Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

СПРАВКА

 

О передаче в безвозмездное пользование

Симферопольской и Крымской Епархии

имущественного комплекса бывшего

Херсонесского Владимирского мужского монастыря,

входящего в состав музея-заповедника

 

18 ноября 2016 г. (вх. № 1045) в адрес Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» поступила копия обращения Симферопольской и Крымской Епархии в Росимущество о передаче в пользование Епархии практически всех построек на территории музея-заповедника как некогда относящихся к числу монастырских зданий.

Удовлетворение поступившего заявления Симферопольской и Крымской Епархии будет означать, что музей-заповедник лишится здания античной истории, византийской экспозиции, реставрационных мастерских, практически всех административных и фондовых помещений.

При этом, не вызывает сомнения возможность передачи в пользование Епархии двух действующих храмов – Свято-Владимирского кафедрального собора и Церкви Семи cвященномучеников – и прихрамовых сооружений, которыми Епархия уже фактически пользуется продолжительное время.

Передача зданий, в ремонт, реставрацию и музеефикацию которых государство вкладывает значительные денежные средства, приведет к утрате музеем ключевых экспозиционных и административных площадей. Их эксплуатация неразрывно связана с изучением и представлением археологического наследия центральной части древнего Херсонеса.Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» самый популярный музей Крымского полуострова, который в 2016 году посетило более 1 миллиона туристов различных возрастов, социальных групп, национальностей и вероисповедания. В июне 2013 года Херсонес вошел в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО в номинации «Древний город Херсонес Таврический и его хора. V в. до н.э. – XIV в. н.э.» (№ 1411), как комплексный ландшафтный памятник. Сильной стороной номинированного объекта экспертами отмечалось существование на территории археологического объекта музея и научно-исследовательского центра. В настоящий момент к сохранению памятников древнего Херсонеса приковано особое внимание международных экспертов. Развитие музея-заповедника является одной из приоритетных задач, поставленных руководством страны.

Сосуществование светского и церковного учреждений в Херсонесе сложилось исторически и Херсонесское городище никогда не было исключительно церковным объектом. Начало археологических исследований Херсонеса были произведены в 1827 году лейтенантом К. Крузе по приказу командующего Черноморским флотом адмирала А.С. Грейга, в рамках государственной программы по изучению и сохранению древностей Юга России. Монастырь был открыт только в 1852 году. Стоит вспомнить, что в 1853 году Николай I установил отсутствие исключительных прав монастыря на археологическое наследие Херсонеса-Херсона. Более того, в 1887 году императором Александром III был наложен категорический запрет на участие служителей монастыря в раскопках. В те же годы раскопки памятника были

переданы в ведение Императорской археологической комиссии, а в 1892 году стараниями К.К. Косцюшко-Валюжинича с целью комплексного восприятия археологического памятника был создан музей Херсонеса, так называемый «Склад местных древностей», абсолютно светское учреждение. В 1902 году, после посещения Херсонеса императором Николаем II, историческую оценку хозяйственной деятельности монастыря дала руководитель Московского археологического общества графиня П. Уварова: «Главное несчастье Херсонеса, это – существование на его развалинах монастыря… Повелите, государь, и спасите для чести и славы России древний Херсонес, которым могла бы Россия гордиться и пользоваться для образования народа, как гордится и пользуется Помпеей Италия…».

После русских революций 1917 года и Гражданской войны на территории Свято-Владимирского монастыря разместили Дом инвалидов и городскую богадельню, а также 7-й полк. В 1923 году монастырь официально упразднили, и в 1924 г. его здания передали воссозданному «Херсонесскому музею и территории раскопок».

Таким образом, история Херсонесского городища – это история не только церковного, но и светского учреждения. В 1925 г. профессор и византинист Н.Д. Протасов отметил «…мировое значение такого памятника, как Херсонес…», высказав предложения по дальнейшему сохранению объекта и развитию Херсонесского музея. Данный исторический опыт необходимо учесть.

В настоящее время на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» действует два храма – Свято-Владимирский кафедральный собор и Церковь Семи cвященномучеников, установились добрые партнерские отношения между священнослужителями и сотрудниками музея, в храмах ведется активная религиозная жизнь, совместно проводятся культурные мероприятия, заключено соглашение о сотрудничестве музея-заповедника и Епархии. Таким образом, существование музея не препятствует религиозной жизни граждан.

Херсонес Таврический – не только важное для истории нашего Отечества сакральное место, но и известный как у нас, так и во всем мире памятник археологии, к которому приковано внимание миллионов людей, в том числе профессиональных историков, из самых разных стран, с различным вероисповеданием. Согласно статье 9 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений». Передача Епархии значительной части памятника нарушит приоритет прав человека по отношению к правам религиозной организации.

Следует обратить внимание, что представленное музею заявление Симферопольской и Крымской Епархии не отвечает требованиям действующего законодательства и может быть отклонена по формальному признаку, т.к. комплект представленных документов не отвечает требованиям, установленным Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 325. В адрес музея копия заявления поступила в неполном комплекте, без указанных в ней приложений, что затрудняет для учреждения ознакомление с содержанием заявления.

Исходя из приведенного в заявке перечня приложений в заявке отсутствуют, предусмотренные нормами действующего законодательства:

- документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества. В перечне указано на некое решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, однако само решение в представленной копии отсутствует, равно как не указаны официальные реквизиты данного документа, что не позволяет его идентифицировать, ознакомиться с его содержанием. Таким образом, вопрос о наличии согласия вышестоящего руководящего органа религиозной организации остается открытым;

- к заявлению, исходя из перечня приложений, не прилагаются обязательные документы – копии устава руководящего органа религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц;

- к заявлению, исходя из перечня приложений, прилагается Справка Севнаследия, однако органом публичной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества), а также на выдачу справки о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду, в отношении рассматриваемых музейных зданий федерального государственного бюджетного учреждения культуры является только Министерство культуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «при передаче данного объекта в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом и указываемые в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве собственника данного объекта или пользователя данным объектом обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования».

Из текста закона следует, что требования, которые будут предъявляться к религиозной организации как ограничения (обременения) права пользования объектом культурного наследия, должны быть оформлены на момент передачи. Отсутствие таких требований и/или снижение их по сравнению с требованиями к ГМЗ «Херсонес Таврический» – основание для обжалования решения о передаче, в том числе в судебном порядке.

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ в целях урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций, создаются комиссии с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права.

Принимаемые такими комиссиями решения являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Физические лица и юридические лица вправе обращаться в уполномоченный орган и (или) созданную в соответствии с законодательством комиссию с заявлением о возможных нарушениях их прав и (или) законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения либо действием (бездействием) уполномоченного органа в связи с рассмотрением заявления религиозной организации. Также физические лица и юридические лица, которые полагают, что их права нарушены в связи с передачей религиозной организации имущества религиозного назначения, вправе обратиться в суд за защитой своих прав и (или) законных интересов.

Удовлетворение заявления Епархии явно вызовет ярко негативную реакцию средств массовой информации, местного населения г. Севастополя, сотрудников музея и музейного сообщества в целом, ученых-археологов из ведущих научных учреждений России и мира, получит резко негативное звучание на международной арене, в том числе в связи со статусом объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. В случае потери целостности компонента № 1 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Древний город Херсонес Таврический и его хора», возникнет угроза включения его в Список «Памятники под угрозой» с перспективой дальнейшего исключения из Списка Всемирного наследия, что станет серьезным уроном для международного имиджа нашей Родины и отразится на международных отношениях Российской Федерации в целом.

Представляется необходимым учесть при решении данного вопроса мнение Московского Патриархата Русской Православной Церкви и Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Согласно ответу Заместителя Руководителя Росимущества России № ИБ-06/53739 от 26.12.2016 г., поступившему в адрес Симферопольской и Крымской Епархии, в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ в удовлетворении заявки Епархии отказано в связи с несоответствием требованиям законодательства поданного пакета документов.

В ответ на обращение Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря Заместителем министра культуры Российской Федерации направлен ответ, согласно которому Минкультуры России не поддерживает предложение о передаче в безвозмездное пользование Симферопольской и Крымской Епархии имущественного комплекса бывшего Херсонесского Владимирского мужского монастыря, входящего в состав музея-заповедника, в связи с тем, что данное решение будет препятствовать дальнейшему развитию деятельности Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический».

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea