Печать

 

 

 

Содержание:

стр.

Об Общем собрании Союза музеев России

4

Повестка дня

4

О приеме новых членов в Союз музеев России

5

Об исключении из членов Союза музеев России

5

Основные направления деятельности Союза музеев России в 2005 – 2006 гг.

6

Основные итоги и направления работы Союза музеев России

в период с июня 2005 г. по май 2006 г.

7

Доклад Ревизионной комиссии Союза музеев России о работе в 2005 – 2006 гг.

19

Об отчете Ревизионной комиссии Союза музеев России

24

Об итогах уплаты вступительных и членских взносов

членами Союза музеев России в 2005 - 2006 гг.

24

О размерах вступительных и членских взносов

членов Союза музеев России в 2007 г.

 

Награждение Почётными грамотами Союза музеев России

 

Обсуждение итогов работы за отчетный период  и основных направлений деятельности Союза музеев России в 2006 – 2007 гг.

27

ПОСТАНОВЛЕНИЕ «Об итогах работы Союза  музеев России в 2005- 2006 гг.

и основных направлениях работы на 2006 – 2007 гг.»

 

Резолюция

 

 

Общее собрание Союза музеев России

В соответствии с Уставом Союза музеев России и решением Президиума Общее собрание членов Союза состоялось 28 мая  2006 г. во время работы VIII-го Всероссийского фестиваля «Интермузей – 2006» во Всероссийском выставочном центре (г. Москва).

В работе Общего собрания приняли участие 174 члена Союза, что составляет 56,3 % от общего числа членов Союза.

На Общем собрании присутствовали представители 22 ассоциированных членов       Союза музеев России.

В работе Общего собрания приняли участие:

А.С. Колупаева

начальник Управления по сохранению культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии

В качестве приглашенных на Общем собрании присутствовали:

Из Кыргизской республики:

Ж.М. Момункулов – директор Национального музея Кыргызской Республики

А.К. Алымова – руководитель фонда поддержски музейных инициатив

От Ассоциации музейных работников и друзей музеев Армении:

Аршак Манукян – директор «Дома-музея С.Д.Меркурова»

Сона Арутюнян – директор «Музея городского зодчества и быта г. Гюмри»

Г. Орбелян – сотрудник музея г. Еревана

Для ведения Общего собрания был выбран рабочий Президиум в составе:

М.Б. Пиотровский

Президент СМР, директор Государственного Эрмитажа

А.И. Аксенова

генеральный директор Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

Т.Г. Шумная

директор Государственного центрального музея

современной истории России

Были избраны рабочие органы Общего собрания:

Секретариат Общего собрания:

Л.К. Александрова

Исполнительный директорСоюза музеев России

А.А. Горбенко

директор Азовского историко-археологического музея-заповедника

В.В. Титова

директор Орловского краеведческого музея

Редакционная комиссия Общего собрания:

М.Б. Пиотровский

Президент СМР, директор Государственного Эрмитажа

Е.А. Богатырев

директор Государственного музея А.С. Пушкина

Т.С. Куюкина

директор Тверской картинной галереи

 

Повестка дня

  1.               I.      О приеме новых членов и исключении членов Союза музеев России.

В.М. Грусман

член Президиума Союза музеев России, ответственный по приему новых членов, директор Российского этнографического музея

  1.            II.       «Куда идут музеи …»

М.Б. Пиотровский

Президент СМР, директор Государственного Эрмитажа

  1.          III.      Доклад Ревизионной комиссии Союза музеев России о работе в 2005-2006 гг.

А.И. Кузьмин

председатель Ревизионной комиссии Союза музеев России,

директор Государственного мемориального музея А.В. Суворова

  1.          IV.      Обсуждение итогов работы и основных направлений деятельности Союза музеев России   в 2006 – 2007 гг.
  2.            V.      Награждение Почётными грамотами Союза музеев России.
  3.          VI.      Принятие решений и постановлений Общего собрания.
  4.       VII.       Разное.

 

 I. О приеме новых членов и исключении из реестра Союза музеев России.

В.М. Грусман

член Президиума Союза музеев России, ответственный по приему новых членов, директор Российского этнографического музея

1.1. На имя Президента Союза музеев России поступили заявления о приёме в Союз музеев России от ряда музеев. Президиум на своем заседании рассмотрел данный вопрос и  выносит на рассмотрение Общего собрания проект постановления о приеме в члены и ассоциированные члены следующие музеи:

-      Государственное учреждение культуры «Музей Михаила Тимофеевича Калашникова»

-      Областное государственное учреждение культуры «Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки»

-      Федеральное государственное учреждение «Государственный центр фотографии»

-      Государственное учреждение «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского»

-      Геологический музей Читинского государственного университета

-      Музей истории милиции Культурного центра ГУВД г. Москвы

Общее собрание единогласно приняло следующее постановление:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«О приеме новых членов в Союз музеев России»

Заслушав представление Президиума «О приеме новых членов в Союз музеев России»,  Общее собрание постановляет:

1)      Утвердить решение Президиума (протокол № 2??? от 27.05.06.) о приёме в члены Союза музеев России нижеупомянутые учреждения и внести их в реестр членов Союза музеев России под следующими номерами:

Регион

Название учреждения

№№

в реестре

Республика Удмуртия

Государственное учреждение культуры

«Музей Михаила Тимофеевича Калашникова»

180338

Курская область

Областное государственное учреждение культуры «Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки»

460339

г. Санкт-Петербург

Федеральное государственное учреждение

«Государственный центр фотографии»

780340

Ямало-Ненецкий автономный округ

Государственное учреждение «Ямало-Ненецкий окружной

музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского»

890341

 

2)      Утвердить решение Президиума (протокол № 2??? от 27.05.06.) о приёме в ассоциированные члены Союза музеев России следующих музеев:

Регион

Название учреждения

Читинская область

Геологический музей Читинского государственного университета

г. Москва

Музей истории милиции Культурного центра ГУВД г. Москвы

1.2. В связи с реорганизацией следующих музеев Общее собрание единогласно приняло следующее постановление:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«Об исключении из членов Союза музеев России»

Заслушав представление Президиума Союза музеев России и с учетом п.п. 3, 3.6. и 7.6.8.  Устава Союза музеев России,  Общее собрание постановляет:

  1. Утвердить решение Президиума (протокол № 5??? от 27.05.06.) об исключении из членов СМР нижеупомянутые учреждения в связи с изменением их организационно-правового статуса:

Регион

Название учреждения

№№

в реестре

Костромская область

Государственное учреждение культуры «Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»

440095

Пензенская область

Государственное учреждение культуры

«Музей сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда»

580140

       
  1. Исключить из реестра членов Союза музеев России №№ 440095 и 580140
  2. Поручить Президиуму выяснить состояние музейной коллекции, хранившейся в музее сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда

 

II. «Куда идут музеи …»

Основные направления деятельности Союза музеев России в 2005 – 2006 гг.

М.Б. Пиотровский – Президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа

(тезисы выступления)

 «Основные итоги и направления работы Союза музеев России в период с июня 2005 г. по май 2006 г.»

Доклад Исполнительного директора Союза музеев России Л.К. Александровой

(был представлен в письменном виде участникам собрания)

Количественный состав членов Союза музеев России.

На 25 мая 2006 года членами Союза музеев России в соответствии с реестром является  329 музеев и музейных организации, ассоциированных членов – 53, представляющих 71 субъект федерации. 

Так, в частности:

Субъект федерации

Всего

Члены Союза

Ассоциированные члены

Санкт-Петербург

46

39

7

Москва

37

34

3

Ленинградская область

20

2

18

Московская область

18

16

2

Ростовская область

16

16

?

Республика Татарстан

12

6

6

Свердловская область

10

9

1

Ярославская область

9

9

?

Саратовская область

8

8

?

Архангельская область

7

7

?

Краснодарский край

7

6

1

Приморский край

7

3

4

Тульская область

7

7

?

Республика Бурятия

6

5

1

 

  1. 1.       Организационная работа

1.1.     Заседания Президиума проходили в соответствии с Уставом,  Регламентом и  планом работы. За  отчетный период заседания Президиума состоялись:

  • ноябрь 2005 г. –  в г. Москве  в зале заседаний  Федерального агентства по культуре и кинематографии
  • декабрь 2005 г. – в Ставропольском государственном краеведческом музее             им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (директор Н.А. Охонько)
  • март 2006 г. – в Оренбургском областном краеведческом музее (директор               Н.А. Еремина)
  • май 2006 г. – в Государственном музее искусства народов Востока (директор          А.В. Седов)
  • декабрь 2005 г. – в Красноярском краевом краеведческом музее (директор             В.М. Ярошевская) прошла рабочая встреча членов Президиума и Совета представителей Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

1.2.     Заседания Президиума проходили в расширенном формате с участием членов Ревизионной комиссии и Совета представителей соответствующих федеральных округов. Это позволило обеспечить возможность широкой дискуссии при обсуждении и принятии решений по проблемам развития музеев и деятельности Союза членами Союза из различных регионов.

Расширенные заседания Президиума проводились с участием представителей законодательных и исполнительных федеральных органов  власти,  субъектов федерации,  представителей общественных организаций.

В рамках выездных заседаний Президиума в Ставропольском крае и Оренбургской области прошли встречи членов Президиума и руководителей субъектов федерации с представителями учреждений культуры, музейной общественностью, где обсуждались актуальны вопросы сохранения культурно-исторического наследия, перспективы развития отрасли.

Информация о выносимых на обсуждение на заседаниях Президиума вопросах и принимаемых решениях регулярно доводилась до сведения членов Союза музеев России.

  1. 2.       Участие в обсуждении законодательных и нормативных документов по музейной деятельности.

2.1.     Представители Союза музеев России приняли участие в работе круглого стол «Реформа в сфере культуры: последствия для культурной жизни страны»., который состоялся 11 ноября 2005 г. в г. Москве. Организаторами выступили журнал «Культура: экономика, управление, право» издательской группы «Юрист» Российского Союза Юристов и Государственный институт инновационных программ квалификации и переподготовки работников культуры «Интерстудио». Целью проведения круглого стола был анализ сложившегося состояния российской культуры в связи с проведенной комплексной реформой нормативно-правовой базы государственного и муниципального финансирования бюджетной сферы, оценка новых отношений между публичной властью, культурными организациями и пользователями культуры, а также выработка рекомендаций по успешной адаптации форм и технологий социокультурной сферы в рыночных условиях.

На обсуждение участников круглого стола выносились следующие вопросы:

-      Изменения законодательства (правовой базы культуры), анализ и прогнозы.

-      Новые организационно-правовые формы: последствия для организаций культуры.

-      Проблемы развития культуры в контексте проводимой административной реформы и реформы местного самоуправления.

-      Модели существования организаций культуры в новых финансово-экономических условиях.

2.2.     . Комитет по делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания 28 ноября 2005 г провел парламентские слушания на тему: «О совершенствовании законодательства в области государственной поддержки военно-исторических музеев и повышения их роли в патриотическом воспитании граждан РФ». Парламентские слушания проходили в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Участники парламентских слушаний на тему "О совершенствовании законодательства в области государственной поддержки военно-исторических музеев и повышения их роли в патриотическом воспитании граждан РФ" – депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и общественных объединений, обсудив широкий круг вопросов, связанных с работой военно-исторических музее по патриотическому воспитанию граждан РФ, отмечают ее исключительную важность и актуальность.

Участники слушаний отмечали, что за последние годы проведена значительная многоплановая организационная и содержательная работа по становлению системы патриотического воспитания в Российской Федерации. Согласно концепции Патриотического воспитания в этой системе музеи страны, в т.ч. военно-исторические, занимают важное место.

Многие конкретные мероприятия музеев включены в Программы Патриотического воспитания на 2001-2005 гг. и на 2006-2010 гг.

В рамках парламентских слушаний выступили директора музеев различных регионов. В своих выступлениях наряду с  достижениями, которыми музеи вправе могут гордиться, они отмечали те наиболее острые проблемы, которые существенно тормозят развитие музейного дела в нашей стране.

  1. 3.       В отчетный период Союз музеев России в соответствии с Постановлением Общего собрания  2005 г. и решениями Президиума сосредоточил свои усилия на следующих проблемах:

3.1.     Культура не вошла в число национальных приоритетов, провозглашенных  Президентом Российской Федерации на 2006 г.

На заседании Президиума Союза 24. ноября 2005 г. участники совещания  высказали серьезную озабоченность,  в связи с тем, что реальные последствия  этого для  музеев сказались уже  при формировании бюджетов на следующий год, при  определении  приоритетных направлений деятельности  в субъектах федерации.

В соответствии с решением Президиума в адрес Президента Российской Федерации было направлено письмо М.Б. Пиотровским президентом Союза музеев России, директором Государственного Эрмитажа, где, в частности, говорилось:

Сегодня культура исключена из числа национальных приоритетов.

В условиях, когда в самые сложные годы становления Новой России государство неизменно уделяло повышенное внимание к проблемам культуры, ее сохранению и развитию, перемещение проблем культуры на периферию государственных интересов представляется нелогичным и чрезвычайно опасным.

Нас не может не беспокоить, что уже сегодня, всего через 1,5 года после начала административной реформы, разрушительные тенденции захватывают именно учреждения культуры независимо от того,  к какому уровню ведения они относятся.

Вряд ли массовая передача музеев в ведение муниципальных поселений, ведущее к их неизбежному закрытию, может быть расценено как выполнение этой конституционной обязанности.

Музеи России – одно из ключевых звеньев в формировании цивилизованного общества, приверженного идеалам демократии и прогресса, поскольку именно музеи хранят и передают следующим поколениям историческую память нации, формируют у граждан осознанное чувство любви к Отечеству и гордости за него.

Мы надеемся, уважаемый Владимир Владимирович, что Вы, как гарант Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательная власть страны восстановите культуру в числе национальных приоритетов, что позволит обеспечить финансовые, правовые и политические основы сохранения культурного наследия нашей великой Родины

3.2.     С 1 января 2006 года вступили в силу Главы 30 и 31 Налогового Кодекса Российской Федерации, лишающие музеи льгот по налогу на имущество и налогу на землю, что в реальности представляют серьезную угрозу музеев, и музеев-заповедников.

На парламентских слушаниях были переданы в  Государственную Думу от Союза музеев России следующие предложения о внесении поправок в Налоговый Кодекс Российской Федерации:

Отмена льгот по налогообложению на земельные участки, в частности, для учреждений культуры имеет очень серьезные последствия.  Сегодня  музеи,  музеи-заповедники, военно-исторические музеи – поля ратной славы расположены на землях, которые являются необъемлемой частью нашего исторического прошлого. Кадастровая стоимость этих земель,  которые уже давно привлекают застройщиков, является одной из самых высоких и, следовательно,  налоговые  ставки будут высоки, они исчисляются миллионами рублей.

Предлагается в ст. 395 Налогового Кодекса  ввести формулировку, которая бы обеспечила налоговую льготу для государственных архивов, библиотек, музеев – в отношении земельных участков, занимаемых их зданиями и сооружениями, а также в отношении земельных участков, закрепленных за государственными музеями.

Музейный фонд Российской Федерации на 99% является государственной собственностью.  Его сохранение, изучение и представление является  заботой государства. Но при этом учреждения, обеспечивающие хранящие Музейного фонда в налоге на имущество приравниваются к коммерческим организациям.

Предлагается ввести в ст. 374 Налогового Кодекса  правку и изъять из объектов налогообложения «имущество, принадлежащее на праве оперативного управления учреждениями, осуществляющим хранение Музейного, Архивного и библиотечных фондов».

3.3.     Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», не предусматривал на различных уровнях местного самоуправления  создание и поддержку муниципальных музеев.

Эта проблема обсуждалась на ежегодном Общем собрании в июне 2005 г., на заседаниях Президиума в ноябре и Ставрополе в декабре 2005 г. Соответствующие письма с обоснованием необходимости внесения изменений в 131-ФЗ были направлены в Государственную Думу, в Администрацию Президента.

Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ  в ст.14 15, 16 и  50 .  Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» были внесены поправки, в результате чего муниципальные образования вернули себе право создавать, содержать и развивать муниципальные музеи.

3.4.     С 1 января 2006 года вступил в силу  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», где игнорируется специфика деятельности музеев, как хранителей национального наследия страны.

Анализ последствий применения этого закона, в частности, для музеев был дан в письмах, направленных директорами музеев Г.Г. Григоряном, Н.Н. Грамолиной, В.П. Гриценко, В.В. Знаменовым, Н.И. Левиным,  В.И. Толстым, А.И. Шкурко, Т.Г. Шумной  Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Государственной Думы РФ.

В частности, в аналитической записке составленной специалистами юридической фирмы Алиби указывалось, что:

«При анализе Закона выявлены его существенные недостатки, которые могут самым серьёзным образом осложнить работу музеев, театров и иных учреждений сферы культуры.

1. Закон (ст.28 и др.) предусматривает основные критерии оценки заявок на участие в конкурсе - качество и цена товаров (работ, услуг).

Однако в отношении услуг проверка их качества невозможна, поскольку Закон в ч.б ст.28 прямо запрещает анализ опыта и продолжительности работы организации, квалификации её специалистов и т.д., равно как и запрещает ведение любых переговоров с потенциальными партнёрами, в т.ч. с целью проверки качества их услуг (п.6 ст.20, п.6 ст.32, п.4 ст.46).

Закон запрещает проверять репутацию участников иначе, чем по критериям наличия у них регистрации в качестве предпринимателя или юрлица, отсутствия задолженности по налогам и невнесения в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая, что недобросовестные поставщики могут специально создавать новую организацию-однодневку для участия в конкурсе, а также с учётом оснований включения в этот реестр (судебное расторжение контракта занарушение поставщиком его условий или уклонение поставщика от заключения контракта), и при том, чтоданного реестра в настоящее время вообще не имеется и вряд ли он появится в полноценном виде в ближайшие годы, ситуация становится откровенно абсурдной – Закон декларирует, что одним из критериев отбора кандидатов является качество их услуг, но в то же время возможность хоть какой-либо его проверки тем же Законом полностью заблокирована.

Это приводит к тому, что единственным критерием оценки заявок на оказание услуг является только их наименьшая цена.

Однако в музеях зачастую заключаются контракты на обслуживание уникальных предметов искусства, что требует особой ответственности при выборе контрагентов, и экспонаты, имеющие значительную историко-культурную и экономическую ценность, могут быть доверены лишь проверенным и хорошо зарекомендовавшим себя партнёрам.

По новому же Закону получается, что если претенденты имеют регистрацию, не состоят в реестре недобросовестных поставщиков и письменно пообещали высокое качество услуг, то музей обязан заключить с ними договор, вплоть до судебного принуждения (ст.448 ГК РФ).

Такая ситуация недопустима ведь размещение заказа на выполнение, например, реставрационных работ, должно предполагать привлечение только подрядчиков, уже заслуживших доверие в музейных кругах и неоднократно доказавших высокий уровень своих услуг на практике, в то время как новый Закон фактически обязывает музей заключить контракт с фирмой, никому не известной и вообще выполняющей подобные работы впервые, зато на словах гарантировавшей качество и предложившей наименьшую цену.

То же касается закупки специального музейного оборудования - в отличие от приобретения, например, тушёнки для воинской части, когда достаточно её простого соответствия ГОСТу, здесь требуется сугубо индивидуальный подход,  вплоть до предварительной установки оборудования…

В случае передачи Правительством РФ полномочий по проведению конкурсов от учреждений к упомянутой в п.2 ст.4 Закона специализированной организации, особенно если она ещё и примет на себя торги разнопрофильных учреждений (образования, здравоохранения, правопорядка и т.д.), возникают серьёзные опасения, что сколь-либо действенные рычаги контроля за адекватностью выбора контрагента в такой деликатной сфере, как культура, будут окончательно утрачены.

2.  Максимальная сумма, по которой Законом допускается заключение контракта без конкурса, составляет 60000 руб.

На практике это подразумевает заключение по конкурсу 90% всех договоров, что вряд ли подразумевалось разработчиками Закона, поскольку проведение конкурсов со всеми сопряжёнными с ними временными и финансовыми затратами представляется оправданным только при размещении действительно крупных заказов (10-15% всех договоров).

Какого-либо дополнительного финансирования на обеспечение процедур конкурсов в сметах учреждений культуры не предусмотрено.

Себестоимость же организации торгов (как в денежном выражении, так и во временном и организационном) будет сопоставима с суммой 60000 руб., что как раз и является неэффективным использованием бюджетных средств, особенно при цене самого договора в пределах от 60 до 100 тыс. руб. - это просто повлечёт их двукратную оплату!

Кроме того, лимит 60000 руб. был установлен Центробанком 14.11.2001г. как предельная сумма расчётов наличными между юрлицами, и в настоящее время это ограничение явно устарело и вообще, и в отношении торгов в частности.

Подобное ужесточение процедуры конкурсов действительно имело бы смысл при повышении ценовой границы до 300-500 тыс. руб., но уж никак не снижения её более чем в 3 раза, вплоть до парализации работы учреждений.

Данный вопрос рассматривался на расширенном заседании рабочей группы Совета по культуре при Президенте Российской Федерации под председательством М.Б. Пиотровского, советника Президента Российской Федерации Ю.К. Лаптева, с участием председателя Комитета по культуре Государственной Думы И.Д. Кобзона, министра культуры и массовых коммуникаций С.А. Соколова, представителей творческой интеллигенции.  Участники заседания единодушно ставили вопрос о необходимости разработки дополнений и изменений, которые бы учитывали специфику такой сферы, как культура при применении Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».    

В настоящий момент подготовлены поправки в закон,  и они находятся на рассмотрении в Государственной Думе, в части касающейся ст.55, которая предусматривает возможность «осуществлять размещение заказов у единственного поставщика на создание и использование произведений литературы и искусства, в том числе аудиовизуальных произведений, а также на исполнение произведений литературы и искусства» .

Однако принятие этих поправок снимает только небольшую часть проблем, с которыми сталкиваются музеи при осуществлении своей деятельности.

3.5.     В апреле 2006 г. в Государственную Думу внесен законопроект «Об автономных учреждениях»  и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений.

Союз музеев России активно, на протяжении последних 1,5 лет был включен в процесс работы над данным законопроектом. Представители Союза проводили консультации с разработчиками законопроектов в Министерстве экономического развития и торговли, участвовали в рабочих группах, сформированных Советом по культуре при Президенте Российской Федерации, Комитетом по культуре Государственной Думы. Юристами Союза музеев России и Государственного Эрмитажа были представлены подробные аналитические записки, замечания и предложения, с учетом существующего законодательства и  специфики деятельности музеев в Российской Федерации.

Приложение 1

Аналитическая записка по законопроектам о автономных учреждениях и

внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации

Определенная часть замечаний и предложений, внесенных в ходе обсуждения законопроектов, учтена и нашла отражение в текстах законопроектов.

Вместе с тем, в законопроектах сохранены отдельные положения, не в полной мере соответствующие действующему законодательству РФ, а также положения, создающие принципиальные затруднения для их практического применения в случае принятия законов без корректировки предлагаемых законопроектов.

Приводимые оценки и примеры излагаются прежде всего с точки зрения применения рассматриваемых законопроектов к деятельности государственных и муниципальных музеев в Российской Федерации.

1. Принятие законопроектов в существующей редакции приведет к существенным проблемам в фактическом бюджетном финансировании автономных учреждений через предоставление бюджетных субсидий и субвенций.

Отказ от учета обоснованных замечаний Союза музеев России приведет к тому, что в соответствии с законопроектом «Об автономных учреждениях» бюджетные средства (субсидии, субвенции, неналоговые доходы бюджета в форме доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности) не будут предоставляться органами, исполняющими соответствующий бюджет, в связи с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ.

Это касается прежде всего неопределенности с формированием и условиями задания учредителя, и такой же неопределенностью с порядком и условиями предоставления субсидий и субвенций из соответствующего бюджета.

2. В соответствии с пунктами 8 и 9 ст. 5 законопроекта «Об автономных учреждениях» для созданного путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения автономного учреждения вводится правопреемство в отношении лицензий, свидетельств об аккредитации, обязательств изменяемого государственного (муниципального) учреждения.

Однако, при реорганизации юридического лица в форме преобразования, согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ, к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Проект закона об автономных учреждения не предусматривает какой-либо формы правопреемства между существовавшим государственным (муниципальным) учреждением и вновь создаваемым автономным учреждением, передаточного акта.

Остаются неразрешенными вопросы о правопреемстве автономного учреждения по всем обязательствам существовавшего государственного (муниципального) учреждения и обязательств перед ним в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Таким образом, нарушаются законные права и интересы, как кредиторов, так и самого создаваемого автономного учреждения.

Созданные в соответствии с положениями законопроекта «Об автономных учреждениях» автономные учреждения вынуждены будут заново вступать в различные российские и международные союзы и ассоциации, утратят места в руководящих органах таких организаций.

В соответствии с законодательством РФ существующие государственные учреждения обладают исключительными имущественными авторскими правами на созданные их сотрудниками произведения (авторское право на служебные произведения – ст. 14 Закона РФ от 09.07.1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» в редакции 20.07.2004 г.).

Применение указанного права, как и в целом авторского права, использование прав учреждений на патенты, товарные знаки и т.п. может стать (и с высокой вероятностью станет) предметом судебных споров.

3.  П. 3 ст. 5 законопроекта «Об автономных учреждениях» определено, что основным условием для принятия решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения является отсутствие нарушения принимаемым решением предусмотренных законом прав граждан, в том числе права на участие в культурной жизни.

Законопроект неправомерно ограничивает предусмотренное п. 2 ст. 44 Конституции РФ «право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступк культурным ценностям» только правом на участие в культурной жизни.

Какой-либо механизм и критерии проверки (экспертизы) проекта такого решения на отсутствие нарушений прав граждан законопроектом не предусмотрен. По смыслу формулировок законопроекта такая проверка будет проводиться (или должна проводиться) самим органом, принимающим решение об изменении типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

То есть сотрудники органов государственной власти, подготовившие соответствующее решение, сами будут оценивать его применимость с точки зрения нарушения прав граждан, что вызывает серьезные сомнения в объективности подобных оценок с учетом того, что последствия принятия законопроектов в предлагаемых редакциях затронут именно конституционное право граждан на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

4.  Как следует из текста п. 5 и п. 7 ст. 5 законопроекта «Об автономных учреждениях», никаких обязательств по передаче создаваемому автономному учреждению всего имущества, находившегося в оперативном управлении у существовавшего государственного (муниципального) учреждения законопроект не содержит.

П. 8 ст. 5 оговаривает лишь, что имущество, передаваемое в оперативное управление автономному учреждению, должно обеспечивать ему возможность нести ответственность по обязательствам и осуществлять предусмотренную уставом деятельность.

При этом возможность наделения автономного учреждения только частью имущества, закрепленного за существовавшим государственным (муниципальным) учреждением, ничем не ограничена.

В данном случае не соблюдается ограничение, введенное п. 2 ст. 296 ГК РФ: «Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению».

Таким образом, возникает прямая угроза масштабного изъятия имущества, и прежде всего недвижимого, у государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги (работы) в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

5. Законопроект «Об автономных учреждениях»  оставляет неотрегулированным и вопрос о наделении имуществом, являющимся собственностью как федеральной, так и субъекта федерации.

Согласно ст. 6 законопроекта учредитель автономного учреждения определяется собственностью на имущество, которым наделяется автономное учреждение. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

В связи с тем, что по действующему законодательству объекты культурного наследия, памятники истории и культуры федерального (общероссийского) значения отнесены к федеральной собственности, а исторически многие (а в ряде регионов - фактически большинство) государственных (муниципальных) музеев, учрежденных субъектами федерации и органами местного самоуправления, расположены в зданиях – памятниках федерального значения, возникает правовая коллизия, в результате которой под вопросом окажется дальнейшая судьба многих государственных и муниципальных музеев.

(в аналитической записке после п. 5 идёт п. 10, так надо???)

10. С 01 января 2006 г.согласно Федеральному законуот 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ утратил силу пункт 7 статьи 381 Налогового кодекса РФ (освобождаются от налогообложения налогом на имущество «организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения»).

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов федерации. В большинстве субъектов РФ освобождение от налога на имущество объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения не предусмотрено, но такое освобождение установлено для бюджетных организаций как государственных, так и муниципальных.

С преобразованием их в автономные учреждения они, по сути, автоматически становятся плательщиками налога на имущество движимое и недвижимое (основные средства). На вновь созданные автономные учреждения, таким образом, будет с момента создания возложено существенное, а для многих непосильное дополнительное налоговое бремя.

11. Главой 31 Налогового кодекса РФ установлен земельный налог. Согласно ст. 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

По мере принятия законов Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующих решений муниципальных образований земельный налог в соответствии с главой 31 НК РФ вводится в действие. Его введение для многих регионов уже в 2006 году может привести к катастрофическому ухудшению финансово-экономического положения государственных и муниципальных организаций социально-культурной сферы.

Что же в этом случае произойдет с государственным или муниципальным музеем при его преобразовании в автономное учреждение? Вопрос риторический. Все существование (даже не развитие) такого музея будет определяться выделенной из соответствующего бюджета суммой, а в отдельных случаях для выплаты земельного налога средства вынужден будет предоставлять соответствующий бюджет.

В чем же тогда смысл преобразования государственного (муниципального) учреждения в автономное?

12. Рассмотренные положения законопроектов «Об автономных учреждениях», «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений» содержат противоречия с действующим законодательством РФ.

Рассмотренные статьи законопроектов допускают их произвольное и неоднозначное толкование, что приведет к значительному числу конфликтных ситуаций между учредителями и созданными ими учреждениями, необходимости разрешения возникших споров в суде.

В отношении государственных и муниципальных музеев РФ принятие рассматриваемых двух законопроектов ведет практически к существенным искажениям и изменениям правового поля, установленного действующим законодательством РФ, не создавая какого-либо иного, применимого правового поля, и необоснованно ставит российские музеи в чрезвычайно сложное, если не критическое, правовое и финансовое положение. Указанные изменения и искажения затронут как те музеи, которые будут зарегистрированы как автономные учреждения, так и те, которые приобретут новый статус бюджетных учреждений.

Тем самым, при принятии рассматриваемых законопроектов, государственные и муниципальные музеи будут поставлены в условия, когда не только финансово-хозяйственная деятельность, но и основная деятельность музеев, для которой они созданы, будет серьезно и неоправданно затруднена.

Необходимость изменения существующего законодательства, приведения его в соответствие с требованиями времени существует. Ни одна организация культуры не будет возражать против расширения ее самостоятельности в решении поставленных задач.

Возражения и обоснованные сомнения, вопросы вызывают те формы, в которые пытаются отлить эту самостоятельность авторы законопроектов.

«Нужно определить приоритеты и на них сосредоточить усилия».  Этот внешне логичный лозунг, к сожалению, по первым шагам по его реализации в отношении сферы культуры напоминает приснопамятную борьбу с неперспективными деревнями и т.п.

При обсуждении последствий для организаций культуры внесенных изменений в налоговое законодательство, подготовленного пакета законопроектов об автономных учреждениях, об изменениях бюджетного законодательства четко обозначилась важнейшая проблема.

При том, что для абсолютного большинства организаций культуры основным источником финансирования являются соответствующие бюджеты, именно вопросы бюджетного финансирования остаются самыми неопределенными и негарантированными при проведении изменений законодательства.

Выдвинутый в качестве основополагающего принципа реформирования бюджетной сферы принцип: нацеленность бюджетного финансирования на конкретный социальный результат, по сути неприменим.

По-прежнему нет внятного ответа на вопрос, как будет определяться пресловутый социальный результат, по каким критериям, как и кем он будет оцениваться.

3.6.     Вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.08.2005.

Пунктом 14 части 1 ст. 4 определено, что «объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества: объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения».

В настоящий момент соответствующие министерства, в том числе и Министерство культуры и массовых коммуникаций, должны внести предложения в  проекты актов Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядок передачи в концессию, учреждений культуры.

Союз музеев России направил в Министерство культуры и массовых коммуникаций письмо, где изложил свою позицию о невозможности включения недвижимого имущества  музеев и библиотек в объекты концессионного соглашения.

3.7.     Новая концепция Бюджетного Кодекса Российской Федерации, подготовленная Министерством финансов Российской Федерации, внесена в нулевой чтении в Государственную Думу.

Принятие этого закона грозит музеям изъятием всех средств, заработанных от собственной деятельности (это в среднем четверть всех доходов музея), что не только приведет к радикальному ухудшению материального положения и музейных работников и самих учреждений, но и сделает практически невозможным внедрение новых форм музейной деятельности.

Ввиду того, что данный документ внесен только неделю назад необходимо провести его тщательный анализ и сформулировать поправки и предложения, которые будут  необходимыми для обеспечения деятельности учреждений, хранящих культурно-исторические наследие страны.

3.8.     В настоящий момент разрабатывается проект закона «О саморегулируемых организациях», который тоже может затронуть интересы музеев.

В рабочей группе, сформированной Министерством культуры и массовых коммуникаций, принимают участие представители Союза музеев России – генеральный директор Политехнического музея Г.Г. Григорян и директор Государственного музея современной истории России Т.Г. Шумная.

Накануне Международного дня музеев 18 мая 2006 года Президент Союза музеев России,  директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский и Президент Российского комитета Международного Совета музеев, директор Государственного музея Л.Н. Толстого В.Б. Ремизов направили  Председателю Совета Федерации С.М. Миронову,  Председателю Государственной Думы Б.В. Грызлову,  Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.С. Собянину  следующее обращение:

Сохранение культурно-исторического наследия – национальный приоритет России

Сегодня, когда динамично развивается демократическое общество, меняется восприятие обществом культурных ценностей и влияние государства на эти процессы.

Однако в настоящий момент ряд законодательных и нормотворческих инициатив  ведут к уничтожению ткани национальной культуры, а не к созданию компенсирующих механизмов для ее сохранения и развития. 

Уже представляется не случайным, а вполне закономерным, распространение понятий «товары» и «услуги» на сферу культуры.

Различные барьеры, возникающие при взаимодействии федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, распространяющиеся на сферу культуры, становятся для нее губительными.

Это приводит к невозможности сохранения уникальных недвижимых памятников истории, архитектуры, археологии, музейных образований как достояния всего общества.

Фактическое  сокращение социальных  расходов бюджета становится реальной угрозой  уничтожения уникальной российской культуры. При этом забывается, что музей не просто оказывает «услуги» населению, а сохраняет, изучает и делает доступным  для всех  бесценные сокровища национальной и мировой культуры, являющиеся собственностью государства, а, следовательно, и всего общества. Это самая главная и дорогая «услуга» и по  меньшей мере странно, а правильнее сказать, безнравственно планомерно экономить на этом.

Закон требует проведения торгов на все работы, услуги,  включая и те, что связаны со спецификой музейной деятельности, например, с научной реставрацией и обеспечением безопасности музейных предметов и коллекций. Выполнять их будет не тот, кто является надежным и профессиональным партнером, а тот, кто пообещает сделать дешевле.

Всякий, кто понимает какие бесценные сокровища хранят музеи, понимает и другое -  к каким последствиям это может привести. 

Мы очень боимся, что постепенно создаются возможности распродавать и приватизировать Музейный фонд Российской Федерации, здания – памятники истории культуры, в которых находится большая часть музеев нашей страны.

Культурное наследие России, которое собирают, хранят и делают  достоянием общества музеи, – это сегодня то, что позволяет нашей стране оставаться великой державой, наследницей непреходящих культурных и духовных ценностей, это то, что является залогом поступательного развития нашего общества, гарантией непрерывности цивилизационных национальных процессов на всей территории нашего Отечества.

История  уготовила России особую роль – соединять миры и цивилизации, давать новые импульсы для развития и прогресса, вносить в культурное и социальное развитие европейского и мирового  сообщества начала высокого уровня духовности, толерантности и открытости по отношению к другим цивилизациям и культурам.

Соединить сегодня культуру  в России  с понятием «отрасль» и пытаться управлять ею на основе принципов, используемых в угольной или  металлургической промышленности, -  наивно и вредно.

Культура – очень хрупкий организм и разрушения в нем носят фатальный, необратимый характер.  Мы говорим о том, что процессы, происходящие сегодня,  ведут к   разрушению  российской культуры,  и  результаты этого разрушения ни за какие деньги не могут быть восстановлены в следующий «отчетный период».

Культура во все времена спасала нашу страну, обеспечивала ее целостность и стабильность и потому заслуживает того, чтобы  сегодняшнее государство и общество озаботились ее поддержкой и защитой.

Сохранение культурно-исторического наследия должно незамедлительно и навсегда стать национальным  приоритетом России.

  1. 4.       Выдвижение на премию Правительства в области культур.

Президиум Союза музеев России принял решение выдвинуть на премию Правительства Российской Федерации Правительства Российской Федерации в области культуры за 2006 г. в сфере музейной деятельности проекта  «Сказание о земле Енисейской (новая экспозиция Красноярского краевого краеведческого музея)» и авторского коллектива в составе 5-ти человек:

Зыкова

Татьяна Васильевна

 

заместитель директора по маркетингу,

Красноярский краевой  краеведческий музей

Комарова

Тамара Семеновна

 

ведущий специалист, Красноярский краевой краеведческий музей

Макаров

Николай Поликарпович

 

заведующий отделом  археологии и этнографии, кандидат исторических наук, Красноярский краевой  краеведческий музей

Парамонова

Валентина Ивановна

 

ведущий специалист, Красноярский краевой краеведческий музей

Ярошевская

Валентина Михайловна

 

директор, руководитель авторского коллектива,

Красноярский краевой  краеведческий музей

  1. 5.       Реализация Благотворительной программы «Музей. Музыка. Дети».

Программа «Музей. Музыка. Дети», инициированная Федеральным агентством по культуре и кинематографии, разработанная и финансируемая Фондом Б. Н. Ельцина, реализуется Союзом музеев России и  региональными музеями в творческом содружестве специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея и музыкальных коллективов Москвы и других регионов России. 

Живопись и музыка относятся к ведущим видам художественно-познавательной деятельности человека. Они требуют взаимодействия его воображения, переживания, мышления, памяти и способности к общению, рождающей необходимость собственного  творчества  и желание поделиться достигнутым с другими людьми. Тем самым, объединяясь в пространстве музея, живопись и музыка способствуют не только постижению эмоционального и интеллектуального аспектов жизни человека, но и умению слышать себя и других,  что помогают насытить жизнь смыслами.

Социокультурная значимость проекта определяется ориентацией всех его составляющих на детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, что отвечает историческим традициям российского общества. Воскрешая эти традиции сегодня, организаторы проекта видят в искусстве могучее средство воспитания любви к Отечеству, толерантности, уважения к творческому потенциалу человека – качеств, необходимых для формирования полноценной личности россиянина XXI века.

Российские музеи обладают великолепными коллекциями как отечественного, так и зарубежного искусства, в которых основное место занимает живопись. Эпизодические, или в рамках специальных циклов, концерты в музейных залах не являются редкостью. Однако, чаще всего они носят формальный характер и практически не учитывают возрастную и иную специфику аудитории. Депривированные группы детей не являются постоянными участниками подобных мероприятий по целому ряду причин (удаленность от музея, отсутствие интереса у администрации образовательных учреждений, отсутствие соответствующего опыта у музеев и т. д.), Среди причин назовем и жесткую ориентированность подростков на музыкальную продукцию массового потребления.

Включение воспитанников детских домов и детей из малообеспеченных семей в постижение классического искусства требует от музейных сотрудников определенных усилий в пропедевтической подготовке аудитории к восприятию живописи и музыки в музейном пространстве. Ее содержанием должно стать постижение языковых средств живописи и музыки. Именно эта направленность поможет, в дальнейшем, организовать продуктивную работу по полихудожественному развитию  детско-юношеской аудитории.

К настоящему моменту  программы была реализована следующими музеями России:

-      Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева;

-      Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;

-      Ярославский художественный музей;

-      Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;

-      Тульский музей изобразительных искусств;

-      Калужский областной художественный музей;

-      Орловский музей изобразительных искусств;

-      Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

  1. 6.       Участие в подготовке организации VШ Всероссийского фестиваля «Интермузей-2006».

С 2002 года Союз музеев России стал одним из организаторов Всероссийского музейного фестиваля. Проведение столь представительного музейного форума позволяет расширить возможности музеев по представлению новых направлений работы, обмену опытом, профессиональному общению. Союз принял активное  участие в подготовке фестиваля.

Президиум принял решение, провести в рамках Всероссийского музейного фестиваля  конкурс для муниципальных музеев «Музей в «городе N...» на лучший музейный проект. Его приз составляет 59,0 тыс. рублей.

Союз музеев России на стенде своем стенде представил материалы по реализации благотворительного проекта «Музей. Музыка. Дети».

 

7.       Финансово-хозяйственная деятельность Союза за 2005-2006 год.

Финансово-хозяйственная деятельность Союза в 2005-2006 гг. строилась в соответствии с утвержденной Общим собранием  сметой доходов и расходов.

Смета фактических доходов и расходов Союза музеев России за  2005 год

№ 
п/п

Наименование статьи

Всего на год

тыс. руб

В том числе по кварталам

1

2

3

4

 

Остаток средств на начало года

1018,1

 

 

 

 

1.

ПОСТУПЛЕНИЯ               

 

 

 

 

 

1.1.

Вступительные взносы

10.4

 

10.4

 

 

1.2.

Членские взносы                        

904.6

56.8

163.1

95.6

589.1

1.3.

Целевые пожертвования

17.0

6.2

6.5

4.3

 

1.4.

ИТОГО ПОСТУПЛЕНИЙ          

932.0

63.0

180.0

99.9

589.1

2.

РАСХОДЫ                 

 

 

 

 

 

2.1.

Тиражирование материалов, изготовление фирменных бланков, почетных грамот

90.8

 

59.5

31.3

 

2.3.

Заработная плата     

256.1

48.9

64.4

68.4

74.4

2.4.

Отчисления в внебюджетные фонды

36.4

6.9

9.1

9.7

10.7

2.5.

Командировочные расходы

71.9

6.2

31.3

17.6

16.8

2.6.

Канцелярские, почтово-телеграфные  расходы     

31.0

6.3

11.7

5.5

7.5

2.7.

Услуги связи, в т.ч. Интернет-услуги

40.6

9.4

12.4

5.9

12.9

2.8.

Информационно-консультационные услуги

77.1

38.7

15.5

 

22.9

2.9.

Капитальные вложения (приобретение оргтехники, офисной мебели)   

71.3

21.7

34.4

9.5

5.7

2.10.

Услуги банка

23.2

3.3

9.5

5.9

4.5

2.11.

Приобретение мелкого инвентаря

6.9

4.8

 

 

2.1

2.12.

Транспортные расходы

 

 

 

 

 

2.13.

Программное обеспечение

 

 

 

 

 

2.14.

Премия СМР 

80.0

 

 

50.0

30.0

2.15.

Сбор за использование названия «Россия»

10.0

10.0

 

 

 

2.16.

Создание сайта в сети Интернет,

регистрация товарного знака

81.0

 

81.0

 

 

2.17.

Приобретение специальной литературы, подписка на периодические издания

6.2

0.4

0.7

2.5

2.5

2.18.

Создание информационных баз

32.2

 

2.3

29.9

 

2.19.

ИТОГО РАСХОДОВ

914,7

156,6

331,8

236,2

190,1

 

Остаток средств на конец года

1035,4

 

 

 

 

 

8.       Благодарность музеям.

Оказывали постоянную поддержку в осуществлении основной  и текущей деятельности, участвовали  в реализации проектов  Союза за отчетный период:

-      Государственный музей А.С. Пушкина (директор Е.А. Богатырев)

-      Государственный музей истории Санкт-Петербурга (директор Б.С. Аракчеев)

-      Государственный музей политической истории России (директор Е.Г. Артемов)

-      Государственный Эрмитаж (директор М.Б. Пиотровский)

-      Российский этнографический музей (директор В.М. Грусман)

-      Политехнический музей  (генеральный директор Г.Г. Григорян)

-      Государственный центральный музей современной истории России (директор Т.Г. Шумная)

-      Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» (зам. директора А.Н. Сысоенко)

-      Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле» (директор В.П. Гриценко)

-      Ассоциация музейных работников (президент В.Н. Толстой)

 

 

Заключение

В деятельности Исполнительной дирекции за отчетный период можно выделить несколько направлений:

-        формирование аппарата Исполнительной дирекции

-        создание базы данных и ежегодного информационного справочника Союза музеев

-        обеспечение проведения регулярных заседаний Президиума и Совета представителей

-        организация ежегодных Общих собраний членов Союза

-        обеспечение регулярной информации о принимаемых решениях руководящими органами членов Союза музеев России

-        создание и информационная поддержка сайта Союза музеев России

-        ведение бухгалтерского учета

III. Доклад Ревизионной комиссии Союза музеев России о работе в 2005– 2006гг.

А.И. Кузьмин

председатель Ревизионной комиссии Союза музеев России,

директор Государственного мемориального музея А.В. Суворова

 

Д О К Л А Д

Ревизионной комиссии Союза музеев России Общему собранию Союза 28 мая 2006 г.

Глубокоуважаемые коллеги!

Ревизионная комиссия Союза музеев России, избранная в июне прошлого года в прошедший период первоочередное внимание уделяла, как того и требует положение, финансово-хозяйственной деятельности Союза, исполнению сметы доходов и расходов, уплате членских взносов. При этом следует учесть, что в связи с принятием закона 18-ФЗ и соответствующим Постановлением Правительства  РФ изменена система существования некоммерческих организаций и бухгалтерский учет стремительно приближается к тому, который существует в бюджетной сфере. А что это за система мы все с вами прекрасно знаем.

Анализируя исполнение сметы расходов и доходов, можно сказать, что они минимизированы, благодаря совместным усилиям, музеев – членов Союза, например, Государственного Эрмитажа, Государственного музея А.С. Пушкина, Политехнического музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга,  Российского Этнографического музея, Государственного музея политической истории России, Центрального музея современной истории России, Музейного выставочного центра «РОСИЗО», музеев Ярославля, Рыбинска, Ставрополя, Оренбурга  и других.

Финансово-хозяйственная деятельность Президиума Союза, Президента и исполнительного директора в 2005 году строилась на основе утвержденной общим собранием СМР сметы доходов и расходов, которая доведена до участников данного собрания. Смета исполнена с превышением доходов над расходами. Особое внимание заслуживает то, что Союз создал сайт в интернете и уделяет должное внимание созданию информационных баз.

Президиумом Союза при разработке смет доходов и расходов и на 2006 год предусматривали только первоочередные и необходимые расходы. Но при этом из года в год образуется остаток средств, при этом, довольно большой. Конечно, можно было бы поставить вопрос о возможном финансировании определенных совместных проектов, таких как выставки, издательская деятельность, а то и об учреждении грантов. Но мы сегодня существуем в такое время, когда нет уверенности в том, что гонители культуры в Правительстве и Госдуме, не введут какие-либо налоги, платежи и прочие изыски для нашего удушения. Поэтому резервный фонд необходим.

Касаясь положения с уплатой членских взносов, то, прежде всего, следует доложить, что на 15 мая с.г. лишь 175 (или 53%) музеев из 329 членов Союза не имеют задолженности по прежним годам.

Не заплатили членских взносов в Союз за 2003 – 2005 гг. музеи:

  1. МУК «Городской историко-краеведческий музей», Краснодарский край, г. Тихорецк
  2. МУК Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Ставропольский край,    г. Кисловодск
  3. МУК «Музей истории города Мончегорска», Мурманская обл., г. Мончегорск
  4. МУК «Государственный литературно-мемориальный музей Н.А. Добролюбова»,              г. Нижний Новгород
  5. ГОУК «Аксайский военно-исторический музей», Ростовская обл., г. Аксай
  6. ГОУК Раздорский этнографический музей-заповедник, Ростовская обл., Усть-Донецкий р-н, хутор Пухляковский
  7. МКПУ «Энгельский краеведческий музей», Саратовская обл., г. Энгельс
  8. ГУК «Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина», Смоленская обл., г. Гагарин

Поэтому в период до 1 августа с.г. мы предлагаем Президиуму разослать письма – напоминания о необходимости погасить задолженности за период до 31 декабря прошлого года тем музеям, которые не сделают это до 1 июля.

Что касается уплаты взносов за текущий 2006 год, то на сегодняшний день лишь 99 музеев заплатили взносы за 2006 год.

Ревизионная комиссия информирует собрание о том, что в соответствие с решением Общего собрания 2005 г. из реестра членов Союза музеев России за неуплату членских взносов исключены следующие музеи:

  1. МУ «Олонецкий национальный музей», Республика Карелия, г. Олонец
  2. МУК «Музей изобразительных искусств», Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре
  3. МУК «Киржачский районный историко-краеведческий и художественный музей», Владимирская обл., г. Киржач
  4. ГУК Воронежский областной краеведческий музей, г. Воронеж

Ревизионная комиссия предлагает собранию на 2007 год утвердить размер членских взносов с учетом индекса дефлятора в 12%. При этом остается  в силе принцип зависимости размера взноса от количества посетителей музея.

Таким образом, таблица взносов на 2007 годы будет выглядеть следующим образом:

При посещаемости до 25 тысяч – 840 руб.

от 25 до 50 тысяч – 1 270 руб.

от 50 до 75 тысяч – 1 500 руб.

от 75 до 100 тысяч – 2 950 руб.

от 100 до 250 тысяч – 4 600 руб.

от 250 до 500 тысяч – 6 000 руб.

от 500 до 750 тысяч – 7 560 руб.

от 750 до 1000 тысяч – 14 900 руб.

свыше 1000 тысяч – 22 950 руб.

Для музеев и музейных организаций, не имеющих показатели посещаемости – 2 800 руб.

Вступительный взнос – 740 руб.         

Следует напомнить, что данные о посещаемости берутся по форме 8-НК.

У Ревизионной комиссии замечаний по финансовой деятельности руководства Союза за прошлые годы нет. Мы предлагаем смету доходов и расходов по исполнению на 31 декабря 2005 года и проект сметы на 2006 год утвердить.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«Об отчете Ревизионной комиссии Союза музеев России»

  1. Утвердить отчет Ревизионной комиссии Союза музеев России.
  2. Утвердить фактическую смету доходов и расходов Союза музеев России на 2005 год в размере:

Остаток средств на 01.01.2005 г.

Доходы на 31.12.2005 г.

Расходы на 31.12.2005 г.

Остаток средств на 01.01.2006 г.

1 018,1 руб.

932,0 руб.

914,7 руб.

1 035,4 руб.

  1. Утвердить плановую смету доходов и расходов на 2006 г.  в сумме

Принято единогласно

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«Об итогах  уплаты вступительных и членских взносов членами Союза музеев России в 2005 - 2006 гг.»

Заслушав информацию председателя Ревизионной комиссии Союза музеев России А.И. Кузьмина об итогах уплаты вступительных и членских взносов в 2005-2006 гг. членами Союза музеев России, Общее собрание отмечает, что, в целом, члены Союза в установленные сроки вносили вступительные и членские взносы за отчетный период, но ряд музеев имеют задолженности по уплате членских взносов.

В связи с вышеизложенным, Общее собрание Союза музеев России постановляет:

Уведомить членов Союза музеев России, имеющих задолжность по уплате вступительных и членских взносов, о необходимости внесения вступительного и членского взноса в размерах, установленных Постановлениями Общих собраний Союза музеев России в, 2003 - 2006 гг. в срок до 1 октября 2006.

Принято единогласно.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«О размерах вступительных и членских взносов членов Союза музеев России в 2007 гг.»

В соответствии с Положением об уплате ежегодных членских и вступительных взносов установить размер ежегодных и вступительных взносов на 2007 г., исходя из годовой посещаемости музея за 2006 год, в следующих размерах:

Количество посетителей в год

(тыс. чел.)

(на основе данных формы 8-НК)

Сумма членского

взноса (в рублях)

за 2007г.

 до       25

840

от    25    до      50

1 270

от    50    до      75

1 500

от    75    до    100

2 950

от  100    до    250

4 600

от  250    до    500

6 000

от  500    до    750

7 560

от  750    до  1000

14 900

свыше     1000

22 950

Для музеев и музейных организаций, не имеющих показателя посещаемости

2 800

Вступительный взнос

740

 

 

Принято единогласно.

 

V. Награждение Почётными грамотами Союза музеев России.

Президент Союза музеев России вручил Почётные грамоты Союза музеев России в 2006 г.

Агеева Марина Владимировна

Директор музея

МУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств», Свердловская обл., г. Нижний Тагил

Бекишева Валентина Андреевна

Реставратор

ГУК ОО «Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля», г. Омск

Будко Анатолий Андреевич

Начальник музея

Военно-медицинский музей МО РФ, г. Санкт-Петербург

Васькова Надежда Викторовна

Директор музея

ГУК «Тюменский областной музей изобразительных искусств», г. Тюмень

Габышева Ася Львовна

Генеральный директор музея

ГУ Государственный музейный художественный комплекс «Национальный Художественный музей Республики Саха (Якутия)», Республика Саха (Якутия), г. Якутск

Данилов Владимир Иванович

Старший научный сотрудник музея

ФГУК «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», г. Тула

Ельшин Сергей Вениаминович

Директор музея

ГУК «Кировский областной краеведческий музей», г. Киров

Заболотская Нина Алексеевна

Заведующая научно-методическим отделом музея

ГУК «Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник», г. Ярославль

Конарева Лариса Константиновна

Директор музея

МУ «Краеведческий музей», Челябинская область, г. Копейск

Корчагин Евгений Николаевич

Заместитель директора музея

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», г. Санкт-Петербург

Ланцман Григорий Давыдович

Заместитель директора музея

ГУК г. Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина», г. Москва

Макеева Ирина Фёдоровна

Заведующая музеем «Симбирская классическая гимназия»

ФГУК «Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина», г. Ульяновск

Мельников Александр Михайлович

Художник-реставратор

ФГУК «Государственный Русский музей», г. Санкт-Петербург

Овсюк Фёдор Васильевич

Старший научный сотрудник музея

Центральный музей Вооруженных Сил, г. Москва

Пашкова Людмила Васильевна

Заместитель генерального директора музея по научной работе

ФГУК «Саратовский государственный художественный музей имени  А.Н. Радищева», г. Саратов

Рахман Борис Михайлович

Заместитель директора музея

ФГУ «Центральный музей связи имени А.С. Попова», г. Санкт-Петербург

Руденко Гульзада Ракиповна

Директор музея

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,

Республика Татарстан, г. Елабуга

Рыбакова Марина Константиновна

Главный хранитель музея-заповедника

ФГУК «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода», Владимирская область, г. Александров

Скорикова Светлана Николаевна

Директор музея

УХ-МАО «Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева», Ханты-Мансийский автономный округ, г. Ханты-Мансийск

Соболевская Ольга Николаевна

Заведующая отделом музея

ФГУК «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», г. Москва

Столярова Елена Николаевна

Старший научный сотрудник музея

ФГУК «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Пензенская область, с. Лермонтово

Сурина Маргарита Ивановна

Заведующая музеем Мордовской народной культуры

ГУК «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи», Республика Мордовия, г. Саранск

Тоцкая Людмила Григорьевна

Заместитель директора музея по научной работе

ГУ «Государственный художественный музей Алтайского края», Алтайский край, г. Барнаул

Холтобина Лариса Семёновна

Заведующая военно-историческим музеем «Юные защитники Родины»

ОГУК «Курский областной краеведческий музей», г. Курск

Чиханчихина Галина Алексеевна

Заведующая сектором отдела музея

ГУК «Красноярский краевой краеведческий музей», г. Красноярск

 

 

Шолохова Светлана Михайловна

Учёный секретарь музея

ФГУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова», Ростовская область, станица Вешенская

Шумейко Наталья Михайловна

Главный хранитель музея

ГУК «Саратовский областной музей краеведения», г. Саратов

Шухалова Зинаида Сергеевна

Старший научный сотрудник музея

ЛОГУК «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник», Ленинградская область, с. Старая Ладога

IV. Обсуждение итогов работы за отчетный период  и основных направлений деятельности Союза музеев России в 2006 – 2007 гг.

В ходе обсуждения докладов Президента Союза музеев России М.Б. Пиотровского и председателя Ревизионной комиссии А.С. Кузьмина выступили:

-    В.И. Толстой, директор Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

-    А.И. Аксенова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника

-    А.К. Никонов, начальник Центрального музея Вооруженных Сил

-    Е.А. Анкудинова, директор Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника

-    Е.А. Богатырев, директор Государственного музея А.С. Пушкина

-    И.Т. Ложкина, директор музея «Сибирская береста»

-    В.М. Ярошевская, директор Красноярского краевого краеведческого музея

-    Л.Д. Котораева, директор Вологодского музея-заповедника

-    М.Н. Кузина, директор Тульского музея изобразительных искусств

-    Н.В. Шахалова, директор Государственного Литературного музея

-    В.М. Грусман, директор Российского этнографического музея

 

VI. Принятие решений и постановлений Общего собрания.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«Об итогах работы Союза музеев России в 2005- 2006 гг. и

основных направлениях работы на 2006 2007 гг.»

Рассмотрев  и обсудив основные направления деятельности Союза  музеев России в 2005-2006 гг. и  доклад Президента Союза М.Б. Пиотровского Общее собрание отмечает, что за отчетный период музеи страны продолжали динамично развиваться. В настоящее время в России насчитывается свыше 2,2 тысячи музеев, которые хранят около 80 млн. музейных предметов.

В 2005 году музеи  посетили 75 млн. человек, а это больше половины населения страны,

Около 70 тысяч сотрудников музеев России, осуществляли основную миссию Музея: сохранять, изучать и представлять  Музейный Фонд Российской Федерации.

Сегодня общая территория музеев в России – в 2 раза больше, чем территория такого европейского государства, как Люксембург.

Музеи страны организовали 32 тысячи выставок в городах России и мира, почти половина всех посетителей музеев слушала высокопрофессиональных музейных экскурсоводов и научных сотрудников, для детей и взрослых было прочитано 133 тысячи разнообразных лекций.

Консолидированный бюджет музеев России в 2005 году приблизился к 14 миллиардам рублей.

Анализируя итоги 2005 и  первой половины 2006 года, мы должны сказать, что за это время, благодаря  работе сотрудников музеев и   поддержке со стороны  различных уровней исполнительной власти, произошли значительные  музейные события в разных регионах России.

И  музеи – члены Союза музеев России играли в этих процессах ведущую роль.

Динамичность и поступательность развития музейного дела в России в последние годы не означает, что в жизни наших музеев исчезли все трудности и проблемы. К традиционным проблемам, связанным с финансированием, в 2004-2006 гг. добавились угрозы, которые несут с собой ряд новых законодательных актов, принятых или готовящихся к принятию. Союзом музеев России за отчетный период была проделана значительная работа по анализу и  выработке  предложений в законопроекты, которые непосредственно касаются развития музеев в стране. Участие в работе Парламентских слушаний, комиссий и рабочих группах  Совета по культуре при Президенте Российской Федерации, Комитета по культуре Государственной Думы, Министерства культуры и массовых коммуникаций  позволили четко обозначить и отстаивать  позицию Союза музеев России о том, что ряд действующих и разрабатываемых законодательных актов не учитывают особенностей учреждений, обеспечивающих сохранение и представление культурно-исторического наследия страны. Однако,  следует отметить, что хотя и проводилась работа по информированию общественности о достижениях и успехах музеев, их роли в развитии общества, проблемах и последствиях существования и развития музеев в формируемом правовом поле,  она является недостаточной.

Общее собрание   ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Признать работу Президиума за отчетный период удовлетворительной.

2. Считать, что проект Федерального закона «Об автономных учреждениях», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов, создает угрозу деятельности музеев в Российской Федерации и сохранности Музейного фонда Российской Федерации.

Поручить Президиуму Союза музеев России продолжить работу по внесению поправок в законопроект «Об автономных учреждениях», исключающей возможность применения его норм к существующим сегодня музеям, библиотекам, как к учреждениям, обеспечивающим хранение, изучение и создание условий для доступа граждан России к культурному и историческому наследию нашей страны.

3. Считать необходимым сохранение в новой редакции Бюджетного Кодекса норм, позволяющих музеям, библиотекам, архивам самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от приносящих доход видов деятельности, поскольку объемы финансирования деятельности музеев, архивов, библиотек из бюджетов всех уровней не покрывают и половины реальных потребностей в части сохранения, изучения музейных, архивных и библиотечных фондов страны.

Поручить Президиуму сформировать рабочую группу по анализу и подготовке предложений по внесению поправок и предложений в Бюджетный Кодекс, обеспечивающих возможность дальнейшего развития учреждений, выполняющих задачи по сохранению культурно-исторического наследия.

4. Признать, что Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»  не учитывает  специфики деятельности музеев по обеспечению безопасности  и сохранности Музейного фонда Российской Федерации.

Поручить Президиуму подготовить предложения по внесению поправок в данный закон.

5.  Отметить, что наметившаяся тенденция изъятия из публичного культурного оборота музейно-архитектурных комплексов кремлей древних русских городов и других культовых памятников общенационального значения и передачи их в пользование религиозным организациям наносит ущерб национальному культурному наследию.

Поручить Президиуму Союза музеев России обратиться к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с предложением выработать взаимоприемлемый формат совместного использования культовых сооружений, входящих в состав кремлевских комплексов, в целях соблюдения прав и интересов религиозных организаций и музеев.

6. Признать необходимым активизировать работу с органами законодательной и исполнительной власти всей уровней, со средствами массовой информации, общественными  и другими организациями по  привлечению внимания к роли  музеев в современном обществе и проблемам их развития.

Поручить Президиуму, Совету представителей  разработать систему мероприятий,  направленных на  расширение информационной  политики  Союза музеев России.

7. Поручить Президиуму организовать встречу  членов Союза музеев России с представителями Администрации Президента,  Комитета по культуре и Комитета по науке Государственной Думы для обсуждение вопросов дальнейшего развития музейных и научных учреждений в рамках реформирования бюджетной сферы.

8. Поручить членам  Президиума и Совета представителей провести встречи с депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в регионах страны и проинформировать их о позиции Союза музеев России по отдельным положениям обсуждаемых в Государственной Думе законопроектов.

9. Членам Совета представителей обсудить в регионе и представить материал в Президиум для обращения к губернатором соответствующих регионов.

10. Президиуму сформировать рабочую группу для выработке предложений по стандартам и показателям эффективности деятельности музеев, с учетом их специфики и особенностей.

11. Просить Роскульт ускорить работы по созданию электронной версии Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации  и его общедоступный версии для размещения в Интернете.

12. Отметить важность участия Союза музеев России в реализации благотворительной программы «Музей. Музыка. Дети», учитывая социальную значимость проекта и создание условий для расширения возможностей музеев-участников проекта в организации работы с детьми.

Поручить Президиуму создать условия для продолжения  работы Союза в рамках проекта.  

 

Принято единогласно.

 

 

 

 

 
купить планшет
сколько сейчас время