Печать
Президенту Союза музеев России
М.Б.Пиотровскому
                                                  Уважаемый Михаил Борисович!
 
Простите, что пишу Вам. Нет больше терпежу.Только Вы сможете понять и помочь.
Пишу Вам и не знаю, чего больше, отчаяния или ярости. Вчера по ТВ каналу «Культура» обсуждался вопрос кормления младенца в музее и извинений руководства Эрмитажа за доставленные неудобства. Обсуждался даже вопрос, где поставить пеленальный столик. Я онемела и сразу представила пеленальный столик и кресло для мамы рядом со столом, за которым Петр Ильич написал свою 6-ю симфонию. Или в кабинете-гостиной рядом с роялем во время игры очередной знаменитости, волнующейся от того, что касается клавиш, которых касались руки великого композитора. Ожидающего, пока перепеленают раскапризничавшегося младенца. А можно убрать куда-нибудь каминный экран и поставить столик прямо у камина. А знаменитая певица во время исполнения письма Татьяны вместе со зрителями Большого театра подождет, пока мама покормит младенца и сменит ему подгузники на пеленальном столике у входа в зрительный зал. А в зрительном зале между кресел и по проходам побегают любители бега в спортивных костюмах и покатаются на роликовых коньках. Неважно, что для любителей спортивного бега, катания на коньках и прогулок с детскими колясками существуют парки культуры и отдыха, а музейные парковые территории предназначены для совершенно иных музейных целей. А в Концертном зале им. Чайковского во время исполнения 9-й симфонии Бетховена или 7-й Шостаковича Венским филармоническим оркестром также остановятся и подождут завершения великого события кормления младенца. А почему бы не поставить горшочек, чтобы ребенок мог спокойно покакать перед «Вечным покоем» Левитана в Третьяковке. А что? Голые мужики уже бегают по музейным залам, мемориальные музеи обязаны предоставить в распоряжение ЗАГСов одну из мемориальных комнат для проведения обряда бракосочетания. А безумная «Ночь в музее» и «Ночь в библиотеке»! Инициаторы ее даже не дали себе труд оценить разницу между телевизионным шоу и практическими задачами музеев, как научно-образовательных учреждений. Что это -  изощренное безумное издевательство над населением и музейными коллекциями! О каком просвещении и воспитании может идти речь, когда капризничающим детям и уставшим взрослым в это время уже нужно спать. Согласно заключениям Минздрава. По ночам всегда образовывались только студенты перед очередной сессией. А чудовищная  инициатива перевода  всех учреждений здравоохранения, образования и культуры в разряд оказывающих услуги населению. Это что - осмысленная воля людей или еще один из множества примеров всеобщего дурмана, который настигает нас повсюду. Кто объяснит, какую услугу оказывал оркестр Валерия Гергиева жителям Пальмиры?
    Театры сумели найти выход из этого абсурда. Они на билетах пишут, какого возраста зритель имеет право посетить спектакль. Возраст начинающих учеников Малышкиной школы установлен в 4 года. Почему бы и младшему возрасту посетителей музея не быть соответствующим. Во всяком случае, такая установка отрезвит нерадивых родителей. Музеи будут избавлены от бесконечных призывов к порядку. Во всем должна быть разумная мера.
  Только все вместе мы сможем победить последнюю стадию маразма или культурологического шизофренизма. Остается верить народной мудрости «Сколько веревочка не вейся, конец будет».
   Жизнь заставит наше мудрое руководство страны взяться за решение музейных проблем.
   В настоящее время отсутствует понимание и определение статуса музеев как научно- образовательных, а не развлекательных  учреждений. Музеи никогда никого не развлекали и не развлекают. Они всегда находились и находятся на грани науки и образования. И как научно-образовательные учреждения призваны воспитывать и образовывать население своими музейными методами. Музей, Муза, александрийский Мусейон и кунсткамеры - источник и родина всех наук и самой Академии наук как учреждения. Мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку. Для успешной работы ученые могли встречаться друг с другом, вести  беседы. В результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.
Кунсткамера была изначально задумана Петром I как место просвещения горожан. В музеи приходят «душу лирой пробуждать».
   Музей – институт социальной памяти, обеспечивающий научное исследование и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы. В рамках музейного мира формируется особая историко-культурная среда, активно влияющая на культуру настоящего и будущего. Национальное культурное достояние является предметом национальной гордости, фактором становления и развития самосознания нации, народности.  Музейный мир охватывает не только подлежащие сохранению и включению в современную культуру объекты, но и всю совокупность учреждений, людей, идей, выполняющих эти задачи. Музейные фонды являются основой для возрождения российской культуры именно сейчас, когда необходимо воссоздавать вокруг себя разрушенную нравственную среду, завоевывать у абсурда территорию и подчинять ее здравому смыслу, отбивать, хоть поодиночке, у нечистой силы души наших соотечественников, чтобы вновь поставить на твердую историческую национальную почву перевернутую пирамиду ценностей. Появилась культурная неграмотность, которая переходит в агрессию. Последствия такой повышенной агрессии могут быть чудовищными. Не случайно варвары в первую очередь уничтожали памятники культуры. Сохранение исторической памяти – один из ключевых приоритетов работы музеев.  «Как говорится, если в зеркало смотрится обезьяна – лик пророка оттуда не выглянет». Музеи делают все от них зависящее, формируя «культурную память» общества. Без культуры нет государства.
 
    Дорогие коллеги, музейщики! Вопреки всему мы всегда находили в себе силы продолжать просвещать, просветлять и приобщать. Мы терпели, но не должны больше молчать. Мы сильны своим единством, но еще и тем, что каждый из музеев уникален и неповторим. Сейчас, когда идет работа над поправками к Конституции и предложения к будущим Законам, мы должны потребовать, чтобы  музеям вернули  статус научно-образовательных учреждений со всем отсюда проистекающим, чтобы вернули здравый смысла в нашу музейную жизнь. Встаньте во весь рост, распрямите спины и поднимите гордую голову. Ведь вы в своих руках держите ценнейшие бриллианты – память и будущее нашего государства.
 
                                       Музеевед    Людмила Владимировна Шаповалова
 
купить планшет
сколько сейчас время