Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

На этой странице будут публиковаться материалы, связанные с позицией Союза музеев России по отношению к требованиям Министерства культуры РФ о работе в музеях лиц, находящихся в близком родстве.

 

  Аналитическая записка главного юрисконсульта

Союза музеев России

 

О требованиях Министерства культуры РФ к совместной работе лиц, находящихся в близком родстве (свойстве) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами музеев, подведомственных Министерству культуры РФ

Министерством культуры РФ поставлен вопрос о недопустимости работы близких родственников (свойственников) директоров, их заместителей, главных бухгалтеров музеев, подведомственных Министерству культуры РФ.

Письмом заместителя Министра культуры РФ С.Г. Обрывалина от 22.07.2016 г. № 224-01-39-60 руководители подведомственных организаций Министерства культуры РФ уведомлены о том, что 09.07.2016 г. вступили в силу изменения в постановлении Правительства РФ от 05.072013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений запретов и обязанностей установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими законами в целях противодействия коррупции», касающиеся ограничений, запретов и обязанностей, налагаемых на работников организаций созданных для решения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В письме от 22.07.2016 г. № 224-01-39-60 указывается,  что «к организациям, созданным для решения задач, поставленных перед Минкультуры РФ, относятся все подведомственные Минкультуры РФ организации, а к лицам, на которых распространяются  соответствующие ограничения запреты и обязанности, - лица, замещающие должности руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров подведомственных организаций».

Министерство культуры РФ требует исключения возможности непосредственной подчиненности или подконтрольности руководителей организаций, их заместителей главных бухгалтеров с одной стороны и лиц, находящихся в близком родстве или свойстве с ними, вплоть до прекращения совместной трудовой деятельности. 

Указанная позиция Министерства культуры РФ представляется не только не основанной на законодательстве Российской Федерации, но прямо противоречащей ему. 

 

1. В соответствии с разделом II Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 590 (с дополнениями и изменениями), на Министерство культуры РФ возложены 139 функций (задач).

       Ни одна из указанных 139 функций Минкультуры РФ, установленных постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590, не передана государственным музеям, подведомственным Минкультуры РФ, и не исполняется ими.

Соответственно, подведомственные Минкультуры РФ государственные музеи, в соответствии с законодательством РФ о музейной деятельности и Уставами музеев,  не являются организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (Министерством культуры РФ).

 

2. Ссылка в письме Минкультуры РФ на приказ Минкультуры России от 21.07.2015 № 2051 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей», приказ Минкультуры России от 08.05.2014 № 799 «Об утверждении перечня отдельных должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством культуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» не может рассматриваться, как правовое основание отнесения всех подведомственных Минкультуры РФ музеев к организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (Министерством культуры РФ). Подобная норма в указанных приказах Минкультуры РФ отсутствует.

       Ссылка на письмо Минтруда РФ от 01.07.2013 г. № 18-2/3230 также не является подтверждением правомерности отнесения всех подведомственных Минкультуры РФ музеев к организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (Министерством культуры РФ).

       На самом деле Минтруда РФ в письме  от 01.07.2013 г. № 18-2/3230 разъясняет, что «организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, могут иметь различную организационно-правовую форму, в том числе государственного унитарного предприятия, государственного учреждения (автономного, бюджетного, казенного)».

При этом «определение организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществляется федеральным государственным органом самостоятельно, исходя из предмета и цели деятельности организации, которыми могут являться содействие в реализации функций, возложенных на федеральный государственный орган в установленной сфере, обеспечение исполнения задач, стоящих перед федеральным государственным органом. Также следует учитывать, предусматриваются ли в уставных (учредительных) документах организаций осуществление ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, хранение и распределение материально-технических ресурсов».

Таким образом, решение об отнесении той или иной организации к категории «организаций создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», должно приниматься с учетом наличия факторов и особенностей каждой организации и соответствия ее критериям, приведенным в письме Минтруда РФ от 01.07.2013 г. № 18-2/3230.   

Характерно, что в качестве примера в письме Минтруда РФ от 01.07.2013 г. № 18-2/3230 приведено Федеральное государственное унитарное предприятие «Распорядительная дирекция Минкультуры России», соответствующее критериям, указанным Минтруда РФ.

        Из разъяснений Минтруда РФ, изложенных в письме от 01.07.2013 г. № 18-2/3230, никоим образом не следует, что основанием для отнесения той или иной организации к категории «организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», является факт ее подведомственности конкретному федеральному государственному органу (Минкультуры РФ).

       Какой-либо нормативный правовой акт об отнесении всех государственных музеев, подведомственных Минкультуры России, к «организациям, создаваемым для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами», Министерством культуры РФ не издавался, регистрацию в Министерстве юстиции РФ не проходил.

 

         3. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ

(с изменениями и дополнениями) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом.

Цели создания музеев в Российской Федерации определены ст. 27 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»:

- осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

      - хранение музейных предметов и музейных коллекций;

      - выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

      - изучение музейных предметов и музейных коллекций;

      - публикация музейных предметов и музейных коллекций.

       Согласно ст. 27 Федерального закона от 26.05.1996 г № 54-ФЗ «создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается», в том числе и «для решения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (Министерством культуры РФ).

 

4. До вступления в силу с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ действовал Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), статьей 20 которого был установлен запрет на совместную службу на одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родителей, супругов, братьев, сестер, сыновей, дочерей, а также братьев, сестер, родителей и детей супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Действующий в настоящее время Трудовой кодекс РФ ограничений на совместную работу родственников не устанавливает.

 

5. Российским законодательством ограничения на совместную работу граждан, состоящих в близком родстве, установлены только для определенных случаев.

Они установлены в ряде нормативных правовых актов, предназначенных для регулирования государственной гражданской службы, труда сотрудников правоохранительных органов, работников органов местного самоуправления, а также для отдельных категорий граждан, где не допускается совместная работа близких родственников при условии подчиненности или подконтрольности одного из них другому.

Так, например, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции на 05.10.2015 г.) близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) не могут быть гражданскими служащими, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Аналогичный запрет содержится в пункте 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

        Сотрудники государственных музеев не состоят на государственной гражданской службе (муниципальной службе), к отдельным категориям граждан, указанным в постановлении Правительства РФ от 05.072013 г. № 568, не относятся, и установленные в соответствии с законом ограничения на них не должны распространяться.

 

6. В соответствии со статьей 3 Трудового кодекса РФ какие-либо ограничения в трудовых правах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, квалифицируются как дискриминация, за исключением случаев, когда ограничение прав работников определяется свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

 

7. Введение не предусмотренного Трудовым кодексом РФ ограничения на совместную работу в одном и том же государственном (муниципальном) музее руководителя музея, его заместителей, главного бухгалтера и их близких родственников (свойственников) может быть произведено только федеральным законом.

Установление такого ограничения в ином порядке (в том числе решением Министерства культуры РФ) неправомерно и должно, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, оцениваться как дискриминация.

 

 

Главный юрисконсульт

Союза музеев России                                 С.С. Жамкочьян

 

Проект

резолюции Президиума Союза музеев России     

 

       Президиум Союза музеев России рассмотрел вопрос о требованиях Министерства культуры РФ к совместной работе лиц, находящихся в близком родстве (свойстве) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами музеев, подведомственных Министерству культуры РФ, изложенных в письме заместителя Министра культуры РФ С.Г. Обрывалина от 22.07.2016 г. № 224-01-39-60, и считает:

 

1. Неправомерным и необоснованным отнесение всех федеральных государственных музеев, по принципу подведомственности Министерству культуры РФ, к «организациям, созданным для решения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (Министерством культуры РФ)» и распространение на них ограничений запретов и обязанностей, установленных постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими законами в целях противодействия коррупции», в частности,  недопустимости совместной работы близких родственников (свойственников) директоров, их заместителей, главных бухгалтеров музеев.

       2. Сопоставление функций (задач), возложенных на Министерство культуры РФ (в соответствии с разделом II Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 590 (с дополнениями и изменениями), с целями создания музеев в Российской Федерации и их задачами, определенными статьями 3 и 27 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ  «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»и Уставами музеев, показывает, чтони одна из указанных 139 функций (задач) Минкультуры РФ не передана государственным музеям, подведомственным Минкультуры РФ, и не исполняется ими.

3. Подведомственные Минкультуры РФ государственные музеи, в соответствии с законодательством РФ о музейной деятельности и Уставами музеев,  не являются организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (Министерством культуры РФ), и распространение на них ограничений, запретов и обязанностей, установленных постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими законами в целях противодействия коррупции», противоречит требованиям Трудового кодекса РФ о недопустимости ограничения граждан в трудовых правах и свободах в зависимости от семейного, социального, должностного положения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

 

 

 

 

Пользователи социальной сети Вконтакте могут послушать замечательное выступление по этому вопросу Натальи Николаевны Грамолиной, заместителя директора Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова на расширенном заседании президиума Союза музеев России, которое состоялось 2 сентября 2016 года https://vk.com/club111458372

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea