Печать

Первому Заместителю

Председателя Комитета по культуре

Государственной Думы

Российской Федерации

А.М.Шолохову

Глубокоуважаемый Александр Михайлович!

        Ко мне, как к Президенту Союза музеев России, обратился директор Музея-заповедника “Томская Писаница” А.М. Стоянов. В своём письме он просит помощи и поддержки в решении важнейших проблем сохранения петроглифических памятников Российской Федерации. Анализ проблем, проведённый специалистами Союза музеев России, подтвердил правомерность острых вопросов правового регулирования сохранения наскальных изображений – объектов археологического наследия в России. С такими же проблемами сталкиваются и специалисты, работающие с другими уникальными памятниками культуры, такими, как Шишкинские писаницы, Сикачи-Алян в Хабаровском крае, Карельские, Онежские, Беломорские петроглифы, Капова и Идрисовская пещеры в Башкортостане, Сулекская писаница в Хакассии и другими.

       Действительно, в настоящее время существует правовая неопределенность в части лицензирования и осуществления работ по сохранению таких объектов археологического наследия, как наскальные изображения.

К сожалению, работы по сохранению наскальных изображений (объектов археологического наследия) оказались не включены в Перечень работ, подлежащих лицензированию в соответствии Федеральным законом от 25.06.2002 №  73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», из-за чего образовалось требующее устранения нетерпимое противоречие между применением норм этого Федерального закона и Федерального закона от 04.05.2011 г. №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 06.07.2019 г.) (юридическое обоснование проблемы приведено в Приложении).

 Фактически, сложившееся положение дел может быть исправлено внесением постановлением Правительства РФ изменений в указанный  Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации).

Прошу Вас рассмотреть возможность обращения Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации по этому вопросу в Правительство Российской Федерации.

 

Президент Союза музеев России,

Генеральный директор

Государственного Эрмитажа                                                                М.Б.Пиотровский  

      

 

 

 

Приложение

 

Справка о  правовом регулировании лицензирования объектов археологического наследия – наскальных изображений.

 

       В настоящее время существует правовая неопределенность в части лицензирования и осуществления работ по сохранению таких объектов археологического наследия, как наскальные изображения.

 

       1. В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 №  73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к   объектам культурного наследия в целях указанного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

       Согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 №  73-ФЗ, наскальные изображения являются объектами археологического наследия и, соответственно, объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры народов Российской Федерации), в том числе, и составляющие ансамбли (группы изолированных или объединенных памятников).

 

      2. Пунктом 1 части первой статьи 5.1. Федерального закона от  25.06.2002 №  73-ФЗ установлено, что «в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».

       Частью первой статьи 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,

сохранение объекта культурного наследия определено как «меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ».

 

        3. Порядок  проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

регламентируется статьей 45 Федерального закона от  25.06.2002 №  73-ФЗ.

       3.1. Частью первой указанной статьи 45 установлено, что «работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия».

        3.2. В соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», кпроведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности».

       При этом, «работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 

       4. Лицензирование реставрационной деятельности осуществляется согласно Федеральному закону от 04.05.2011 г. №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 06.07.2019 г.), пунктом 48 части первой статьи 12 которого установлено, что «деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» подлежит лицензированию.

       4.1. Порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия определен Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 г.№ 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 17.10.2017 г.).

       Пунктом 3 указанного Положения о лицензировании установлено, что «деятельность по сохранению объектов составляют работы по перечню согласно приложению».

       4.2. Указанный Перечень содержит следующие виды работ

       1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

       2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

       3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.

       4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.

      5. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.

       6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.

      7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.

       8. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

       9. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).

       10. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.

       11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

       4.3. Ни одна из указанных в данном Перечне работ не относится и не может быть отнесена к работам по сохранению наскальных изображений как объекта культурного наследия или его отдельных элементов, как это и отмечено в обращении ГМЗ «Томская Писаница» к Президенту Союза музеев России.

       Предусмотренные пунктом 7 указанного Перечня работы относятся к реставрации, консервации и воссозданию  конструкций и деталей из естественного камня и не могут быть распространены в существующей редакции Перечня на работы по сохранению объектов археологического наследия – наскальных рисунков (изображений).

 

       Таким образом, работы по сохранению наскальных изображений (объектов археологического наследия) оказались не включены в Перечень работ, подлежащих лицензированию.

        С учетом Положения олицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 г. № 349 (ред. от 17.10.2017 г.), образовалось требующее устранения нетерпимое противоречие между применением норм Федерального закона от 25.06.2002 №  73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Федерального закона от 04.05.2011 г. №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 06.07.2019 г.).

       Сложившееся положение дел может быть исправлено внесением постановлением Правительства РФ изменений в указанный  Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации).

 

Руководитель юридической службы

Союза музеев России                                   С.С. Жамкочьян

 
купить планшет
сколько сейчас время