Печать

Расширенное заседание Президиума Союза музеев России

10 апреля 20015 года г. Великий Новгород

 

Резолюция

 

  1. Провести общее собрание Союза музеев России в г.Москве 10 июня 2015 года в Государственном музее А.С.Пушкина.
  2. Считать необходимым включить в повестку дня Общего собрания обсуждение вопросов:

- роль музеев России в реализации Государственной культурной политики;

- качественные показатели эффективности деятельности музеев;

-- развитие единого музейного пространства Российской Федерации.

  1. Членам президиума до 5 мая 2015 года внести предложения:

- по составу рабочей группы по выработке качественных показателей эффективности деятельности музеев России,

- по составу рабочей группы по выработке предложений требований госзадания, разработанного в соответствии с планом мероприятий (дорожная карта), введенных по Указу Президента России от 7.05.2012 г. № 597.

  1. Считать необходимым обеспечить участие Союза музеев России в обсуждении проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации».
  2. Принять предложение о проведении в рамках Международного фестиваля «Интермузей-2015» конкурса Союза музеев России «Музей в городе N…», в рамках которого рассматриваются экспозиции, выставочные и просветительские проекты муниципальных музеев России, посвященных 70-летию Великой Победы.
  3. Создать рабочую группу по доработке предложенного проекта об учреждении Премии Союза музеев России для СМИ (средств массовой информации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тезисы доклада М.Б.Пиотровского на Президиуме Союза музеев России в Великом Новгороде 10 апреля 2015 года

 

 

 

Музеи России. Проблемы и перспективы

 

В ближайшие годы жизнь российских музеев будет определяться двумя главными факторами:

Во-первых, экономическим кризисом, а значит сокращением бюджетного финансирования и возможности привлекать внебюджетные средства, дальнейшими попытками «оптимизации»,  стандартизации, борьбой за «повышение эффективности» и внедрением «эффективного менеджмента».

Во-вторых, получившими теперь четкое оформление ожиданиями общества  и государства того, что музеи будут непосредственно участвовать в формировании личности граждан, укреплении гражданской идентичности на основе присущих российской цивилизации нравственных, духовных, эстетических, интеллектуальных ценностей. То есть быть составной частью общественного механизма производства, сохранения, передачи и трансляции этих ценностей.

 

Будем честны, если принципы и характер действий государственных органов власти, связанных с первым фактором, останутся такими же, как сегодня, то воспитания личности, просвещения народа и укрепления ценностной основы российской жизни от музеев ждать не следует.

 

Поэтому наша не только задача, но и обязанность добиться того, чтобы при реализации основ государственной культурной политики были проведены в жизнь следующие основные принципы.

Музеи, как и вся культура, не производят и не продают «услуги». Следовательно не живут и не могут жить по законам свободного рынка. Мы призваны формировать духовные и интеллектуальные потребности людей, потребности максимально высокого уровня. Рынок, в любом его сегменте, стремится угадать и удовлетворить имеющиеся потребности потребителя. Ни воспитание, ни просвещение, ни образование не могут и не должны быть объектами купли-продажи. Еще в меньшей степени таким объектом может быть культурное наследие, которые мы с вами обязаны, сохранять, формировать, изучать и делать доступным новым поколениям.

Основы государственной культурной политики прямо предполагают последовательный и полный отказ от отраслевого подхода к культуре, от восприятия ее как совокупности имущественных объектов и субъектов хозяйственной деятельности.

Для реализации этого посыла применительно к музеям необходимо:

На законодательном уровне изменить определение статуса музеев как государственных и муниципальных учреждений, возможно, выведя их в некую отдельную категорию. Для выполнения той миссии, которую возлагают на музеи власть и общество, нам необходима творческая и научная автономность, законная многоканальность финансирования, в том числе из бюджетов разного уровня, а также из различных разделов этих бюджетов (образование, наука), гарантированное исполнение собственником (государством и местным самоуправлением) своих обязанностей по содержанию и охране музейного имущества.

Все так называемые «закупки», связанные непосредственно с музейной деятельностью должны иметь особое, упрощенное по сравнению с общими нормами 44-ФЗ и, главное, ориентированное на качество «поставок» правовое регулирование.

На законодательном же уровне необходимо найти решение проблемам музейных кадров, в первую очередь руководства музеев. Ситуация, когда директоров музеев увольняют, чтобы «трудоустроить» нужных людей, не имеющих к музею никакого отношения, когда торжествует позиция «менеджмент – он везде менеджмент», то есть разницы в управлении баней и музеем нет и быть не может, - нетерпима и разрушительна.

Аналогично, так называемые «профессиональные стандарты» для музеев должны, если вообще должны, разрабатываться с максимально полным учетом специфики деятельности наших учреждений.

Что же касается «стандартов музейной деятельности», то здесь речь может идти только о стандартах безопасности, технической оснащенности и т.д.

Музейному сообществу необходимо использовать период разработки стратегии реализации Основ государственной культурной политики для того, чтобы в документы государственного уровня вошли нормы и принципы управления музейной деятельностью по принципу «вытянутой руки», чтобы обязанность государства по сохранению и развитию музеев не трактовалась как право учредителя вмешиваться в содержание деятельности музея.

Нам необходимо самим сформулировать критерии оценки успешности нашей работы и добиться их принятия органами власти.

Если хотя бы эти условия для деятельности музеев будут созданы, то даже в ситуации ограниченности бюджетного финансирования мы сможем полноценно работать и развиваться.

 

Задачи, поставленные перед музеями Основами государственной культурной политики решить значительно сложнее.

Речь, по сути, идет о возрождении на новом уровне масштабной междисциплинарной деятельности музеев, которой мы не занимались уже более двух десятилетий.

Чтобы донести до нынешних поколений знания об истории, искусстве, культуре, свидетельства которой хранятся в наших собраниях, нужно не только знать свои фонды, но нужно уметь говорить с молодыми согражданами, знать особенности их восприятия, специфику и ограничения их познавательных возможностей.

Вместе с педагогическим сообществом нам необходимо осмыслить и сформулировать те направления образовательной деятельности, в которых должны принимать участия музеи, найти действенные формы такой работы. Особое значение имеет участие музеев в подготовке специалистов в гуманитарных и педагогических ВУЗах.

Мы должны заново выстроить свою просветительскую деятельность, найти адекватные современным условиям и особенностям формы этой работы с разными возрастными, социальными и профессиональными группами. Мнение, что взрослое трудоспособное население не интересуется музеями по сути неверно, поскольку мы и не пытаемся сформировать у этой части граждан потребности и привычки посещать музей.

С точки зрения работы с молодежью и просвещения граждан приобретает особое значение участие музеев в возрождении массового краеведческого движения, того, что раньше называлось «Историей местного края». (патриотизм)

 

Музеи в силу своей специфики являются фундаментом культурного единства нашей страны. Помимо устранения административных и законодательных барьеров для межмузейного межрегионального сотрудничества, нам необходимо самим научится и почувствовать вкус к совместной работе, к разработке и реализации общих тем и проектов. Несомненно, выставки из собраний крупнейших федеральных музеев должны регулярно проходить в больших и не очень больших городах нашей страны. Но для единства культурного пространства важнее, когда региональные музеев реализуют совместные исследовательские и выставочные проекты друг с другом или с Историческим музеем или Третьяковской галерей.

Особая тема – это представление музеев в виртуальном пространстве, создание разнообразных и качественных интернет-ресурсов на основе музейных коллекций. В этой работе нам необходимо разрешить множество и правовых, и организационных проблем, но одно здесь очевидно – музейные ресурсы в Интернете должны быть построены на глубокой научной основе, они должны представлять не красивые картинки и визуальные аттракционы, а объективную информацию и знания об истории, искусстве, естественной истории нашей страны и мира.

 

Основы государственной культурной политики ставят перед обществом и государством цель формирования гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Целями государственной культурной политики также являются: укрепление гражданской идентичности;

создание условий для воспитания граждан;

сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;

создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

 

Каждая из этих целей, по большому счету, связана с нашей деятельностью. Нам только необходимо понять и как именно мы будем содействовать их достижению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Доклад

Н.В.Григорьевой, генерального директора Новгородского государственного объединенного музея-заповедника

 

Новгородский музей-заповедник –опыт управления музейными активами

 

Одним из основных факторов, определяющих настоящее и будущее нашей страны, является национальная самоидентификация общества. Этот процесс является особенно актуальным именно сейчас, когда приходится все чаще сталкиваться с попытками искажения не только последних событий, но и всей отечественной истории.

Актуальность этой проблемы подтверждается и тем фактом, что наше общество находится в поиске модели развития, которая позволит России устоять перед возникающими угрозами, стать успешной мировой державой.

Огромное значение в этом процессе принадлежит древнерусским городам, в том числе Великому Новгороду, древнейшему христианскому центру России, старейшему центру русского просвещения и книжности.

Важнейшее значение в сохранении и продвижении этого богатейшего наследия играет Новгородский музей-заповедник – хранитель более чем тысячелетней истории и культурного наследия Великого Новгорода.

Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года музей был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Созданный в 1865 году при Новгородском губернском  статистическом комитете Музей древностей за 150 лет своей деятельности превратился в современный музейный комплекс, включающий в себя восемь филиалов в Великом Новгороде в муниципальных районах Новгородской области.

Новгородский музей-заповедник видит свою миссию в том, чтобы на базе накопленного опыта и традиций  создать инновационный музейный комплекс, помогающий посетителю открыть для себя древнерусскую культуру,  лучше понять прошлое России в контексте мировой истории.

 

Все музеи по-своему определяют основные задачи своего развития. Новгородский музей-заповедник  считает приоритетными  задачами сохранность коллекций посредством проведения реставрационных работ

(музейных предметов и архитектурных памятников),  а также обеспечение их доступности  через создание новых экспозиций, издание научно-просветительских и образовательных материалов.

На основе  концепции музея, мы приступили к разработке программы развития. А это дало нам возможность еще раз подумать над тем, в чем заключается основная ценность нашего музея для современного общества, как можно более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

По итогам проведения аудита музейного предложения, оценки новых возможностей  был сформирован план  мероприятий. Этот план направлен на:

•        актуализацию музейного предложения

•        внедрение инноваций;

•        расширение целевой аудитории,

•        развитие  партнерских связей с образовательными учреждениями, предприятиями индустрии гостеприимства, организациями сферы отдыха и развлечений;

•        развитие ресурсного потенциала;

•        привлечение высококвалифицированных специалистов;

•        обеспечение экономической устойчивости учреждения;

•        увеличение доходов от основной деятельности.

План мероприятий также охватывает основные направления деятельности музея.

Музейные коллекция и памятники, в которых многие из них размещены,  являются самым ценным музейным активом. Забота о его сохранении на благо современного общества и будущих поколений определяет основной вектор музейного развития с учетом современных вызовов и возможностей.

Соприкосновение с подлинными предметами – это уникальный опыт, который может предложить музей посетителю. Тем важнее использовать современные подходы к интерпретации наследия.

Мероприятия по организации сохранности и доступности музейных коллекций охватывают широкий спектр вопросов – от оцифровки коллекций до строительства нового фондохранилища.

Приоритетами научно-фондовой деятельности являются:

- Обеспечение сохранности   коллекций через создание современных условий хранения, собирания, изучения музейных предметов, включая научную реставрацию экспонатов;

- Обеспечение доступности коллекций для всех категорий посетителей, через развитие   цифровых  информационных и коммуникационных технологий.

         Реставрационными мастерскими музея за последние 3 года восстановлено более трех тысяч предметов. Почти 400 экспонатов представлено на выставке  «Времени вопреки. Реставрация в Новгородском музее». Это произведения иконописи, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, рукописные и старопечатные книги, документы, этнографические предметы, которые   знакомят с наиболее значительными, инновационными работами и открытиями реставраторов Новгородского музея. В их числе икона «Богоматерь Умиление» XV века, которая будет представлена впервые.

Для новой экспозиции ювелирного искусства в Грановитой палате  было отобрано порядка 450 музейных предметов, 220 из них прошли через руки реставраторов, чтобы обрести экспозиционный вид, около 50 предметов экспонируется впервые. Это большое евангелие из Юрьева монастыря, кубки из кокоса в драгоценных оправах императрицы Анны Иоанновны и другие предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства.

 

В 2014 году было создано   новое структурное подразделение - Отдел фотофиксации и оцифровки музейных предметов. Это позволило значительно ускорить процесс оцифровки коллекций, создать новые электронно-информационные ресурсы, в том числе внедрить систему КАМИС.

В рамках совместного проекта с компанией «Эпос» при поддержке Министерства культуры по созданию «виртуального музея» разработано 11 новых мультимедийных продуктов.

Одним из важнейших событий 2014 года стало создание Центра реставрации монументальной живописи – нового структурного подразделения музея.

Создание Центра призвано решить задачи сохранения, изучения и публикации памятников монументальной живописи для широко круга специалистов. Уникальная возможность наблюдать за работой реставраторов представится посетителям впервые. Это позволит значительно усилить впечатление от уже восстановленных  произведений древнерусской монументальной живописи.   

Еще одним важным направлением работы музея являются археологические исследования. В 1992 году при Новгородском музее-заповеднике  создан Центр по организации и обеспечению археологических исследований. Центр координирует работу археологических экспедиций крупных научных и исследовательских учреждений, среди которых МГУ им. Ломоносова, Институт археологии, Институт Истории материальной культуры и др. 

Благодаря этой работе фонды музея ежегодно пополняются новыми археологическими коллекциями, для размещения которых требуются новые фондовые помещения.

Поэтому строительство современного фондохранилища с залами открытого хранения, отвечающими современным музейным стандартам, позволит расширить доступ к культурному наследию и внедрить инновационные методы экспонирования, а также освободить памятники для экспозиционных и просветительских проектов. Фондохранилище предполагается разместить на территории Троицкого раскопа, после его завершения работ в 2017 году.  Строительство фондохранилища будет проводиться в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Работы по проектированию начнутся в 2017 году. А в этом полевом сезоны раскопки на Троицком раскопки продолжатся в обычном режиме.

Сегодня особое вниманием уделяется  экспозиционно-выставочной деятельности. В 2014 году музеем организовано около 190  выставочных проектов, в том числе совместные проекты с ведущими российскими и европейскими музеями. В их числе: Государственный Эрмитаж, Царское село,  Национальный музей Дании, Британский музей, Музей доисторического периода и ранней истории в Берлине и другие.

  Организация межмузейных выставочных проектов,  представляющих интерес в национальном масштабе, остается одним из приоритетных направлений музейной деятельности.

         Отличие музея-заповедника от обычного музея в том, что в его ведении находятся не только музейные коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория и уникальные культурные ландшафты.

В состав Новгородского музея-заповедника входит 113 зданий и сооружений, 95 из них -  памятники, большая часть которых входит в Список объектов Всемирного культурного наследия. Все памятники находятся в удовлетворительном состоянии, ведется несколько крупномасштабных реставрационных проектов на следующих объектах: стены и башни Новгородского кремля (с приспособлением боевого хода под туристское посещение), комплексная реставрация музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» и модернизация здания бывшего Дворянсокго собрания.

Музей пытается привлекать средства частных инвесторов для реставрации музейных памятников на основе механизмов частно-государственного партнерства. Примером такого сотрудничества может служить проект создания Музея подводной археологии с элементами интерактивных программ и детского кафе.

 Новгородский музей-заповедник включает 8 филиалов, расположенных на 70 гектарах земли в разных районах Новгородской области. В их числе Музей-усадьба Александра Васильевича Суворова в селе Кончанском и Дом-музей Федора Михайловича Достоевского в Старой Руссе.  Актуализация наследия русских писателей и полководцев может быть темой для создания новых совместных выставочных проектов..

Примером комплексной музеефикации объекта культурного наследия и окружающего его ландшафта является проект реставрации ц. Благовещения на Городище, главной архитектурной доминанты Рюрикова Городища – территории, с которой связан начальный этап формирования древнерусского государства

Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ и Международного банка реконструкции и развития. В 2013-14 годах разработана научно-проектная документации, в 2015 году проект прошел государственную экспертизу. В настоящее время ведется отбор подрядной организации на проведение реставрационных работ.

Говоря о церкви Благовещения на Городище, мы должны иметь в виду, что это своеобразный культовый комплекс, который состоит из двух совершенно разных храмов.

В результате реставрационных работ посетители смогут увидеть сразу два архитектурных памятника – храмы XII и XIV вв. Также на территории Рюрикова Городища появится новая  экспозиционная площадка, где музей сможет разместить копийную или виртуальную выставку, рассказывающую о начальном этапе формирования древнерусского государства. 

Для успешной реализации этого проекта необходимо объединение усилий органов региональной власти, муниципалитета, музея и научной общественности для решения вопросов,  связанных с внедрением инженерной, транспортной и туристской инфраструктуры на этом объекте культурного наследия. Уже сейчас видны первые результаты совместной работы:

- проведено благоустройство территории Рюрикова Городища;

- установлен памятный знак становления российской государственности;

- продолжается археологическое изучение этого памятника.

 

Создание общедоступных интерактивных мультимедийных программных продуктов является общим трендом музейного развития.

В 2014 году в Никольском соборе на территории Ярославова Дворища открылась Мультимедийная панорама. На панорамном экране обзором  в 360˚ с помощью 3 компьютеров и 6 проектов средствами мультимедиа воссоздан иконостас собора. Зрители смогут увидеть более 40 древних икон из фондов Новгородского музея-заповедника, которые входили в состав 5-ярусного Никольского иконостаса.

 

В 2014 году создано специализированное подразделение музея, основной задачей которого является  внедрение технологий трехмерного моделирования в музейной деятельности. Начаты работы по созданию Музейного сувенирного цеха, для которого будет закуплено оборудование, позволяющее создавать трехмерные компьютерные модели музейных предметов и архитектурных памятников, а с помощью 3D принтеров «печатать» их физические копии. Это позволит включать их в интерактивные экскурсионные программы и передвижные выставки без риска утраты музейных предметов, даст возможность прикоснуться к древним артефактам.

         Еще одним направлением, в котором активно используется современные информационные технологии, является просветительская деятельность.

Актуальными задачами этого направления сегодня являются:

- создание он-лайн образовательных ресурсов, а именно организация Интернет-платформы, предоставляющей доступ к электронному каталогу музейных предметов, информационно-методическим материалам, учебным видео фильмам, интервью музейных специалистов – экспертов в вопросах истории, искусства, реставрации, и тем самым позволяющей сформировать собственный учебный план и непосредственно провести урок в экспозиции.

- организация музейного театра, музейного интернет кафе, внедрение программ Арт-терапии, обеспечение доступности музейного собрания для людей с ограниченными возможностям. Все это планы музей в среднесрочной перспективе.

 

Традиционные методы работы также показывают свою эффективность. Большой популярностью у посетителей пользуются социальные проекты музея, такие как «Открытая пятница» и «Семейная премьера». С момента начала проекта в них приняло участие около 25 000 человек. Специализированные  бесплатные акции, такие как «Первое посещение музея», дают возможность семейного посещения музея для жителей Великого Новгорода и области.

Школьники  - традиционно  самая большая целевая аудитория музея. В 2014 году было подписано порядка 50 договоров о сетевом взаимодействии между школами области и музеем. В рамках договора учитель имеет право провести урок в залах музея. Работа только началась, но за первое полугодие 2015 года уже 30 новгородских учителей повели первые уроки истории и литературы в музее.

В целом, за последний год посещаемость музея выросла на 20% и превысила 1,0 млн. посещений в год. Это объясняется существенным расширением музейного предложения. Открылось сразу несколько новых музейных объектов: боевой ход кремля,  Грановитая палата, мультимедийная панорама в Никольском соборе

 

          Управление этими музейными активами требует огромных вложений, как финансовых, так и интеллектуальных. В связи с этим трудно переоценить значение взвешенной кадровой политики, обучение специалистов, решение вопросов, связанных с оптимизацией штатного расписания, повышения уровня заработной платы и аутсорсинга.

В настоящее время численность коллектива музея составляет около 600 человек. Многие награждены ведомственными и федеральными наградами, 2 человека Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Многие сотрудники имеют в трудовой книжке единственную запись – Новгородский музей-заповедник, которому они отдали не одно десятилетие своей творческой жизни.

         За последние несколько лет в музее сложилась эффективная команда профессионалов, пришли новые люди, но удалось сохранить и «костяк» профессионалов, которые вошли в состав «Экспертного совета» музея, в их числе прежде всего хочется назвать Никола Николаевича Гринева, эксперта по изучению и популяризации объектов культурного наследия.

 

Уважаемые коллеги!

Безусловно, в режиме краткого выступления просто невозможно рассказать обо всех сторонах управления и развития объединенного музея – о них можно говорить часами. Но я надеюсь, что ряд затронутых мной проблем послужит поводом к дальнейшей плодотворной дискуссии.

 

В завершении хочу рассказать вам музейный анекдот:

На экскурсии по кремлю у стен Софийского собора были второклассники. Экскурсовод подвела к Софии детей и попросила кого-нибудь прочитать что там написано на мемориальной табличке.

Вызвалась девочка, явно отличница, с большими бантами. Она громко, с выражением принялась читать: « От этих стен, от Святой Софи, уходили дружины Александра Невского в двенадцать сорок и двенадцать сорок две..»

(на табличке, конечно же, цифрами были указаны годы  "в 1240-ом и 124-ом").

Теперь мы с точностью до минуты знаем, когда уходили дружины Александра Невского, практически каждые две минуты.

 

Или еще один реальный случай:

Мама с сыном школьником и коляской гуляла вдоль раскопа ц. Входа в Иерусалим в новгородском кремле. Мальчик подбежал к информационной табличке и стал ее внимательно изучать. Мама спрашивает:

- Ну, что там написано, что нашли?

Мальчик отвечает:

- Да какой-то вход?

- А куда вход – то?

- да в какой-то Иерусалим.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Загибалова М.А.,

заместитель генерального директора

по информационной, методической и

 проектной деятельности

ГУК ТО «Объединение «ИКХМ»»

 

Опыт управления и развития объединенного музея на примере ГУК Тульской области  «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей»»

Государственное учреждение культуры Тульской области «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», как это ни парадоксально, является одновременно одним из старейших и одним из самых молодых учреждений культуры Тульской области. Официально ГУК ТО «Объединение  «ИКХМ»» было основано 2 года назад (в 2013 году), но в прошлом году сотрудники ГУК ТО «Объединение  «ИКХМ»» отпраздновали 95-летие своего учреждения. Как известно, история развивается по спирали, и к началу 2013 года произошло воссоединение 2-х музейных направлений: художественного и краеведческого, образовавшихся когда-то из единого источника («единого музейного зерна») – Художественно-исторического музея, открытого в 1919 году в результате деятельности Палаты древностей, именовавшейся ранее Древлехранилищем. В 1939 году, согласно постановлению Совнаркома, произошло разделение музея на два самостоятельных областных музея: краеведческий и художественный.

К моменту воссоединения каждый из двух ключевых музеев имел по нескольку филиалов. По сути, в результате оптимизации в единую структуру были включены 2 музейных объединения: Объединение «Тульский музей изобразительных искусств» и Объединение «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», оба образованные в 1995 году.

Объединение «Тульский музей изобразительных искусств», помимо головного музея – Тульского областного художественного музея, на тот момент включало в себя 5 филиалов: «Выставочный зал» (открытый в 1977 году); музей П.Н. Крылова (открытый в благодарность своему знаменитому земляку в Туле в 1997 году на основе коллекций произведений, подаренных самим художником и его наследниками); музей «Спасское» (открытый в 2004 году в селе Спасское Новомосковского района Тульской области) и музей «Тульский кремль» (открытый в 1988 году и вошедший с состав Объединения в 2006 году), также музей народного и декоративно-прикладного искусства (ныне – музей народного искусства), открытый в Тульском кремле в феврале 2012 года.

В Объединение «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей» к моменту создания единого Тульского музейного объединения (наше нынешнее неофициальное название) помимо головного – Тульского областного краеведческого музея входили следующие филиалы, открытые в период с 1990 по 2004 годы: Музей «Тульские самовары» (1990); Дом-музей В.В. Вересаева (1992); Мемориальный музей Н.И. Белобородова (1995); Некрополь Демидовых (ныне – Историко-мемориальный музей Демидовых) (1996); Музей В.Ф. Руднева (ныне - Музей командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева) (2004).

Головным музеем в результате объединения в начале 2013 года стал Тульский областной краеведческий музей, который с 1990 года был закрыт для посетителей, т.к. перекрытия здания были признаны аварийными, в связи с чем с 2008 года в музее велись ремонтно-реставрационные работы. 

К 6-ти музеям художественного направления и 6-ти музеям краеведческого направления были присоединены еще 2 областных музея: один из самых старейших музеев области – Богородицкий дворец-музей и парк, возникший как Культурно-исторический Богородицкий музей в конце 1918 года в залах национализированного дворца графов Бобринских (также в 2012 году при участии РЖД был создан филиал Богородицкого дворца-музея – станция «Жданка»); а также один из самых молодых тульских музеев – Музей военной истории Тульского края, созданный в декабре 2002 года.

Таким образом, в 2013 годувГУК ТО «Объединение «ИКХМ»» вошли 14 филиалов, в этом же составе Тульское музейное объединение продолжает функционировать и в настоящее время.

Кроме самих музеев-филиалов, в структуру Тульского музейного объединения вошли отделы и службы, имеющие межфилиальное (межмузейное) значение и обеспечивающие жизнедеятельность всех филиалов – административная, финансовая, кадровая-правовая; хозяйственная службы; отдел учета и хранения (произошло воссоединение фондов); отдел археологии; были созданы отдел методической работы, проектной деятельности и туризма; отдел информатизации, дизайна и маркетинга.

Оптимизация данных ресурсов позволила музейному объединению централизовано решать проблемы административно-хозяйственного плана; распределять и перераспределять имеющиеся ресурсы (в том числе финансовые) самостоятельно внутри организации. В результате объединения и оптимизации численный состав работников организации уменьшился и в 2014 году составил 362 человека, высвобождаемые ресурсы способствовали увеличению заработной платы сотрудников, которая увеличилась почти на 2 тыс. рублей и в 2014 году составила 19079 рублей. При этом следует отметить, что в составе работников организации велика доля вспомогательного и технического персонала.

Процессы оптимизации и унификации, на наш взгляд, не должны затрагивать сферу музейной специфики каждого из филиалов. Напротив, необходимо сохранять уникальность каждого из музеев, входящих в музейное объединение, при том, что в настоящее время Тульское музейное объединение имеет сложную и разветвленную структуру. В состав музейного объединения входят музеи различной направленности (художественной и краеведческой) и типологии (мемориальные музеи, дом-музей, дворец, кремль …), как комплексныемузеи, так и однопрофильные (музеи отдельных отраслей культуры – музыкальный, литературный).

Анализ структуры российских музейных объединений показывает, что головным музеем в структуре объединенных музеев является либо краеведческий музей, либо кремль; кроме того при наличии одного из этих типов музеев, музеи другого типа отсутствуют в данном музейном объединении (т.е. если в структуре музейного объединения есть краеведческий музей, то в музейном объединении нет кремля, и наоборот). Уникальность Тульского музейного объединения состоит в том, что в структуре данного музейного объединения есть и кремль, и краеведческий музей (напомню: краеведческий музей является головным музеем).

Многообразие музеев, входящих в музейное объединение, с одной стороны несет в себе определенные сложности в контексте сохранения уникальности специфики каждого музея, а с другой стороны создает богатые возможности в контексте обмена опытом, что благоприятно сказывается на деятельности и развитии филиалов.

Также интересной особенностью Тульского музейного объединения является то, что оно выполняет функции методического центра для более чем 20-ти муниципальных (районных) музеев Тульской области. В этом случае осуществляется тип «мягкого» управления деятельностью этих музеев: регулярно проводится консультационная работа (в том числе по фондовой деятельности), а также семинары по музейно-педагогической и проектной деятельность, результативность которых выражается в возросшем в последнее время количестве подаваемых заявок от муниципальных музеев на гранты и конкурсы.

К наиболее значимым событиям в жизни ГУК ТО «Объединение «ИКХМ»» и его результатам деятельности за период с начала 2013 года по настоящее время следует отнести:

- открытие обновленной экспозиции Тульского областного краеведческого музея (конец 2013 года);

- открытие Центра патриотического воспитания Музея военной истории Тульского края (февраль 2014 года);

- открытие восстановленной колокольни Успенского собора тульского кремля (сентябрь 2014 года);

- участие в международном выставочном проекте «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам, Бонн, Лондон);

- проведение серии музейных мероприятий в рамках всероссийских и международных акций «Ночь музеев», «Ночь искусств», «Музейная неделя в твиттере», «Народный музей»; участие в музейном фестивале «Интермузей» (в 2013 году - диплом финалиста конкурсной программы «Музей – образовательный ресурс общества» в номинации «Музей для всех»); регулярное участие в туристских выставках и ярмарках, конкурсах событийного туризма и турмаршрутов (туристский маршрут «Грудью своей прикрывая столицу» занял 1 место в номинации «Лучшая идея туристического маршрута, посвященного 70-летию Победы в ВОВ» Всероссийской туристской премии «Маршрут года», ноябрь 2014 года);

- проведение конференции «Тульское краеведение, опыт работы и перспективы развития»(к 95-летию Тульского музейного объединения), (май 2014 года);

- создание сайта Тульского музейного объединения, одержавшего победу на всероссийском конкурсе «Позитивный контент 2013» в региональной номинации «Лучший сайт Тульской области»;

- проведение фестиваля военно-морской песни «Под Андреевским флагом» (с. Савино Заокского р-на Тульской области, в День ВМФ – 27 июля 2014 года), получившего грантовую поддержку Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко в рамках конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл»;

- выход в полуфинал конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина проекта сотрудников Богородицкого дворца-музея и парка «Гениальные затеи счастливого человека»;

- награждение дипломами конкурса музейных проектов Всероссийской историко-литературной премии Александр Невский Музея П.Н. Крылова в 2013 году (проект «Военная летопись П.Н. Крылова - Кукрыниксов») и Музей военной истории Тульского края в 2014 году (проект «Время выбрало нас» - отражение современной военной истории»).

В настоящее время проводится масштабные работы по реконструкции и благоустройству Тульского кремля - памятника оборонного зодчества XVI века. Из областного бюджета выделено 170 млн рублей на работы по реконструкции и приспособлению (музеефикации) существующих зданий электростанции и подстанции (с учетом объединения внутреннего пространства), приспособление «Торговых рядов» и благоустройство территории объекта культурного наследия «Ансамбль Тульского кремля» в музейных целях. В мае текущего года на территории кремля планируется запуск работы Торговых рядов, позднее в кремле откроется музейно-выставочный комплекс, строительство которого осуществляется в настоящее время. На комплекс услуг по созданию постоянной музейной экспозиции в музейно-выставочном комплексе ГУК ТО «Объединение «ИКХМ»» на объекте культурного наследия «Ансамбль Тульского кремля» было выделено из областного бюджета 50 млн рублей. В данном музейно-выставочном комплексе, открытие которого запланировано ко Дню Тульской области в сентябре 2015 года, будут представлены экспозиции нескольких музеев Объединения (музея «Тульский кремль», музея «Тульские самовары», музея военной истории Тульского края). В середине мая нынешнего года планируется приступить к ремонтно-реставрационным работам Богородицкого дворца-музея и парка, на которые из областного бюджета выделено 35 млн рублей.

В заключении хотелось бы отметить, что жизнь в музейном объединении (как, пожалуй, и в большой семье) сопряжена не только со сложностями (в частности, крупные структуры обладают меньшей гибкостью в своих реакциях на изменяющиеся условия), но и со многими возможностями, открывающими потенциал для дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Доклад

Т.В.Васильченко  директора Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника

 

Место и роль музеев в возрождении

краеведческого движения в России

 

В Астрахани традиционно именно краеведы-любители становились инициаторами планомерных историко-археологических и естественнонаучных исследований, организации новых музеев  и музеефикации культурных объектов.

Первым в этом ряду стоит, безусловно, Петровское общество исследователей Астраханского края, образованное 10 ноября 1872 г. по инициативе преподавателя местной духовной семинарии Н.Ф. Леонтьева. Открытие общества было приурочено к 200-летию со дня рождения Петра I и в память о его прибытии в Астрахань в 1722 г. Устав общества определял задачу исследователей: «Собирать сведения, относящиеся к делу всестороннего изучения края и распространения их в виде сырых материалов или в обработанном виде».

В 1887 г. были образованы две секции – историко-этнографическая и естественноисторическая. Согласно обновленному Уставу, общество изучало губернию «посредствам этнографических, археологических, естественнонаучных и других экскурсий (экспедиций) и распространяет собранные сведения путем печати, публичных чтений, устройства музея и библиотеки».

С начала 1880-х гг. Петровское общество получало поддержку властей. Губернское Правление открыло для него архивы, Статистический Комитет передал свои коллекции, Городская Дума предоставила помещение для библиотеки и экспонатов. Была разработана программа для сбора исторических, этнографических, археологических и нумизматических данных об Астраханском крае. Обществом организовывались археологические и геологические экспедиции. В области исследования археологических памятников губернии Петровским обществом были поставлены достаточно широкие задачи. Объектами научного интереса стали уже известные к тому времени науке средневековые городища (Царевское, Селитренное и Шаренный бугор), а также многочисленные курганы. Общество проводило полевые исследования, включавшие описание состояния памятников и сбор подъемного материала (разведки), что позволяло выявлять новые данные для археологической карты губернии.

В 1903 г. членами общества была разработана программа этнографических исследований Астраханского края, по которой были проведены изыскания по истории татарского и калмыцкого народов.

Природоведческие коллекции, собранные членами Петровского общества, являются уникальными экспонатами, позволяющими получить представление о биологическом разнообразии Астраханского края, эволюции таксидермии, сборе и компоновке гербариев на рубеже XIX–XX вв. Их комплектование осуществлялось в результате как целенаправленных зоологических экспедиций, так и путем передачи в дар музею. В результате экспедиций под руководством В.А. Хлебникова были составлены коллекции птиц и пресмыкающихся. А.В. Сергеев во время поездок по СеверномуПрикаспию составил коллекцию птиц и насекомых. Профессор ботаники Томского университета С.И. Коржинский преподнес в дар музею полный трехтомный гербарий растений дельты Волги, в котором было собрано около 500 экземпляров местной флоры. Образцы растений и чучел птиц Нижнего Поволжья, собранные Петровским обществом, являются редкими музейными предметами, демонстрирующими направленность научных исследований краеведов XIX–начала XX вв.

Важным этапом деятельности общества стало участие в Казанской научно-промышленной выставке 1890 г., где оно выступило организатором и объединителем всех коллекций Астраханской губернии. Комитет выставки присудил обществу почетные дипломы «за альбом историко-этнографических фотографий, коллекцию минет и разных археологических предметов» и «за зоологическую коллекцию».

После возвращения эта экспозиция стала ядром музея общества, получившего название «Петровский». Первым директором музея был член Петровского общества исследователей Астраханского края П.М. Никольский. На момент открытия Музея его экспозиция насчитывала более 5000 экспонатов. В музее было открыто три отдела – историко-этнографический, естественно-исторический и промышленно-технически. Музей неоднократно менял место расположения. В 1911 г. музею выделили левое крыло в здании городских учреждений[1]. Именно в этом здании и по сей день располагается головное учреждение ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник» - астраханский краеведческий музей.

В новейшей истории астраханского краеведения Астраханский музей-заповедник так же выступает флагманом краеведческих изысканий и краеведческих проектов.

Ежегодные краеведческие конференции проводятся практически во всех регионах России. С 2009 г. одной из традиционных конференций в Астраханской области становятся «Астраханские краеведческие чтения».

Решение о проведении ежегодной конференции было принято на совещании коллектива Астраханского музея-заповедника осенью 2008 г. На совещании было обсуждено информационное письмо и определены секции конференции: «Природное наследие и проблемы сохранения биоресурсов Астраханского края», «Археология Нижнего Поволжья», «Астраханский край в XVI-XXI вв.», «Социокультурное взаимодействие народов Астраханского края», «Культурное наследие Астраханского края», «Краеведение и музейное дело в Астраханском крае».

Кроме того были определены принципы участия в конференции: отсутствие возрастных и ведомственных ограничений, отсутствие организационного сбора, распространение сборника конференции среди ее участников.

При подготовке конференции сформировался круг ее постоянных участников. Кроме сотрудников Астраханского музея-заповедника активное участие в подготовке конференции и распространении информационных писем активное участие приняли астраханские ученые-краеведы. Соорганизатором конференции выступил Научно-исследовательский институт Проблем Каспийского моря (г. Астрахань).

Открытие первой конференции в 2009 г. было приурочено к Международному дню музеев – 18 мая. В Астраханских краеведческих чтениях в 2009 г. приняли участие 66 человек с 60 докладами. Наиболее востребованной секцией стала секция «Астраханский край в XVI-XXI вв.» - 19 докладов. Уже первая конференция приобрела статус межрегиональной - в конференции заочно приняли участие ученые из Москвы, Волгограда, Уфы, Махачкалы, Ростова-на-Дону, Черкесска.

Тематика секций «Астраханских краеведческих чтений» 2010 г. была изменена. Оргкомитет конференции принял решение проводить работу конференции в рамках 6 секций: «Природное наследие Астраханского края», «Эколого-нравственное образование и воспитание населения в современных условиях», «Археология Нижнего Поволжья», «Астраханский край в XVI-XXI вв.», «Социокультурное взаимодействие народов Астраханского края», «Культурное наследие Астраханского края».

Торжественное открытие конференции состоялось в Международный день музеев – 18 мая 2010 г. в актовом зале Музея боевой славы. На пленарном заседании прозвучал доклад члена Союза журналистов РФ, историка и краеведа А.И. Богатырева на тему «Правда и домыслы астраханского краеведения». 

Наиболее востребованной секцией стала секция «Астраханский край в XVI-XXI вв.» - 26 докладов. В конференции приняли участие 60 человек – представители учреждений культуры, ВУЗов г. Астрахани и шести регионов России (Москва, Ростовская область, республика Дагестан, республика Калмыкия, Волгоградская область, республика Карачаево-Черкесия). В конференции заочное участие принял представитель Нидерландов – профессор АрноДжоханесЛангелер со статьей «DutchandRussiancartographersanddesigners, Winius, Witsenandothers».

В работе конференции приняли участие 3 доктора  и 17 кандидатов наук.

Вторая краеведческая конференция определила приоритетные темы, привлекавшие внимание краеведов разной научной специализации: география, палеонтология, орнитология Астраханского края, экологические проблемы региона и пути их решения, археология раннего средневековье и Селитренного городища, Астраханский край в международном и межэтническом взаимодействии, истории городской инфраструктуры, спорные вопросы астраханского краеведения история астраханских татар и ногайцев, музееведение и т.д.

«Астраханские краеведческие чтения» 2011 г. проводились в ставшем уже традиционном формате. Торжественное открытие состоялось 20 мая 2011 г. в актовом зале Музея боевой славы.

В работе конференции приняли участие 84 человека – ученые исследователи из Волгоградской области, Республики Калмыкия, Республики Марий Эл, Республики Кабардино-Балкария, Республики Карачаево-Черкесия, Республики Дагестан, г. Санкт-Петербурга, Украины. В работе конференции приняли участие 21 кандидат и 3 доктора наук.

В сборник конференции решено было ввести две рубрики, ставшие традиционными. В рубрике «Из архива астраханских краеведов» была опубликована биография, список работ и неопубликованная статья астраханского краеведа Г.Э. Гибшмана «Примечания к плану города Астрахани 1636 г., опубликованного в сочинении Адама Олеария во время его путешествия в Персию в 1636-1638 гг.». В рубрике «Исторические источники» были опубликованы описания Астрахани 1602 г. путешественника Георга Тектандера.

22 мая 2012 г. открыла свою работу конференция «Астраханские краеведческие чтения». Впервые с 2009 г. конференция прошла в стенах Краеведческого музея, открытого после ремонта и строительства новых экспозиций. На пленарном заседании выступил научный сотрудник Университета Хоккайдо (г. Саппоро, Япония) ТакэхикоИноуэ. В работе конференции приняли участие 74 человека, в их числе были представители Республики Татарстан, Республики Калмыкия, Республики Дагестан, Украины. В работе конференции приняли участие 15 кандидатов наук.

23 мая 2013 г. в ОГБУК «Астраханский музей-заповедник» (Краеведческий музей, музей культуры Астрахани) состоялась пятая конференция «Астраханские краеведческие чтения». В 2013 г. году в конференции приняли участие 120 человек – ученые-исследователи из Японии, Украины, Азербайджана, представители шести регионов России (Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Волгоградская область, Оренбургская область, Ростовская область). Участие в конференции учены из стран дальнего и ближнего зарубежья позволило поднять ее статус до международной.

На пленарном заседании конференции выступили Т.Т. Мустафазаде – д.и.н., заведующий отделом Института истории Национальной Академии Наук Азербайджана и В.В. Грибовский – к.и.н., докторант Института украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины.

Конференция продемонстрировала высокий научный статус участников – в работе конференции приняли участие 27 кандидатов и 8 докторов наук.

Тематика докладов, заслушанных на секциях, была посвящена исследованиям в географическом краеведении, экологическом образовании, истории материальной культуры Нижнего Поволжья в постхазарское и предмонгольское время (X-XIII вв.). Традиционно широко были представлены исследования по история Астраханского края в XVII-XVIIIвв, этнорегионалистике, науковедению. На конференции были представлены исследования по коллекциям музеев региона, история развития архивного дела, прозвучали доклады по биографиям деятелей культуры, так или иначе связанных с историей и культурой края.

23 мая 2014 г. в ОГБУК «Астраханский музей-заповедник» состоялась шестая Международная научно-практическая конференция «Астраханские краеведческие чтения», приуроченная к «Году культуры». В 2013 г. в её работе принимали участие представители четырёх стран: Польши, Украины, Казахстана и Азербайджана, пяти регионов России: Саратовской области, Волгоградской области, республики Татарстан, республики Калмыкия, г. Санкт-Петербурга.

Активное участие в конференции приняли ученые-исследователи из Астраханской области: сотрудники подведомственных учреждений регионального министерства культуры, ведомственных и научно-исследовательских учреждений области, ВУЗов г. Астрахани (АГУ, АГТУ, Аф.«РАНХиГС»). В конференции приняло участие 111 чел., в том числе 24 кандидата и 5 докторов наук. На пленарном заседании выступили заведующая отделом природы Саратовского областного музея краеведения Н. М. Пантеева, с докладом о деятельности энтомолога и исследователя Н. Л. Сахарова, к.и.н. Я. Н. Рабинович, документовед кафедры истории России Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского, с докладом «Смутное время в Нижнем Поволжье».

Одним из самых актуальных примеров участия астраханских краеведов в сохранении культурного наследия региона и включении новых объектов в орбиту историко-культурного туризма является проект музея-заповедника «Очистим историческую память от мусора». Он реализуется с начала 2014 г. и направлен на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия старейшего астраханского некрополя – «Старого кладбища» XVIII-XXI веков. Астраханский исторический некрополь формировался с 1760-х по 2000-е гг. и является незаменимым источником биографико-генеалогической информации местного и всероссийского значения. Культурно-просветительское значение  кладбища состоит в том, что его объекты служат для формирования понимания значимости культурного наследия, способствуют изживанию суеверий и предрассудков, инициируют изучение истории города. Воспитательно-образовательное значение  кладбища проявляется в том, что именно на его примере можно проводить среди молодежи профилактику вандализма, акции по военно-патриотическому воспитанию[2].

Изначально интерес ряда астраханских краеведов вызывали лишь некоторые памятники и захоронения Старого кладбища. Изучение надгробий началось с 2011 года и происходило эпизодически и исключительно силами нескольких краеведов-энтузиастов. Тем не менее, уже на этом предварительном этапе, удалось выделить 9 групп захоронений, подлежащих изучению и включению в дальнейшем в мемориальные маршруты.

Несмотря на свой богатейший потенциал, долгие годы некрополь был заброшен, находясь под угрозой сноса. Министерством культуры и туризма Астраханской области по инициативе ГБУК АО «Астраханский музей-заповедник» при содействии администрации г.Астрахани с марта 2014 г. началась реализация волонтерского музейно-социального проекта «Очистим историческую память от мусора», который в настоящее время вышел на уровень межведомственного и областного. Реализация первого этапа  проекта включала в себя: 1) очистку территории памятника истории и от накопившегося мусора силами волонтеров; 2) вывоз собранного мусора за пределы кладбища; 3) популяризацию бережного отношения к данному уникальному объекту путем привлечения разных групп населения к волонтерской работе, широкого освещения проекта в СМИ и социальных сетях.

В связи с необходимостью привлечения волонтерских групп к данной работе  подключились общественные организации Астрахани. В 2014 г. в еженедельных субботниках на кладбище приняли участие представители Астраханского музея-заповедника, двух университетов, Министерства культуры и туризма Астраханской области, мэрии г.Астрахани и администрации районов, учреждений культуры Астрахани и Астраханской области, религиозных организаций, Управления по связям с общественностью администрации г.Астрахань, активисты «Газпромдобыча Астрахань». Благодаря координационной работе председателя Астраханской областной общественной организации по патриотическому, правовому и физическому развитию молодежи И.И.Даирова в акциях приняли участие студенты 11 колледжей и техникумов и действующие при них поисковые отряды и музейно-поисковые объединения, а также  АРОО «Боевое братство» и Союз ветеранов Афганистана. Информационную поддержку проекта обеспечивали  Астраханско-Енотаевская епархия, пресс-центр мэрии г.Астрахани, местные телеканалы. Партнером проекта стала фирма «Сити Вижн», безвозмездно предоставившая музею-заповеднику возможность регулярной демонстрации видеороликов о проекте на уличных светодиодных экранах. Актуальная информация об акциях в рамках проекта регулярно появляется на сайте Астраханского музея-заповедника. Тема сохранения астраханского исторического  некрополя широко освещается в социальных сетях[3].

В субботних акциях приняло участие более 600 волонтеров разного вероисповедания и национальностей, астраханцев и иностранных граждан. Во время субботников в процессе расчистки мусора был обнаружен ряд могил, местонахождение которых ранее оставалось ранее неизвестным. Было найдено захоронение представителей знаменитых армянских родов Калустовых и Телетовых, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие города в XVIII-XIX вв., могилы оперных певиц Эсфирь Мейнгард и Ксении Иорданской, ихтиолога Василия Казанского, кинооператора Андреевского, захоронения купцов Воробьевых и Лбовых,  могилы астраханских прославленных врачей и преподавателей, революционеров. О находках на Старом кладбище музей-заповедник совместно с  телеканалом «СТС-Астрахань» снимает цикл передач в рамках телевизионного проекта «Истории Астраханского некрополя».

Накануне 70-летия Великой Победы приоритетным направлением исследований стало выявление воинских захоронений на территории Старого кладбища с целью последующего создания и публикации военно-мемориального путеводителя.

Второй этап проекта предполагает расширение научных исследований, картографирование некрополя, фотофиксацию могил и, в конечном итоге, создание электронного интернет-ресурса «Астраханский исторический некрополь», доступного всем пользователям. 

Следующим закономерным этапом в сохранении наследия астраханского некрополя является оборудование культурно-исторического маршрута по территории и маркирование информационными табличками ряда объектов, в него включенных. Причем часть табличек должна быть предназначена для считывания информации посредством электронных устройств, имеющих доступ в интернет (QR-коды). В настоящее время разработан маршрут обзорной экскурсии по некрополю, а также военно-мемориальный маршрут «Память о них вечна», презентация которого приурочена к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Реализация проекта позволяет, в первую очередь, жителям Астрахани понять историческое и культурно-воспитательное значение памятника, известного под названием «Старое кладбище», увидеть его экскурсионно-туристический потенциал, получить наглядное свидетельство необходимости и возможности содержания его в чистоте и принять участие в общественно-полезной работе по его благоустройству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Т.И. Сергеева

искусствовед

заслуженный работник культуры РФ

помощник директора (советник)

МБУК «Череповецкое

музейное объединение»

 

История местного края. Место и роль музеев в возрождении

краеведческого движения в России.

 

 

         В каждом, даже самом маленьком городке есть удивительные люди, которые приносят своей родине гордость и славу. В Череповце, именно стараниями таких людей – Городского Головы Ивана Андреевича Милютина и известного исследователя древнерусской письменности Ельпидефора Васильевича Барсова – в 1870-х годах открылся наш музей.

         В 1878 г. Барсов получил от Череповецкой Городской Думы предложение «поспособствовать становлению городского музея» и немедленно откликнулся на эту просьбу! Он писал – «Сердечно тронут таким лестным ко мне обращением, я тогда же решил подарить городу свои личные археологические коллекции, как ядро для будущего развития Череповецкого музея».

         Начинания Барсова нашли свою поддержку у местной интеллигенции. В 1895 году в журнале «Естествознание и география» отмечалось, что публика относится к музею «весьма сочувственно, жертвуя для обогащения музея разные предметы. Местное общество … предполагает построить отдельный каменный дом для музея и при этом настолько красивый, чтобы он служил украшением города».

         Дом построили и в 1896 году открыли первую экспозицию городского музея. Фонд музея состоял тогда из 3 759 предметов, поступивших от 41 любителя-энтузиаста.

Прошли годы, и уже в будущем 2016 году исполнится 120 лет с той знаменательной даты, когда открылся музей в маленьком провинциальном городе, основанном по Указу Екатерины II в 1777 году, где главную улицу проложили от Череповецкого Воскресенского монастыря до села Федосьево и назвали ее в XVIII веке Воскресенским проспектом.

По этому проспекту прогуливался император Александр I, великие князья с любопытством разглядывали дома маленького города, которым управлял почти 40 лет Городской Голова Иван Андреевич Милютин. Здесь предводителем уездного дворянства был отец братьев Верещагиных Василий Васильевич Верещагин (старший). Здесь учился в Реальном училище Игорь-Северянин. Здесь учился Валерий Чкалов. Отсюда уходил на фронт с санитарным поездом Николай Михайлович Амосов.

Впрочем, что-то подобное о своем городе может рассказать каждый из нас, потому что все музеи создавались и укреплялись благодаря людям, которых манило и увлекало краеведение.

Лучше и проще всех об этом сказал Д. Лихачев: «Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, архивов, педагогической деятельностью, с развитием туризма и кустарных артелей».

Создание любого музея начинается с познания и изучения природы и истории родного края.

Зародившийся в конце XIX века термин «краеведение» прочно закрепился в нашем языке.

В краеведении преобладает интерес к наследию – историко-культурному и природному. Еще Лихачев говорил, что «чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет двух уровней – для специалистов и для широкой публики».

Поэтому, в первые годы Советской власти, представители столичной интеллигенции, ученые, волею судеб, оказавшиеся в провинции, нашли применение своим знаниям именно в краеведении. На примере нашего края это очевидно.

В 1918 году в Череповецкой губернии при Губнаробразе был сформирован подотдел музея и охраны памятников искусства и старины, с этого времени началось обследование и регистрация архитектурных памятников – гражданских и церковных. Исполнять эту отнюдь не легкую задачу, по мнению директора музея, в то время руководившего нашим музеем, могли лишь «…люди особого психического склада, которых бросает, что называется, в холод и жар при виде старинной вещи, книги, рукописи. Таких любителей мало, их нельзя подготовить, ими нужно родиться».

Другой ученый, сотрудник Петроградского экскурсионного института истории Николай Петрович Анцифиров, много работавший в нашем крае, писал: «Краевед – это особый тип культурного деятеля с особой психологией. Это доброволец и его труд есть, прежде всего, новая форма общественной деятельности». Его учитель Иван Михайлович Гревс писал: «Это подвижники: в старину спасавшие душу в монастырях, а теперь поддерживающие живую душу краеведением».

И, несмотря на то, что в то время не хватало просто грамотных людей «способных зарегистрировать и описать памятники искусства и старины», сделали они очень много.

В 1920-е годы Череповец посетили многие известные деятели науки – как руководители экспедиций, лекторы, представители ЦБК на губернских краеведческих конференциях. Краеведы, в условиях разрухи и упадка промышленности, призывали к изучению и описанию архаичных способов получения кричного железа, кустарного солеварения, домашнего крашения тканей. Краеведы в Череповце развернули поиски зарослей крапивы, осоки, рогозы, употреблявшихся для выработки мягкой тары (корзин, сумок), матов, обуви, веревок и различных текстильных изделий; дорожно-строительных материалов и полезных ископаемых – глины для гончарного производства, красящих минералов, железа, торфа.

И всем этим занимаются музейщики, которые были во главе этих краеведческих экспедиций. Зачем? А вот пригодилось, и не только в музее для вечного хранения, но когда началась война, наш город, будучи в тылу, силами хрупких работников музейных и большой команды краеведов сделали столько, что музей в 1943 году получили переходящее красное знамя «Лучший музей РФ», удержал его до конца войны, а после Победы получил на вечное хранение. Вроде мелочь в рамках большой войны, но за коллег гордимся.

В 1930-ые годы было сделано все, чтобы краеведение (особенно историческое) искоренить.

В докладе наркому просвещения Бубнову было указано: «Ознакомившись с состоянием краеведческого движения в РСФСР я установил, что за очень небольшим исключением (Ленинград, Красноярск, Череповец, Куйбышев), в РСФСР нет краеведческих организаций, охвативших хотя бы небольшие группы трудящихся». Раскритиковав деятельность ЦБК на местах и необоснованность финансовых затрат, он предложил закрыть Институт краеведения. Коротко, ясно, решительно.

В то время, это был смертный приговор краеведению. И не только. С этого времени исчезают краеведческие организации, издания и сами краеведы.

Руководители движения, за редким исключением, были арестованы, сломлены на допросах, сосланы, расстреляны, в том числе и наши, череповецкие краеведы и музейщики. Судьба некоторых краеведов до сих пор неизвестна, но поиски мы проводим.

Краеведение за годы своего существования превратилось в значительное общественное явление, решая некоторые социальные и экономические, образовательные и воспитательные проблемы. И в то же время без краеведения невозможна научно-исследовательская деятельность по изучению местного края в историческом, культурном и естественно-географическом аспектах.

Таким образом, подводя итог, мы должны понимать, чтобы добиться успеха в краеведческой деятельности нужно руководствоваться одной лишь фразой Д.С. Лихачева: «Краеведение не только наука, но и деятельность. Если мы это будем помнить, краеведение будет жить».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

СообщениеЕ.Б.Медведевой

главного редактора журнала "Музей"

 

 

«Урок в музее» -

из опыта осуществления совместного проекта Департамента культуры и

Департамента образования г. Москвы

 

То, что потенциал музеев важен для системы образования, сегодня не требует доказательств. Однако подлинного партнерства между музеями и школой, в отличие от других стран, в России до последнего времени так и не сложилось. Несмотря на то, что более половины музейных посетителей составляют дети, они приходят в музеи чаще всего не в рамках школьной программы, а для дополнительного образования и проведения досуга. Между тем ст. 15 нового Закона об образовании впервые прямо постулирует, что «в реализации  образовательных программ с использованием сетевой формы  …  могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности». К тому же новые Федеральные Государственные образовательные стандарты основной школы диктуют учителю необходимость расширения образовательного пространства и проведение до 30% учебного времени вне школьного класса.

Во исполнение принятых постановлений в столице проводится работа по внедрению новых «творческих уроков», пионером которой является сетевойпроект «Урок в музее»[4]. Соответствующие решения были подписаны Министрами культуры и образования г. Москвы.   Цель проекта -  разработка учебных занятий для школьников в музеях в формате урока в соответствии с требованиями новых ФГОСов.

Оперативную разработку проекта «Урок в музее» от Департамента культуры ведет Московский центр музейного развития (www.cmr.msk.ru), от Департамента образования - Городской методический центр (www.mosmetod.ru).

В рамках проекта сотрудниками Центра музейного развития проводятся:

¾  круглые столы по проблемам музейного образования с участием ведущих специалистов в области музейного и школьного образования, возрастной психологии;

¾  информационные и проектные семинары;

¾   музейно-педагогические мастерские.

Результатом этой деятельности является:

  • определение критериев  формата новой образовательной услуги в музее;
  • формулировка требований к творческому Уроку (принятых обеими сторонами:  сотрудниками музеев и представителями образования);

 

  • разработка типологических моделей уроков в литературных, художественных, естественно-научных и исторических музеях;
  • согласование алгоритма взаимодействия школьных и музейных педагогов при разработке образовательных программ.

 

Готовые сценарии уроков проходят стадию рецензирования и экспериментальной апробации, а затем презентуются для учителей, методистов и музейных сотрудников непосредственно на площадках музеев.

 

Поскольку «Уроки в музее» проходят в учебное время и призваны заменить некоторые школьные уроки, музеи взяли на себя обязательства гарантировать получение детьми определенных контролируемых элементов содержания (КЭС) в соответствии с новыми Федеральными Государственными образовательными стандартами; обеспечить наличие в «Уроке» блока, рассчитанного на самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность школьника (системно-деятельностный подход), предоставить учителям содержательные рекомендации для подготовки школьников к «Уроку в музее» и предложить для домашнего творческого (внеурочного задания) такие варианты, которые выходят за рамки школьной программы и выводят  знания детей на новый межпредметный и метапредметный уровень.

Одновременно благодаря усилиям сотрудников МЦМР, музеи получили право отстаивать свой «педагогический суверенитет».  Это значит, что «Урок в музее», соответствуя основному «ядру» школьной или дополнительной программы,  не может ограничивать свое содержание только «иллюстрацией» к параграфам в школьном учебнике. Музейные сотрудники  вправе сами определять формат проведения занятия, учитывая возрастные психологические особенности адресной аудитории.

 

Уроки в музеях строятся на основе музейных коллекций и используют экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. Главное отличие нового образовательного формата заключается в том, что он не передает учащимся готовые знания, а учит учиться, самостоятельно добывая знания для решения той или иной практической задачи или проблемы.

На сегодня в московских музеях разработаны и продолжают разрабатываться уроки для школьников всех ступеней образования по самым разным предметам: русскому и английскому языкам, литературе, истории, обществоведению, ОБЖ, геометрии, физике, изобразительному искусству и т.д.

Проведение мероприятий по поддержке и продвижению   «Урока в музее» свидетельствует о перспективах значительного увеличения его участников за счет расширения круга музеев муниципального подчинения, привлечения в качестве партнеров музеев федерального и ведомственного подчинения, а также частных музеев. Опыт проекта достоин распространения и в других регионах РФ. Специалисты ГЦМР готовы оказать методическую и  экспертную помощь в освоении нового формата такой образовательной услуги в музее, каким является «Урок в музее», проводя выездные и проектные семинары по запросу из регионов, учитывая их местные  особенности.



[1]Подкопаева Е. Петровское общество исследователей Астраханского края: http://astrakhan-musei.ru/article/article/view/16360

[2]Таркова Р.А. Перспективы музеефикации историко-культурного наследия Астрахани (на примере некрополя «Старое кладбище»)/Музейная деятельность в формировании современного пространства региона. Материалы региональной научно-практической конференции 30 июня 2011 г. Астрахань, 2011.С.49-55

 

[3]Таркова Р.А., Курапов А.А. Очистим историческую память от мусора//Волга - №5 – 17 января 2014. – С.5

следом за ним планируется развивать уроки в библиотеках, театрах, на предприятиях, в парках и т.д.

 
купить планшет
сколько сейчас время