Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Неожиданная информация со ссылкой на губернатора Георгия Полтавченко о планах Смольного построить новое здание Музея обороны и блокады Ленинграда в Таврическом саду появилась за несколько дней до Петербургского экономического форума. «Город 812» попытался понять, что означает это послание.

Но экономический кризис расстроил эти планы. Выделение нескольких миллиардов рублей на строительство здания, отвечающего современным представлениям о музее XXI века, выглядит проблематичным в обозримом будущем. В 2015 году активно  обсуждался вариант постепенного возвращения музею Соляного городка, где он занимал 30 залов. Там музей начал работу в мае 1944 года, был закрыт по «Ленинградскому делу» в 1949-м и был восстановлен только через 40 лет.

Предложение о возвращении Соляного городка поддержал Союз музеев России, который в 2014–2015 годах дважды обсуждал будущее блокадного музея.

Поэтому новая попытка построить новое здание в Таврическом саду стала сенсацией.

Председатель КГИОП Сергей Макаров сообщил «Городу 812», что он не получал никаких документов о планах построить Музей обороны и блокады Ленинграда на территории Таврического сада – объекта культурного наследия федерального значения. А пока нет документов, нет смысла обсуждать охранные ограничения для строительства музейного здания.

В Комитете по культуре, ведающим музеем, нам сообщили, что готовы поработать над его новой концепцией, но сначала необходимо решить все имущественные вопросы.

В советские времена теплицы в Таврическом саду принадлежали объединению «Цветы». В 1990-е годы после увядания «Цветов» частный бизнес выкупил землю и собирался построить на месте заброшенных теплиц жилой комплекс. Но денег не хватило, территория перешла в собственность банка «Санкт-Петербург», который, по источникам, готов с ней расстаться.

Мы попросили трех наших постоянных экспертов высказать свое мнение о возможности строительства Музея обороны и блокады Ленинграда в Таврическом саду.

По мнению Юлии Демиденко, заместителя директора Музея истории Петербурга по научной работе, начинать надо с концепции музея, это самое главное. Она определит, каким должно быть новое здание и даже где оно может, а где не может быть построено. Пока никакой внятной концепции не существует. Во всяком случае, в публичном пространстве. 

Александр Марголис, председатель Петербургского отделения ВООПИиК, сообщил, что по неведомым ему и непонятным причинам городские власти отказались от строительства Музея обороны и блокады Ленинграда рядом с Московским парком Победы. Место было правильно выбрано со всех точек зрения и не вызывало возражений. Парк – это мемориал, на его территории во время блокады находился кирпичный  завод, где были кремированы тысячи ленинградцев. Петербург будет развиваться на юг, новое здание музея оказалось бы на перекрестке многих путей горожан и туристов.

Что касается оранжерейной части Таврического сада, которая сейчас отводится под музей, то она является неотъемлемой частью памятника XVIII века. Марголис напомнил, что на склоне лет Екатерина Великая сделала Таврический дворец своей резиденцией и проводила там несколько месяцев в году. Это место не связано напрямую с блокадой, а строительство музейного здания окончательно похоронит память об оранжереях.

Музей обороны и блокады Ленинграда должен быть построен на таком месте, которое отвечает двум главным требованиям. Первое –  это место должно ассоциироваться  блокадой. Второе – для создателей концепции и архитекторов не должно быть таких ограничений, которые существуют в Таврическом саду.

Александр Кононов, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, заметил, что заявления городских властей о намерении простроить в Таврическом саду новое здание Музея обороны и блокады Ленинграда говорит о том, что они окончательно решили отказаться от строительства рядом с Московским парком Победы.

Он плохо представляет, как можно разместить на скромной территории внутри объекта культурного наследия, каковым является Таврический сад, современный музейный комплекс с библиотекой, кинозалом и лекторием. Больше того, говорится о создании национального центра памяти о блокаде по примеру Музея Холокоста в Иерусалиме.

Чтобы выполнить действующие законы об охране памятников, нельзя выходить за габариты цветочных теплиц высотой 4 метра. Следовательно, основная часть музея должна уйти под землю.
По мнению Кононова, возникновение сейчас сюжета с Таврическим садом является только началом разговора о будущем месте, где можно построить здание Музея обороны и блокады. Вероятно, возникнут и другие предложения. Появление этой темы накануне Петербургского экономического форума не случайно. Очевидно, что на одни городские бюджетные средства комплекс национального центра памяти построить очень сложно. Потребуются частные деньги, о чем можно поговорить в таком месте, как экономический форум.              

Вадим ШУВАЛОВ

http://www.online812.ru/2016/06/22/007/

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea