуществляется на основе планов (в основном годовых, редко составляются долгосрочные планы), в соответствии с Концепциями Развития музея и формированием фондовых коллекций, а также Положением о научно-исследовательской деятельности, разработанным каждым музеем самостоятельно. В Положении разработаны и основные направления научной деятельности музея.

Знакомство с Положениями ряда музеев свидетельствует о том, что отсутствие четкого регламента написания Положения и понятийного аппарата в названиях направлений научной работы, не позволяет сделать Положение удобным и четким инструментом в развитии и совершенствовании научно-исследовательской деятельности. Как правило, они громоздки, много повторов и путаницы в определениях направлений.

Одним из положительных примеров является Концепция научно-исследовательской деятельности Государственной Третьяковской галереи. Она могла бы стать хорошей основой для выработки понятийного аппарата научной работы в музее.

В Концепции четко определено, что конкретно включается в те или иные направления. Например, научная работа – связана с планами выставочной, издательской, популяризаторской деятельности музея, комплектованием фондов;

научная деятельность – предусматривает научно-исследовательскую деятельность и т.д. Кроме того, четко прописаны все составляющие этих направлений, что позволяет осуществлять научную работу музея в системе.

На наш взгляд, необходим единый подход к формулировкам направлений научно-исследовательской деятельности. Эта проблема, безусловно, требует решений. Об этом свидетельствует и активное обсуждение данных вопросов в интернет-пространстве в различных научных исследованиях и авторских статьях. Особенно много вопросов возникает по определению музейной исследовательской работы. Безусловно, это особый сегмент в научной работе со своей спецификой и своими особенностями. Научные исследования в музее многогранны и имеют комплексный характер, а в конечном итоге являются обязательным условием современного функционирования музея, т.к.  их результаты определяют уровень научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, просветительной и образовательной деятельности любого музея.

Следует отметить, что музейные исследования пока в большинстве случаев ограничиваются изучением коллекций, отдельных экспонатов, историей создания музея и т.д.

Вне поля зрения остаются направления музейно-образовательной деятельности, процессы коммуникаций в музее, социологические исследования и др. Очевидно, что эти вопросы будут актуальны уже в ближайшем будущем.

Особого внимания в проведении исследовательской работы заслуживает опыт работы «Государственного музея Л.Н. Толстого». Безусловно, надо учитывать специфику данного музея, обладающего огромным наследием, в т.ч. и рукописным Л.Н. Толстого и неоценимым опытом работы в течение 20 лет под юрисдикцией Академии наук. Но созданная система исследовательской работы вполне может быть использована и другими музеями.

Содержание научной работы в музеях формируется с учетом рассмотрения принятых решений различных Комиссий и Советов, созданных Приказом директора. И это стало обязательным правилом. Определяющая роль возложена на Ученые советы и Научно-методические советы, где-то только на Научно-методические советы. Также организована работа Выставочных комиссий, Атрибуционных советов, Экспертно-фондово-закупочной комиссии, Реставрационных советов и др.

Как правило, на заседаниях Ученых советов обсуждаются стратегически важные вопросы научной работы.

Научно-методические советы решают и согласовывают все вопросы, начиная от выбора темы, создания творческого коллектива и определения конечного результата. Это очень организованный и дееспособный орган, особенно для региональных музеев, что позволяет учитывать мнение коллектива «за» и «против» и принимать единственно правильные решения. Научно-методические советы в региональных музеях порой выполняют и функцию Ученого совета.

Научная работа с фондовыми коллекциями занимает приоритетное место в системе всей научно-исследовательской деятельности музеев. Четко отлажена система работы, обучение хранителей фондов научному подходу к изучению предметов. Такой осмысленный подход к этой работе сделал необходимым разработку Концепций формирования и изучения фондовых коллекций. И такие Концепции есть в большинстве музеев всех регионов.

Именно в фондовой работе достигнуты качественные результаты: и в научном комплектовании фондовых коллекций, и в научном изучении предметов, экспонатов и коллекций, и в научном подходе к компьютерной информационно-поисковой системе своих фондов.

Следует отметить, что в большинстве региональных и муниципальных музеев научная работа зачастую сводится только к фондовой работе. Это атрибуция,  классификация, систематизация и интерпретации музейных предметов. С этим связаны и научные темы сотрудников фондов.

Результатом этой системной работы являются различные виды публикаций: каталоги, статьи, обзоры, монографии. А также подготовка к публикации фондовых материалов, научных докладов, разработка научных проектов экспозиций и выставок совместно с экспозиционно-выставочными отделами. Активно используются IT-технологии  в фондовой работе, что позволяет усовершенствовать выставочную, просветительную и образовательную деятельность. Это интересная и значительная работа, к сожалению, зачастую она не становится достоянием всего музейного сообщества, а используется очень локально.

В стране наработан солидный опыт проведения научных конференций, круглых столов, дискуссионных клубов, что позитивно сказывается на имидже музеев.

Несмотря на все сложности, развивается издательская деятельность музеев. Становится неотъемлемой частью этой деятельности издание Каталогов на бумажных носителях, это позволяет не только увековечить наше наследие, но и создает информационную базу для дальнейших научных исследований.

К сожалению, это пока не находит отражения ни в целевых программах, и в Благотворительных фондах, ни в Государственном задании.

За последнее время укрепилось сотрудничество и научные связи с архивами, научными институтами, высшими учебными заведениями и другими общественными и научными институциями. Музеи открыты для обсуждения, для новых предложений по сотрудничеству.

Становятся обязательными научные проекты выставок и экспозиций. С научным подходом создается контент на мультимедийных носителях. Обязательной стала и экспертиза, и научное обоснование разработки того или иного музейного проекта.

И это еще раз подчеркивает, что любая музейная работа должна опираться на опыт научной работы музейных сотрудников и коллег из других смежных институций. В противном случае музейная работа выхолащивается, становится поверхностной, страдает качество не только выставочных проектов, публикаций, но и всей работы в целом.

Как показал анализ, наукой в музеях занимаются люди возрастные, с большим стажем работы, неравнодушные к науке и за счет собственной перегрузки и своего личного свободного времени, неустанно продолжают трудиться. К сожалению, в настоящее время нарушилась преемственная связь, в музеях мало научных сотрудников активного 40-летнего возраста.

Вместе с тем следует отметить, что научный потенциал во многих музеях значительно представлен сотрудниками, имеющими высокую ученую степень. Например, в ГТГ – 6 докторов наук, 45 кандидатов наук; в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» - 10 кандидатов наук, 4 аспиранта; в Государственном историческом музее – 5 докторов наук, 70 кандидатов наук; в «Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына» - 2 доктора наук, 10 кандидатов  наук и т.д.

Такое научное представительство сегодня не только важно, оно позволяет обдумать стратегию использования этого уникального ресурса для разработки новых перспектив научно-исследовательской деятельности музеев, найти способы их поддержки и объединения для решения стратегических задач.

Материалы, подготовленные музеями, содержат не только положительный опыт работы, о чем мы достаточно хорошо осведомлены и используем опыт друг друга в своей работе, тем более, что сегодня набор этих форм идентичен для всех музеев, но и отмечают проблемы, которые не позволяют активно совершенствовать эту работу. По многим позициям эти проблемы совпадают и поэтому заслуживают внимания и широкого обсуждения.

  1. Непонятно, по какой причине в Государственном задании отсутствует направление «научно-исследовательская деятельность», что влечет за собой и отсутствие финансирования и нарушение ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ».

Музеям приходится осуществлять эту деятельность за счет собственных средств. Но даже там, где они есть, их не хватает. Особенно страдают научные экспедиции, проведение полевых работ, археологических раскопок, публикации полученных результатов исследований; издательская деятельность; создание и оснащение лабораторий современными техническими средствами. Нет научных командировок для работы в архивах и библиотеках. Идет отставание в системе внедрения новейших IT-технологий. Многие члены рабочей группы предлагают вернуть музеям статус научного учреждения. Найти возможность отразить это в соответствующих документах. К сожалению, есть примеры прямой незаинтересованности администраций регионов в развитии этой сферы деятельности. Особо остро стоит вопрос о проведении исследовательской работы, ее просто не замечают.

  1. Практически в Государственном задании не предусматриваются и средства на целенаправленное и научное формирование коллекций.
  2. В тарификационно-квалификационных справочниках не прописано обязательное участие музейных сотрудников научно-исследовательской деятельности. Нет такого требования и в должностных инструкциях целого ряда музеев.
  3. Различные Благотворительные фонды не рассматривают и не поддерживают проекты научно-исследовательской деятельности музеев.

Более того, в любых конкурсах или программах вообще не существует такой номинации. Отсутствует понимание, что дальнейшее развитие музейной работы с учетом всех современных вызовов и требований требует глубокого научного подхода.

Этот вопрос надо широко обсуждать, лоббировать, выработать конкретные рекомендации поддержки научно-исследовательской деятельности музеев.

  1. Отношение Министерства культуры РФ к научно-исследовательской деятельности музеев и ее результатам необходимо перестраивать.

Это касается и Государственного задания, и создание целевых федеральных программ по этому направлению, целесообразно рассмотреть вопрос о возвращении в формы отчетов сведений о научных публикациях музейных сотрудников, изучить возможность достойной надбавки к зарплате за ученую степень, чтобы мотивировать молодых музейных сотрудников к занятию научной деятельностью.

  1. Отсутствие методических рекомендаций по созданию единой системы организации научно-исследовательской деятельности музеев не способствует повышению эффективности научной работы, введению музейных научных публикаций в современный научный оборот, осуществлению мониторинга использования новых исследований и открытий в практике музейной работы.

Существуют определенные сложности с сохранением приоритета письменных источников. Отсутствует широкое представление научных разработок и их пропаганда.

Предполагается изучить вопрос о создании единой информационной базы и возможности доступа к подписке на крупнейшие базы данных научных текстов.

  1. Отмечается и низкий уровень квалификации сотрудников научного сектора, особенно на региональном и муниципальном уровне. Отсутствует научный подход к изучению коллекций сотрудниками всех музейных подразделений.

У сотрудников научного сектора зачастую нет навыков критического анализа источников, умений аналитического рассмотрения музейных предметов и коллекций.

Высказаны предложения о необходимости рассмотрения вопроса качественной подготовки музейных кадров научного сектора в вузе или вузах по специальной программе.

К сожалению, нет системы и в обучающих семинарах, стажировках, в изучении отечественного и зарубежного опыта.

Не решены законодательно вопросы о предоставлении времени для осуществления научной работы в библиотеках, архивах и других научных учреждениях.

Вопросы материального и нематериального стимулирования сотрудников за научные исследования и научные открытия редко рассматриваются в музейном сообществе.

Таковы итоги изучения и анализа, представленных членами рабочей группы, материалов.

 

Руководитель Рабочей группы,

Член Президиума СМР,

Директор Музея                                                                                                     Н.И. Вавилова

изобразительных искусств РК

 
купить планшет
сколько сейчас время