Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Ежегодного Общего собрания членов Союза музеев России

 

Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки

02июня 2012г.                                                                                                                        г. Москва

 

В соответствии с Уставом Союза музеев России и решением Президиума Общее собрание членов Союза состоялось 02 июня 2012 г. во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

В работе Общего собрания приняли участие 204 члена Союза (из 336), что составляет 61 % от общего числа членов Союза.

На Общем собрании присутствовали представители 8 ассоциированных членов (из 55) Союза музеев России.

В работе Общего собрания приняли участие В.И. Толстой – советник Президента Российской Федерации и К.И. Косачев – руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеств (Россотрудничество)

 

По предложению члена Президиума Союза музеев России Е.А. Анкудиновой Общее собрание поручено вести Президенту Союза музеев России М.Б. Пиотровскому – директору Государственного Эрмитажа

Выбраны рабочие органы Общего собрания:

Секретариат Общего собрания

Агеева М.В.

директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств

Александрова JI.K.

исполнительный директор Союза музеев России

Комлев Ю.Э.

директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств

Редакционная комиссия Общего собрания:

Пиотровский М.Б.

Президент СМР, генеральный директор Государственного Эрмитажа

Артемов Е.Г.

директор Государственного музея политической истории России

Куликова Г.Н.

директор Ростовского областного музея краеведениия

 

Повестка дня

  1. 1.      О внесении изменений в Реестр членов Союза музеев России, о приеме новых и исключении из членов Союза музеев России

В.М. Грусман – член Президиума Союза музеев России, ответственный по приему новых членов, директор Российского этнографического музея

  1. 2.      Основные направления работы Союза музеев России в 2011-2012 гг.

М.Б. Пиотровский Президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа

  1. 3.      Выступление Руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеств (Россотрудничество) К.И. Косачева
  2. 4.      Доклад Ревизионной комиссии Союза музеев России о работе в 2011-2012 гг.

А.И. Кузьмин председатель Ревизионной комиссии Союза музеев России, директор Государственного мемориального музея А.В. Суворова

  1. 5.      Обсуждение итогов работы и первоочередных направлений деятельности Союза музеев России в 2011-2012 гг.

Дискуссия по актуальным проблемам музейной деятельности:

-        предложения по реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

-        основные положения Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на долгосрочный период (до 2020 - 2030 годов) на основе подготовленного ранее проекта Стратегии развития музейного дела в Российской Федерации;

-        предложения по корректировке законопроекта «О культуре» с включением в него главы «Особенности правового регулирования в сфере Музейного фонда Российской Федерации и деятельности музеев в Российской Федерации».

-        предложения и дополнения по законопроекту «О Федеральной контрактной системе» по установлению особого порядка размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд в специфических для музеев видах деятельности и другие вопросы.

  1. 6.      Награждение Почетными грамотами Союза музеев России.
  2. 7.      Принятие Постановлений и Резолюции Общего собрания.
  3. 8.      Разное

 

 

 

I.

В.М. Грусман - член Президиума Союза музеев России, ответственный по приёму новых членов, директор Российского этнографического музея

1. О внесении изменений в Реестр членов Союза музеев России, о приеме новых и исключении из членов Союза музеев России.

1.1.  В связи с реализацией Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" большинство членов Союза внесло изменения в уставные документы, что требует внесение соответствующих изменений в реестр членов Союза музеев России.

В связи с этим принято следующее Постановление.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«Об изменении в реестре Союза музеев России»

Заслушав представление Президиума «Об изменений в реестре Союза музеев России», Общее собрание постановляет:

  1. Утвердить следующие изменения в реестре членов Союза музеев России в соответствии с представленным списком.
  2. Выдать свидетельство о внесении изменений в реестре членов Союза музеев России в трехмесячный срок.

Принято единогласно.

 

1.2.  О приёме новых членов Союза музеев России.

На имя Президента Союза музеев России поступили заявления о приёме в Союз музеев России от нескольких музеев. Президиум на своем заседании рассмотрел данный вопрос и выносит на рассмотрение Общего собрания проект постановления о приёме в члены Союза музеев России.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«О приёме новых членов в Союз музеев России»

Заслушав представление Президиума «О приёме новых членов в Союз музеев России», Общее собрание постановляет:

  1. Утвердить приём в члены Союза музеев России нижеупомянутые учреждения и внести их в реестр членов Союза музеев России под следующими номерами:

 

 

 

 

Регион

Название учреждения

№№

в реестре

Красноярский край

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Минусинский региональный краеведческий музей                им. Н. М. Мартьянова»

240363

Воронежская область

Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье»

360364

Липецкая область

Областное бюджетное учреждение культуры «Липецкая областная картинная галерея»

480365

Московская область

Муниципальное учреждение культуры «Музей истории города Бронницы»

500366

Тульская область

Государственное бюджетное учреждение культуры Тульской области «Музей-усадьба А. Т. Болотова «Дворяниново»

710367

г. Москва

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы «Московский государственный объединённый художествен-ный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей–заповедник»

770368

Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра

Бюджетное учреждение «Государственный художественный музей»

860369

 

  1. Утвердить приём в ассоциированные члены Союза музеев России нижеупомянутое учреждение:

 

Регион

Название учреждения

г. Санкт-Петербург

Военно-медицинский музей Военно-медицинской Академии

имени С.М. Кирова

Принято единогласно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«Об исключении из членов и ассоциированных членов Союз музеев России»

Заслушав представление Президиума Союза музеев России Общее собрание постановляет:

  1. Утвердить исключение из членов Союза музеев России в связи с реорганизацией и изменением организационно-правового статуса:

Регион

Название учреждения

№№

в реестре

Республика Бурятия

Государственная организация культуры

«Музей природы Бурятии»

030003

Республика Бурятия

Государственное учреждение культуры

«Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова»

030005

г. Санкт-Петербург

Военно-медицинский музей МО РФ

780247

Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра

Учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дом-музей народного художника СССР                     В.А. Игошева»

860304

Принято единогласно.

 

 

II.

Тезисы выступления президента Союза музеев России М.Б. Пиотровского

«Назад в будущее. Музеи как источник исторического опыта новых поколений»

(Итоги работы Союза музеев России в отчетный период и планах на следующий год)

С приходом в сознательную жизнь каждого нового поколения наших зрителей, мы обязаны в той или иной степени менять формы и подходы к общению с этими новыми, не похожими на своих родителей людьми. В сегодняшней реальности эти изменения языка и форм общения должны быть гораздо объемнее и радикальнее, чем 50 или даже 30 лет назад. Как комментировать заново «Евгения Онегина» надо каждые 15 лет, потому что следующее поколение не понимает в этом бессмертном тексте иное чем то, что не понимали их старшие братья и сестры (Ю.Лотман), так и музейные «тексты» должны переписываться с не меньшей регулярностью. Что никак не означает изменения «контента», простите за выражение, в угоду моде и новообретенным «трендам».

Невзирая на степень доброжелательности или агрессивности окружающей среды мы можем и должны делать свое дело, сохраняя великое и бесценное наследие ушедших времен и делая его доступным и понятным каждому новому поколению.

Наиболее актуальным для полноценной и эффективной деятельности музеев России в ближайшее время являются такие события в правовом регулировании нашей деятельности, как

  • Завершение переходного периода в применении федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-Ф3;
  • Предстоящий переход от норм федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» №94 от 21.07.2005 г. к Федеральной контрактной системе;
  • Разработка Государственной (долгосрочной) программы «Культура России» в числе первоочередных государственных программ;
  • Обсуждение и доработка законопроекта «О культуре в Российской Федерации» и подготовка концепции развития музеев в России.

Если первые две темы непосредственно связаны с каждодневной жизнью и функционированием музеев, усложняя или облегчая их деятельность, то две последние темы - это ключевой вопрос будущего наших учреждений. Вопрос, ответ на который определит - сможем ли мы остаться Хранителями истории и объективного знания либо подвергнемся реформе, аналогичной реформе отечественного образования, перейдя в разряд хрестоматий для ЕГЭ и облагороженного варианта ночных клубов, интернет-кафе и дискотек.

 

Первые итога реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 года № 83-Ф3

В целом, можно констатировать, что в настоящий момент реального перехода но новые условия осуществления и обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в целом, и музеев, в частности, не произошло. Обилие разнообразных документов, разработанных и принятых на всех уровнях власти, не изменили сути подходов к финансированию музеев: сумма ассигнований прошлого года без разовых добавок, умноженная на индекс инфляции. Никакой связи это «нормативное финансирование» с реальными потребностями музеев не имеет. Задача минимум состоит в том, чтобы заблаговременно предупредить попытки сократить объем субсидий в следующие годы, а задача максимум - добиться реального формирования заданий и расчета субсидий на основе нормативов затрат на оказание услуг и выполнение государственных функций.

Однако существует еще один аспект в перспективах изменения правового положения государственных и муниципальных учреждений.

В Государственной Думе находится законопроект о внесении огромного количества изменений и дополнений к Гражданскому Кодексу Российской Федерации (внесен Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым). Основная цель разработки этих поправок не связана с бюджетным сектором, однако, править так править! В результате в предлагаемом варианте первой части Гражданского Кодекса появились новеллы, которые практически полностью ревизуют те изменения в правовом статусе государственных и муниципальных учреждений, которые, собственно, введены 85-ФЗ. Наиболее радикально меняется подход к условиям распоряжения собственными доходами у бюджетных учреждений. Новая версия соответствующих статей Гражданского Кодекса предполагает, что учредитель вправе сам определять направления расходования бюджетным учреждением этих средств. Напомню, что сегодня действует норма о том, что эти средства и приобретенное на них имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения.

Надо понимать, что при сохранении в предлагаемом виде этой нормы последует полный пересмотр всего, что принято и введено на основе 83-ФЗ, а в результате разница между казенным и бюджетным учреждениями будет заключаться только в том, что в отношении бюджетного учреждения его учредитель не несет полной субсидиарной ответственности и не имеет обязательств по финансированию учреждения. Никаких дополнительных свобод взамен этого у бюджетного учреждения уже не остается.

Думаю, что нам надо в ближайшее время сформулировать свои предложения и попытаться донести их до депутатов, Президента и Правительства.

 

Переход от норм федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» №94 от 21.07.2005 г. к Федеральной контрактной системе

В начале мая 2012 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

Документ, подготовленный Минэкономразвития, регламентирует весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение контрактов и приемка контрактных результатов, мониторинг, контроль и аудит соблюдения устанавливаемых требований.

Предусмотрено расширение линейки способов осуществления закупок за счет двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений, которые должны позволить заказчикам более гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру.

Все достижения музейного сообщества по включению в текст 94-ФЗ позиций, облегчающих специфические музейные закупки, в законопроекте сохранены. Заказ на услуги страхования, транспортировке и охраны музейных ценностей при их направлении на выставки внутри страны и за рубежом размещается по условиям закрытых конкурсных процедур. У единственного поставщика размещаются заказы музеев на сумму не превышающую 400 тысяч рублей, а также закупки культурных ценностей для Музейного фонда Российской Федерации и заказы на авторские произведения. Кроме того, с учетом расширения форм размещения заказов, для работ по реставрации музейных предметов предусмотрено применение процедуры двухэтапных торгов.

Вместе с тем, учитывая поручения Президента Российской Федерации В.В..Путина по итогам встречи с музейной общественностью в Саратове 5 апреля 2012 года, представляется необходимым внести в законопроект ряд принципиальных изменений, которые позволят музеям с наибольшей эффективностью осуществлять свои основные функции.

Прежде всего, действие норм законопроекта ФКС должно быть ограничено только закупками, осуществляемыми государственными (муниципальными) учреждениями за счет средств бюджетных субсидий, бюджетных инвестиций и средств, получаемых от сдачи в аренду закрепленного за учреждениями государственного (муниципального) недвижимого имущества. Закупки за счет средств, поступающих от осуществления учреждениями в установленном порядке приносящих доход видов деятельности, а также средств грантов и бюджетных субсидий, полученных на конкурсной основе, должны осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Помимо этого представляется абсолютно необходимым применять к заказам на выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска исполнителя (подрядчика) к местам хранения музейных предметов и музейных коллекций, к охранно-учетным базам данных музеев, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, а также с реставрацией музейных предметов, процедуру проведения конкурса с ограниченным участием.

Необходимым также является включение в перечень случаев, в которых применяется процедура закупок из единственного источника, заключение контракта на оказание экспертных услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

В ходе применения норм федерального закона № 94-ФЗ по применению закрытых процедур размещения заказа на услуги страхования, транспортировки и охраны музейных ценностей при их направлении на выставки внутри страны и за рубежом стало очевидно, что время получения согласования антимонопольных органов на такое размещение превышает все разумные сроки. На необходимости законодательного урегулирования этой коллизии настаивает и Минкультуры России.

На основе этих принципиальных для будущего музейного дела позиций были сформированы направленные в Минэкономразвития России предложения о внесении изменений и дополнений в проект федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

 

Разработка Государственной (долгосрочной) программы «Культура России» в числе первоочередных государственных программ

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Правительству Российской Федерации поручено утвердить до 31 декабря 2012 г. основные государственные программы Российской Федерации, в том числе такие, как «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий» и «Развитие транспортной системы».

Судя по имеющейся информации, исполнение этого поручения Президента Российской Федерации предполагается осуществить путем механического продление существующих Федеральных целевых программ на период до 2020 года и инкорпорацией в текст Государственной программы ведомственных программ (ранее именовавшихся «централизованными расходами»).

В случае с федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)» такой сценарий делает невозможным полноценное развитие музейной отрасли и, тем более, исполнение поручений Президента Российской Федерации.

Это связано с рядом принципиальных и неустранимых изъянов принятой федеральной целевой программы.

Во-первых, принятый документ не является Федеральной целевой программой, как с точки зрения постановки целей и задач, так и с точки зрения механизмов реализации и набора мероприятий.

Целями, которые должны быть достигнуты за семь лет реализации Программы, объявлены «сохранение российской культурной самобытности», «создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности». Помимо очевидного - сформулированные цели не могут быть достигнуты ни за 7, ни за 70 лет, - такого явления как «российская культурная самобытность» не может быть, в принципе. В нашей многонациональной, мультикультурной стране сосуществуют десятки «культурных самобытностей», которые и составляют культуру России. Кроме того, «доступность» услуг учреждений культуры (а культурные блага и есть условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей) связана с уровнем развития экономики, доходами граждан, транспортной и иной инфраструктурой и т.д. А чтобы реализовывать «культурный и духовный потенциал» его надо сначала сформировать.

Некорректность формулировок целей Программы подкрепляется и выведенными из них задачами, которые частично дословно повторяют определения целей, частично с этими целями никак не связаны, а «информатизация отрасли» вообще не может быть задачей Программы, а только и исключительно инструментом для ее решения.

Соответственно направления и разделы, по которым рассортированы мероприятия программы, практически никак не связаны с заявленными целями и задачами.

И главное, сохранение Музейного фонда Российской Федерации и развитие музейной деятельности в России, совершенно очевидно, находятся на глубокой периферии Министерского внимания, хотя казалось бы ситуация должна быть прямо противоположной. Более того, поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по данному кругу вопросов прямо предполагали разработку и реализацию в ближайшие годы целостной и масштабной программы по сохранению музейных фондов. Однако в тексте рассматриваемой Программы упоминания о данных поручениях и об итогах Комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в музеях Российской Федерации полностью отсутствуют.

В общем объеме затрат (без бюджетных инвестиций), запланированных на 7 лет реализации Программы, нужды музеев и Музейного фонда составляют 2,2%.

Из всех музеев, не находящихся в ведении Минкультуры России, в инвестиционную часть Программы вошли лишь Псковский музей-заповедник (со строительством фондохранилища только в 2015 году) и строительство фондохранилища созданного в 2009 году этнографического комплекса «Дагестанский аул « (срок - 2018 год).

В Программе обозначено строительство и реконструкция объектов 26 подведомственных Минкультуры России музеев, но отсутствуют самые капиталоемкие проекты - ГМИИ имени А.С.Пушкина и Политехнический музей. Каких-либо объяснений этому в тексте Программы нет.

За все 7 лет реализации Программы предполагается поддержать создание 21 (!) новой экспозиции, реставрация музейных предметов ограничится 250-ю экспонатами, а безопасность в музеях трактуется только как охранные системы. О пожаротушении, климатических установках, защите от биопоражений речь не идет.

Почему при этом авторы Программы полагают, что посещаемость музеев к 2018 году увеличится до 130 млн. человек, не понятно.

Помимо явной маргинальности темы сохранения Музейного фонда и развития музеев страны для государственного заказчика-координатора Программы, самым негативным фактором является полное отсутствие в тексте документа анализа ситуации, ставшей как никогда ясной после завершения Комплексной проверки музейных фондов, и выстроенной на основе этого анализа системы задач и мероприятий, позволяющих разрешить (или хотя бы начать решать) существующие серьезнейшие проблемы.

Именно в силу того, что и в действующей ФЦП, и в том, что должно превратиться в ведомственные целевые программы, отсутствует система приоритетов и почти полностью игнорируется задача сохранения и развития музеев страны, задача включения в государственную программу «Культура России» самостоятельной подпрограммы «Музеи России». В этой подпрограмме должны найти свое место мероприятия, которые Союз музеев России предлагал включить в программу «Обеспечение сохранности Музейного фонда Российской Федерации».

Несомненно, что такой ключевой инструмент стратегического управления отраслью, как государственная программа должен быть ориентирован на всю страну, на инфраструктурное обновление музейного мира России, на техническое и технологическое перевооружение, на повышение качества кадрового потенциала музеев, на разработку и внедрение современных технологий хранения, учета, экспонирования и публикации музейных фондов.

Обсуждение и доработка законопроекта «О культуре в Российской Федерации» и подготовка концепции развития музеев в России.

Вопрос о необходимости модернизация действующего закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» обсуждается, в том числе и законодателями, с 1999 года. Главная задача «Основ..», постулированная в начале 1990-х годов, а именно однозначный запрет цензуры во всех ее видах, к середине 1990-х годов была выполнена. Ход общественного развития и государственного строительства однозначно исключал возврат к диктату какой-либо идеологической доктрины и введения государственной цензуры на ее основе.

Вместе с тем, проводимое реформирование бюджетной, финансовой, налоговой и административной системы порождает все больше требований со стороны различных культурных профессиональных сообществ учитывать специфику их деятельности в рамках проводимых реформ.

Именно учет этой специфичности и является основанием для новых попыток создать новый закон либо о культурной деятельности в целом, либо о государственной культурной политике.

С сожалением приходится констатировать, что находящихся на рассмотрении в Государственной думе законопроект (разработчики - Минкультуры России, НИИ культурологии) ни в коей мере не решает проблем, озвучиваемых в последнее десятилетие культурными сообществами страны.

Законопроект по степени декларативности и почти полному отсутствию норм прямого действия практически не отличаются от существующих сегодня Основ. Однако в изначальном тексте Основ была прямая норма о минимальных объемах расходов на культуру, а в этом проекте нет ничего похожего.

Понятийный аппарат, в основном, повторяет Основы, давая существенно отличающиеся от используемых в действующем законодательстве либо совершенно иные определения понятиям, на которых построено все «культурное право». В результате с первых статей отвергается уникальная возможность объединить и унифицировать понятийный аппарат во всем корпусе этой сферы законодательства.

В связи со сложившейся ситуацией, наиболее разумным кажется предложить и депутатам, и правящей партии, и новому руководству Минкультуры России внести в существующий законопроект ряд изменений и дополнений, которые будут направлены на законодательное закрепление специфики отдельных направлений музейной деятельности и выводу их, хотя бы частично, из под действия общих норм экономического регулирования бюджетного сектора.

Речь идет о разработке самостоятельной главы законопроекта о музеях и Музейном фонде (лучше, конечно, совместить в этой главе и музеи, и архивы, и библиотеки), ввести понятие государственных функций для музеев и, соответственно, прямых обязанностей государства во всех его проявлениях финансово, материально и административно обеспечивать исполнение музеями этих функций. Кроме этого, надо продублировать в этом законопроекте предложенные Союзом нормы в законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд, максимально подробно прописать особенности статуса и деятельности музеев-заповедников, попытаться включить в этот законопроект нормы об особенностях землепользования для музеев- заповедников, прописать принципы ценообразования на основные виды музейных услуг. Разработку этой главы и дополнений в общую часть федерального закона «О культуре в Российской Федерации» необходимо готовить параллельно с разработкой Концепции музейной деятельности в Российской Федерации, о подготовке которой заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече в Саратове.

Возможно, это тот редкий случай, когда мы можем реально повлиять на формирование музейного раздела государственной культурной политики.

Я прошу всех вас, дорогие коллеги, отложить все другие дела, организовать внутри каждого музейного коллектива мозговой штурм и направить в Президиум Союза до 1 июля 2012 года свои предложения по конкретным новеллам законопроекта «О культуре в Российской Федерации», тексту Концепции развития музейного дела в Российской Федерации и составу мероприятий Государственной программы «Культура России».

В оном из первых указов, подписанных В.В.Путиным после вступления в должность Президента Российской Федерации, Правительству России поручено:

в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссёров кино и театра;

обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации.

Я убежден, что мы должны сделать все, чтобы реализация этих поручений Президента нашей страны стала началом реальных изменений к лучшему в нашей «музейной сфере», позволила музеям России реализовать свой огромный потенциал по формированию модернизационного потенциала российского общества.

И еще об одном. В наше время политики и деятели культуры лихорадочно ищут «Россию, которую мы потеряли». Этот поиск ныне стал общим местом современного культурно-исторического разговора. Разумеется, он идет по самым различным, порой взаимоисключающим путям: носители различных мировоззрений, выстраивая собственные теории, оперируют различными фактами неисчерпаемой отечественной истории и культуры. В этом контексте культурная память воспринимается как сугубо индивидуальная, не подлежащая объективному обобщению. В свою очередь национальная память слагается из памяти индивидуальностей, нивелированной или, если угодно, адаптированной для массового сознания. Музеи являются хранителями овеществленной памяти, следовательно, пребывая в «единстве и борьбе противоположностей» - как хранить материал: концептуально консервируя или систематически интерпретируя его. То, что может быть вызвано к жизни как культурно-историческая данность, требует особой осторожности и в первом, и во втором из названных направлений. Думается, некая середина может быть найдена именно в сочетании этих подходов. Память, оставаясь равной тому или иному историческому или культурному событию, явлению, может быть противоположна ему по знаку. Музей как социокультурная институция способен корректировать это отношение, не беря на себя роль арбитра. Иначе он будет либо занудно политкорректным для всех, либо заведомо тенденциозным.

Основный принцип современного музейного подхода к хранению и «предъявлению» культурно-исторической памяти - отвлеченность и конкретность. Объективна только вещь, ибо несет дух эпохи.

Как нужно изучать культуру - смотреть на нее со стороны или погружаться внутрь, вживаться в нее? Опять же, упование на каждый из этих подходов по отдельности ведет в научный тупик, как и стремление к механической адаптации чужой памяти и традиций к собственной истории. Последнее - одна из главных проблем бытования российской исторической памяти. Решение этих проблем или хотя бы их осмысление крайне важны для общества в целом. Именно общественно важные проблемы культуры, музеев в частности, являются фоном для поверхностных вопросов туристического использования культуры, бесплатных дней и недель, музейных и библиотечных ночей и т д.

Музеи вносят свой вклад не только в сегодняшнюю жизнь общества, но и в выбор путей его гуманитарного развития.

 

Участникам Общего собрания в письменном виде был представлен отчет о работе Союза музеев России «Основные направления и итоги работы Союза музеев России в период с мая 2011 г. по май 2012 г.» (Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

Доклад Ревизионной комиссии Союза музеев России о работе в 2010- 2011 гг.

А.И. Кузьмин – председатель Ревизионной комиссии Союза музеев России, директор Государственного мемориального музея А.В. Суворова

 

Глубокоуважаемые коллеги!

В отчетный период Ревизионная комиссия в соответствии с Уставом Союза музеев России, Положением о ревизионной комиссии Союза и решениями ежегодных общих собраний, рассматривала вопросы финансово-хозяйственной деятельности Союза музеев России, исполнения сметы доходов и расходов, вопросов уплаты членских взносов, выполнением решений общих собраний.

За отчетный период Ревизионная комиссия провела 3 заседания. Так же представители Ревизионной комиссии принимали участие во всех заседаниях Президиума Союза, в том числе в сентябре 2011 г. в г. Хабаровске и в ноябре 2011 г. в Санкт-Петербурге в рамках международного музейного форума. Как вы знаете, в соответствии с Уставом и Регламентом работы, Президиум Союза должен собираться не реже 1 раза в 6 месяцев. Но в этом году заседаний пока не было и это понятно почему. Как ни как, но в первые 5 месяцев наступившего года, как и последний месяц прошедшего, были ознаменованы общегосударственными мероприятиями по выборам как в Государственную Думу, так и Президента Российской Федерации. Разумеется, что в таких условиях Президиум фактически не имел возможности собраться в необходимым для принятия решений составе. Но до конца года, как Ревизионную комиссию заверила Исполнительная дирекция, необходимые заседания будут проведены.

Что касается анализа финансово-хозяйственной деятельности Президиума Союза, Президента и исполнительного директора в истекшем отчетном году, то он показал, что этот важный участок союзной деятельности, строился на основе утвержденной общим собранием СМР сметы доходов и расходов на 2011 год. Эти данные по ее исполнению доведены до участников настоящего собрания.

Ревизионная комиссия считает необходимым прокомментировать ряд позиций исполнения сметы данной сметы.

Вы помните, что в 2011 году мы отмечали 10-летие Союза и выделили на проведение этих мероприятий дополнительно 1,5 млн. рублей, которые накапливались за счет экономии ежегодных текущих расходов. Следует отметить, что Президиуму и Исполнительной дирекции удалось привлечь и благотворительные средства. Это позволило уменьшить почти вполовину расходы на мероприятия и издания.

Существенным финансовым подспорьем для проведения торжеств, было и решение Президиума об установлении организационного взноса для участников Санкт-Петербургского международного музейного форума, как составной части празднования десятилетия.

Согласитесь, что издание полноформатного справочника членов Союза, отчета о деятельности Союза за 10 лет, Национального доклада, а все эти издания разосланы всем членам Союза, является достойным итогом нашей многолетней работы. Удалось выпустить на Санкт-Петербургском Монетном дворе памятную юбилейную плакету, посвященную 10-летию нашей организации, значок Союза, почтовый конверт с маркой, где изображен логотип Союза, выпущенный издательско-торговым центром «Марка» тиражом 5 млн. экземпляров.

При этом следует сказать, что огромный вклад и в проведение торжественных мероприятий и в создании юбилейных знаков, посвященных 10-летию Союза и в Хабаровске, и в Санкт-Петербурге внесли в том числе и многие музеи-члены Союза и не только Москвы и Санкт- Петербурга, но и Салехарда, Казани, Елабуги, Иванова, Куликова поля, Петрозаводска, Кижей, Рыбинска и других.

Вместе с тем, возвращаясь к будням нашей деятельности, комиссия, как и в прошлые годы, вынуждена информировать собрание о том, что задолженность по оплате взносов за предыдущие три годы уже составляет почти 2 млн. руб.

Но при этом надо отметить, что Президиум Союза и Исполнительная дирекция отреагировали на критику, прозвучавшую в их адрес год назад. В настоящий момент завершается работа по созданию обновленного сайта Союза музеев России. В разделе для членов Союза музеев России будут размещены сведения об уплате членских взносов за предыдущие годы. Таким образом, каждый член Союза сможет узнать о прохождении оплаты и возможной задолженности.

В 2011 году уже была начата инвентаризация расчетов по оплате членских взносов за 2009-2011 годы, которая продолжается по сегодняшний день. Регулярно делаются электронные рассылки с напоминанием о необходимости предоставления информации о посещаемости музеев и оплате выписанных счетов.

В 2011 году было выписано счетов на оплату взносов на общую сумму 2 061 350 руб., из них оплачено 1 576 020 руб., или свыше 75%.

В 2012 году были выписаны счета на оплату членских взносов 258 музеям-членам Союза музеев России на сумму 2 214 150 рублей, из них оплачено на 15.05.2012 г. 152 счета на сумму 1 386 050 рублей. Это составляет уже 63%.

Исполнительная дирекция представила Ревизионной комиссии данные о музеях, которые имеют задолженность по уплате членских взносов, начиная с 2006 года.

Ревизионная комиссия предлагает: к отчетно-выборному собранию 2013 года совместно с Исполнительной дирекцией провести сверку уплаты членских взносов за четырехлетний период и по ее результатам инициировать исключение из членов Союза музеев России тех, кто не выполняет требования Устава нашей организации.

Теперь о смете доходов и расходов на предстоящий период, т.е. 2012 год, этот документ вам выдан и ревизионная комиссия предлагает его утвердить.

Следующий вопрос о размере членских взносов за 2012 год. Несмотря на почти 10- процентную инфляцию, ревизионная комиссия предлагает увеличить взносы предстоящего 2013 года лишь на 5 %.

Таблица размеров вступительных и членских взносов членов Союза музеев России в 2013 году у вас на руках.

В связи с принятием Федерального закона 83-Ф3 и изменениями типа учреждений, отраженных в Уставах музеев, ревизионная комиссия предложила в прошлом году Президиуму Союза провести работу по сбору и подготовке документов для внесения изменений в реестр членов Союза музеев России. Но, несмотря на неоднократные письма, разосланные Исполнительной дирекцией, 173 (а это более 50% членов Союза) музея так и не прислали необходимые документы.

И то, что мы сегодня утвердим Постановление о внесении изменений в реестр, где зафиксированы новые типы учреждений подавляющего числа членов Союза музеев России, означает лишь то, что это результат долгой, кропотливой и нерациональной работы сотрудников дирекции, которая эти сведения искала на Официальном сайте для размещения информации об учреждениях. Можно сказать, что кто-то из наших коллег, не ответив на просьбу дирекции, сэкономил 10 минут, но дирекция потерла много больше времени, а у нее есть много и других забот. В нашей дирекции, конечно, работает не полтора человека, но и не более двух с половиной.

Поэтому Ревизионная комиссия обращает ваше внимание на то, что у нас членов Союза, есть и определенные обязательства друг перед другом.

Говоря о финансовом положении Союза обязательно надо отметить, что регулярно решать стоящие организационные и финансовые вопросы помогают многие музеи, в их числе:

-           Государственный Эрмитаж (генеральный директор М.Б. Пиотровский)

-           Российский этнографический музей (директор В.М. Грусман)

-           Государственный музей истории Санкт-Петербурга (директора А.Н. Колякин)

-           Государственный музей политической истории России (директор Е.Г. Артёмов)

-           Государственный музей А.С. Пушкина (директор Е.А. Богатырёв)

-           Государственный Дарвиновский музей (директор А.И. Клюкина)

Писем и заявлений за истекший год в Ревизионную комиссию не поступало.

В целом Ревизионная комиссия предлагает работу президиума Союза за отчетный период признать удовлетворительной.

 

IV.

Обсуждение итогов работы за отчетный период и основных направлений деятельности Союза музеев России в 2010 - 2011 гг.

Перед участниками Общего собрания выступили:

Советник Президента Российской Федерации В.И. Толстой

Обращаясь к собравшимся, он особо отметил исключительную важность работы над Концепцией развития музеев в нашей стране и выразил уверенность, что готовящийся по поручению Президента Российской Федерации документ сможет не только зафиксировать на государственном уровне важнейшую роль музеев в процессах сохранения стабильности и интенсивного развития российского общества, но и существенно усилить воздействие музеев на динамику цивилизационных процессов в России.

Руководитель Россотрудничества К.И. Косачев

Он проинформировал участников Общего собрания Союза музеев России о деятельности возглавляемого им ведомства по популяризации российского культурного наследия за рубежом, о возможностях развития двусторонних связей между музеями России и зарубежных государств на основе многочисленных центров Россотрудничества, а также объявил о создании при агентстве Совета по популяризации и поддержке российского культурного наследия за рубежом, сопредседателем которого стал Президент Союза музеев России        М.Б. Пиотровский.

 

В ходе обсуждения докладов Президента Союза музеев России М.Б. Пиотровского и председателя Ревизионной комиссии А.С. Кузьмина выступили:

Н.И. Вавилова, директор Музея изобразительных искусств Республики Карелия,

B.М. Крылов, директор Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи,

А.К. Никонов, директор Центрального музея Вооруженных Сил,

А.А. Будко, директор Военно-медицинского музея,

Л.И. Мызина, директор Кемеровского областного музея изобразительных искусств,

C.Е. Мельникова, директор Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника,

Г.Р. Назипова, директор Национального музея Республики Татарстан.

Участники дискуссии выразили поддержку сформированных Президиумом Союза музеев России подходов к дополнениям текста проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», к принципам формирования Государственной программы «Культура России», к совершенствованию текста законопроекта «О культуре в Российской Федерации» и включении в этот законопроект отдельной главы «Музеи в Российской Федерации».

Была выражена позиция о необходимости унификации подходов к формированию государственных заданий и выделения субсидий музеям различных уровней ведения, о насущной потребности в реальных шагах по устранению существующего разрыва в финансовом, организационном и материальном обеспечении деятельности между музеями столиц и региональными и муниципальными музеями.

Сделаны предложения о подготовке и направлении Президенту Российской Федерации обращения от имени Союза музеев России по вопросу будущего военно- исторических музеев системы Минобороны России, учреждению новой формы поощрения для членов Союза - памятного знака и диплома Союза музеев России, о проведении следующего фестиваля «Интермузей» в Казани в период Всемирной Универсиады.

 

 

 

 

 

 

 

V.

Награждение Почётными грамотами Союза музеев России.

Президент Союза музеев России М.Б. Пиотровский и генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки М.А. Брызгалов вручили Почетные грамоты, которыми по решению Президиума Союза музеев России в 2012 году были награждены следующие сотрудники музеев России:

Афанасьева Ирина Григорьевна заведующая научно-методическим отделом

Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник

Батрова Гульсум Мухамиднаровна художник Музея-мастерской

Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Белоглазов Павел Калистратович директор Ялуторовского музейного комплекса

Белая Зоя Александровна директор Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Братышева Валентина Ивановна главный специалист Центра «Эрмитаж-Казань»

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль

Будаева Людмила Павловна заместитель директора - ученый секретарь

Тульский государственный музей оружия

Варламова Анжелика Валерьевна научный сотрудник

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Волошенко Людмила Владиславовна старший научный сотрудник

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Гордеева Валентина Викторовна научный сотрудник научно-методического отдела

Пермский краеведческий музей

Маковцева Людмила Владимировна заведующая сектором отдела истории края

Саратовский областной музей краеведения

Назипова Гульчачак Рахимзяновна директор Национального музея Республики Татарстан

Платонова Юлия Львовна главный хранитель

Мемориальный музей «Разночинный Петербург»

Торопова Надежда Петровна заведующая редакционно-издательским отделом

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Успенская Светлана Васильевна заместитель директора Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

Хабидова Ирина Степановна специалист по экспозиционной и выставочной деятельности, Музей Мирового океана

Чебоксарова Людмила Георгиевна хранитель фонда редкой книги

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Якимов Сергей Александрович директор Калининградского областного историко-художественного музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.

Принятие решений и постановлений Общего собрания.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«О итогам доклада Ревизионной комиссии Союза музеев России»

  1. Принять к сведению доклад Ревизионной комиссии Союза музеев России.
  2. Утвердить фактическую смету доходов и расходов Союза музеев России на 2011 год в размере:

Остаток средств

на 01.01.2011 г.

1 266,4 тыс. руб.

Доходы

на 31.12.2011 г.

2 178,1 тыс. руб.

Расходы

на 31.12.2011 г.

2 581,8 тыс. руб.

Остаток средств

на 01.01.2012 г.

1 862,7 тыс. руб.

  1. Утвердить плановую смету доходов и расходов Союза музеев России на 2012 г. в размере:

Остаток средств

на 01.01.2012 г.

1 862,7 тыс. руб.

Доходы

на 31.12.2012 г.

2 500,0 тыс. руб.

Расходы

на 31.12.2012 г.

2 131,7 тыс. руб.

Остаток средств

на 01.01.2013 г.

1 231,0 тыс. руб.

Принято единогласно.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«О размерах вступительных и членских взносов членов Союза музеев России в 2013 гг.»

  1. В соответствии с «Положением об уплате ежегодных членских и вступительных взносов» установить размер ежегодных членских и вступительных взносов на 2013 год, исходя из годовой посещаемости музея за 2012 год, в следующих размерах:

Количество посетителей в 2012 году (тыс. чел.)

(на основе данных формы 8-НК)

Сумма членского взноса

(в рублях) за 2 0 13 г.

до 25

1 300

от 25 до 50

1 950

от 50 до 75

3 050

от 75 до 100

5 150

от 100 до 150

8 900

от 150 до 200

11 150

от 200 до 250

13 350

от 250 до 300

15 750

от 300 до 350

18 700

от 350 до 400

20 500

от 400 до 450

22 300

от 450 до 500

24 600

от 500 до 750

28 250

от 750 до 1000

35 800

от 1000 до 1500

44 650

от 1500 до 2000

67 000

от 2000 до 2500

90 600

свыше 2500

126 000

Для музеев и музейных организаций,

не имеющих показателя посещаемости

5 250

Вступительный взнос

2 100

  1. Всем членам Союза музеев России в срок до 31 января 2013 года представить в исполнительную дирекцию С MP информацию о количестве посетителей в 2012 году.

Принято единогласно.

 

 

Рассмотрев и обсудив основные направления деятельности Союза музеев России в 2011 -2012 гг. и доклад Президента Союза М.Б. Пиотровского Общее собрание

ПОСТАНОВЛЯЕТ принять следующую резолюцию:

РЕЗОЛЮЦИЯ

Союз музеев России на Общем собрании 2 июня 2012 года в г. Москве,

Обсудив доклад Президента Союза музеев России М.Б.Пиотровского и выступления участников Общего собрания;

Считая своей главной задачей на ближайший год добиться максимального учета особенностей музейной деятельности и потребностей развития музейной сферы в России при формировании долгосрочной государственной культурной политики и совершенствовании соответствующего раздела законодательства;

Понимая исключительную роль культурного наследия народов Российской Федерации и музеев, как его хранителей, в формировании национального самосознания, государственной и цивилизационной идентичности граждан России;

Исходя из невозможности полноценного общественного развития без объективного знания, понимания и использования исторического опыта;

Признавая своей неотъемлемой обязанностью восполнение возникшего в последние десятилетия недостатка гуманитарного знания во всех слоях российского общества;

Рассматривая начавшиеся процессы формирования Евразийского Союза как мощнейший ресурс для укрепления и развития единого культурного пространства, как в масштабах Российской Федерации, так и в границах создаваемого межгосударственного объединения;

Видя насущную необходимость в еще более активном участии музейного сообщества страны в формировании и реализации государственных программ и общественных инициатив, направленных на культурное развитие и сохранения культурного наследия,

 

Принял следующие решения.

 

1. Признать работу Президиума Союза музеев России в 2011-2012 годах удовлетворительной.

2. Считать важнейшими задачами нового отчетного периода

  • Активно участвовать в обсуждении и доработке законопроекта «О культуре в Российской Федерации» на основе позиций, одобренных Общим собранием;
  • Добиваться максимально полного учета предложений и позиций Союза музеев России при разработке Государственной (долгосрочной) программы «Культура России» и Концепции развития музейного дела в Российской Федерации;
  • Усилить взаимодействие с администрациями субъектов Российской Федерации по вопросам сохранения Музейного фонда страны, развития музейного дела и защиты интересов региональных музейных сообществ, в том числе, в процессе реализации законодательства в сфере совершенствования правового статуса государственных и муниципальных учреждений.

3. Признать успешной инициативу Союза музеев России по подготовке, широкому общественному обсуждению и публикации Национального доклада «Музеи России на рубеже тысячелетий». Считать необходимым выработать предложения по периодичности и процедуре подготовки аналогичных национальных докладов в будущем.

4. Учредить новую форму поощрения сотрудников и партнеров музеев-членов Союза: памятный значок и диплом Союза музеев России. Президиуму Союза музеев России разработать и в установленном Уставом порядке утвердить положение о памятном значке.

5. Поручить Президенту Союза музеев России и Президиуму Союза музеев России:

5.1. Продолжить мониторинг последствий для музеев России реализации Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 года № 83-Ф3, подготовить и опубликовать аналитическую записку по итогам мониторинга в декабре 2012 года.

5.2. Обеспечить участие Союза в обсуждении законопроекта «О культуре в Российской Федерации», последовательно проводя в жизнь принятые Общим собранием принципиальные подходы и предложения по этому законопроекту.

5.3. Продолжить работе с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации по защите предложений музейного сообщества, связанных с изменениями и дополнениями в законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

5.4. Обеспечить максимально активное участие Союза в разработке Государственной программы «Культура России» и Концепции развития музейного дела в Российской Федерации.

5.5. Направить Президенту Российской Федерации обращение от имени Союза музеев России о необходимости сохранения военно-исторических музеев системы Министерства обороны Российской Федерации и обеспечения их деятельности как самостоятельных учреждений.

5.6. Осуществлять постоянный контроль ситуации с изменением статуса ведущих военно- исторических музеев системы Минобороны России, вокруг Пермской государственной художественной галереи, Политехнического музея, Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

5.7. Внести в Министерство культуры Российской Федерации предложение о проведении в 2013 году фестиваля «Интермузей» в столице Республики Татарстан городе Казани в рамках мероприятий, сопровождающих XXVII Всемирную Летнюю Универсиаду.

6. Членам Союза музеев России, членам Совета Представителей:

6.1. Направить до 1 августа 2012 года свои предложения по конкретным новеллам законопроекта «О культуре в Российской Федерации», тексту Концепции развития музейного дела в Российской Федерации и составу мероприятий Государственной программы «Культура России».

6.2. В инициативном порядке направлять в исполнительную дирекцию Союза информацию и материалы, связанные с изменением условий деятельности музеев в связи с реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3.

6.3. Предоставить сотрудникам музеев - членов Союза музеев России возможность и право размещать на блоге Союза свои мнения, предложения, жалобы и замечания, связанные с деятельностью музеев.

7. Принять к сведению отчет о реализации в 2011-2012 гг. Программы «Музей. Инновационные образовательные технологии. Творчество».

 

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea