Печать

Михаил Пиотровский. Планета белых слонов

Михаил Пиотровский. Планета белых слонов |

Эрмитаж вступил в 255-й год своей жизни. Дату мы отмечаем двумя событиями. Начало положит выставка «Сокровищница. Шедевры из Эрмитажа», которая на днях откроется в Нидерландах. Она приурочена к 15-летию представительства «Эрмитаж-Амстердам». Выставка - рассказ об энциклопедическом музее, его отделах, «планете» Эрмитаж с его спутниками в разных городах и странах.

Завершится год открытием центра «Эрмитаж-Сибирь» в Омске, где будет представлена большая выставка оружия из арсеналов Эрмитажа.

С этой темой связано заседание Совета по культуре при президенте, которое состоялось в Калининграде и было посвящено созданию культурных центров в разных регионах России.

Схема примерно такова: во Владивостоке, Севастополе, Калининграде, Кемерове появятся мощные центры культуры, которые будут вмещать в себя музейные, театральные, концертные залы и художественные учебные заведения. Там будет представляться искусство и воспитываться кадры для того, чтобы оно развивалось.

Единой схемы нет. Например, во Владивостоке появятся залы, постоянно используемые Эрмитажем, Третьяковской галереей, Русским музеем, Приморской картинной галереей. При этом инфраструктура, реставрационные мастерские, лекционные помещения будут общими. В Калининграде крупные музеи станут представлять выставки по очереди.

Россия - громадная страна, но культурных «столиц» у нас немного в отличие, допустим, от Америки. Она тоже большая, но в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Бостоне качество культурной жизни примерно одинаково, везде есть свои симфонические оркестры, мощные художественные галереи.

Идея центров культуры в российских регионах восходит к петербургскому опыту. Президент и начал заседание со слов, что во всем виноваты Гергиев и Пиотровский. На Дальнем Востоке несколько лет успешно работает филиал Мариинского театра. У Эрмитажа есть представительства в Казани, Выборге, на очереди Екатеринбург, Омск...

Что касается стройки, она идет, об этом на заседании докладывали губернаторы. Но есть ряд проблем, которые надо обсуждать.

Здания построят, что дальше? Министерство финансов интересует, кто будет нести оперативные расходы. Музейщиков волнует, кто оплатит транспортировку и страховку при перемещении вещей. Вопросы острые и не вполне решенные.

Я говорил о том, что для губернаторов эти центры должны стать любимыми детищами, «белыми слонами». Только тогда все будет работать. На выставки в центр «Эрмитаж-Казань» приходит президент Татарстана Минниханов, центр создавался при участии Шаймиева. «Эрмитаж-Амстердам» посещают король и королева Нидерландов. Они видят в этом ценность для себя. Отношение не потребительское, а хозяйское.

Такую систему и надо строить в регионах. Участвуя в ее создании, мы преследуем и корыстные цели. У музеев есть проблемы, которые можно решить, пользуясь случаем. Чтобы возить выставки, допустим, на Дальний Восток, безумные деньги надо платить за страховку.

Есть мировой опыт, который не воспринимает Минфин, - государственные гарантии страхования. Государство гарантирует: если возникнет страховой случай, оно заплатит. Во всем мире это действует. Отечественным страховым компаниям идея не нравится, пробить ее не удается. На совещании нам обещали над этим еще раз подумать.

Эрмитажный опыт показывает, что расходы на содержание центров ложатся на принимающую сторону. В таком случае государство должно давать деньги на выставки Владивостоку, а не Министерству культуры, где хватает других проектов, которые надо финансировать.

Важно и то, чтобы мегацентры не задушили местные музеи, нашли способы взаимодействия с ними. Например, центр «Эрмитаж-Амстердам» связан с фондом «Новая церковь». Они вместе работают, у них общий административный персонал. Точно так Эрмитаж в Казани входит в структуру Казанского кремля. Формально он независим, но бюджет общий. Это важный вопрос, потому что существуют опасения, что крупная структура способна задушить музеи поменьше. Есть страх: большие уйдут, а малые не смогут подняться.

На Дальнем Востоке сильные музеи. Мы будем продолжать работать с Приморской картинной галереей, делать выставки, проводить Дни Эрмитажа. В Калининграде находится один из самых грандиозных музеев России - Музей Мирового океана. Как он будет включен в общую схему? Конкуренции быть не должно, как и свободного плавания каждого.

В Севастополе новый центр должен взаимодействовать с музеем-заповедником «Херсонес Таврический», с которым Эрмитаж тесно сотрудничает. В Кемерово будем возить выставки.

Предстоит создать гибкую схему. Проект для российской культуры грандиозный, это многих пугает. Даже в таких крупных городах, как Екатеринбург, Новосибирск, движение должно быть правильным и осторожным.

У Эрмитажа есть опыт совместных проектов с музеем Гуггенхайма. Одно время у нас были общие планы в Сингапуре, Рио-де-Жанейро, Сан-Диего... Многое не получилось потому, что местная художественная среда противилась. В страх и трепет повергало то, что Америка с Россией действуют вместе. В Бильбао, Лас-Вегасе удалось работать сообща, в других местах нет. Повторю, надо осторожно совмещать большое и малое.

Также осторожно надо действовать в отношении нашей истории. Я еще раз возвращаюсь к разговорам о Музее блокады. На Совете по культуре об этом тоже шла речь.

История состоит из двух частей: событие и рассказ о нем. Сейчас есть возможность создать у людей правильное представление о блокаде. Можно обсуждать темы, о которых раньше нельзя было говорить. Например, о том, что в стране была иерархическая система распределения. И о том, что детей ставили к станкам, чтобы давать им рабочий паек. В книге Гаррисона Солсбери «900 дней. Блокада Ленинграда» страницы о каннибализме чуть ли не заклеивали. Сегодня об этом в Интернете чего только не пишут.

Обо всем можно говорить, потому что это важно для будущего. Музей создается не для ныне живущих и даже не для блокадников. Он предназначен для будущих поколений, которые туда придут. Мы должны дать им потрясающий нравственный ориентир человеческой стойкости и терпения. Для этого надо сохранить места, где осталась память: блокадная подстанция, Левашовский хлебозавод, музей в Соляном городке.

Таких мест немного. Они должны существовать наряду с большим музеем, для которого нужно изобретать концепцию. Такую, которая поразит мир. Позор, что нет большого Музея блокады.

Существуют поражающие мир мемориалы. Яд ва-Шем - мемориал холокоста в Иерусалиме построен в стиле 1960 - 1970-х годов. Сегодня надо искать другой, более современный язык. Возможно, как в музее Варшавского восстания. Язык, который сохранит настоящую память, а не выбитую на камне. Как выбили, так и стесать можно.

Блокада - великая гордость ленинградцев. Гордость, которая превысила стыд от того, что город оказался не готов.

Музей в Соляном городке создавал сотрудник, ученый секретарь Эрмитажа Лев Раков. Музей был ликвидирован как часть «Ленинградского дела», репрессирован по политическим мотивам - он рассказывал, что личное мужество людей оказалось сильнее политической идеи. Понадобились громадные усилия, чтобы музей возродился. В нем должна быть создана новая идеология.

Память - не только падающие бомбы и зажигалки. Это голодающие люди и люди, пишущие о голоде. Есть книга «Подвиг Эрмитажа» Сергея Варшавского и Юрия Реста, книга Солсбери и, конечно, «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Рядом с ними серия документальных научных исследований. Разные этапы осмысления блокады. Все должно быть и слито воедино.

Ранее Михаил Пиотровский в своей эксклюзивной колонке для «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал о «пикнике» вандалов у Медного всадника, роли Дворцовой площади в жизни Петербурга, противостоянии культуры с «цифрой»инвестициях в будущее и пояснил, зачем Данае ехать на Восток и что мы приносим в Петербург.

#ЭРМИТАЖ#ПИОТРОВСКИЙ#КУЛЬТУРА#ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (6369) от 30.01.2019.

 
купить планшет
сколько сейчас время