Печать

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских  слушаний на тему «Законодательное обеспечение сохранности и учета

музейных ценностей в Российской Федерации»

Участники парламентских слушаний, всесторонне обсудив проблемы современного состояния нормативно-правовой базы в сфере учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, широкий круг вопросов, связанных с деятельностью музеев на данном направлении, отмечают их важность и актуальность.

К числу важнейших направлений музейной деятельности относятся вопросы сохранения Музейного фонда Российской Федерации, включающие в себя комплекс мер юридического, организационного и технического характера.

Правовой основой деятельности музеев в Российской Федерации и сохранения той части культурного наследия, которую составляют музейные фонды, является Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», принятый в апреле 1996 года, и разработанные в соответствии с ним положения о Музейном фонде Российской Федерации, Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации и лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации установило, что музейные предметы и музейные коллекции относятся к особому виду имущества, оборот которого существенно ограничен и сводится исключительно к передаче во временное пользование (аренду) для выставочной деятельности, а также обмену между музеями. Рыночная жизнь предмета с момента его включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации полностью прекращается. Будучи важнейшей составной частью национального культурного достояния России, Музейный фонд не может рассматриваться как объект извлечения какой-либо прибыли от его использования.

Участники парламентских слушаний отмечают, что за последние годы российская законодательная система в области сохранения культурного наследия претерпела значительные позитивные изменения, направленные на совершенствование этой работы в новых общественных условиях.

Учреждения культуры, государственные хранилища культурных ценностей получили большую самостоятельность, что позволяет им проявлять инициативу и более эффективно использовать богатый потенциал духовного и культурного наследия народов Российской Федерации.

Вместе с тем анализ состояния учета и сохранности музейных ценностей в музеях Российской Федерации показывает, что в этом деле существуют серьезные недостатки, связанные, в частности, с увеличением количества совершаемых краж и хищений из государственных хранилищ. Тревожно то, что в основном утраты музейных предметов происходят по вине самих музеев, не обеспечивающих соблюдение установленных норм и правил их учета и сохранности.

Пропажи и хищения отмечаются в музеях от городского до федерального уровня. Появилась опасная тенденция совершения краж хранителями музейных предметов, в целях их продажи и личного обогащения. Особую тревогу вызывает скрытая преступность. О кражах уникальных художественных произведений становится известно только после их обнаружения на зарубежных аукционах или в антикварных магазинах России. Во многих случаях пропавшие предметы трудно объявить в розыск из-за отсутствия их фотофиксации, квалифицированного описания или страховых копий.

 

Наряду с этим, участники парламентских слушаний констатируют, что в области сохранности и учета музейных ценностей существует объективные причины недостатков в этой сфере деятельности и способствующие росту количества нарушений.

Во-первых, сложившаяся практика в области сохранности и учета музейных ценностей в Российской Федерации сформировалась еще в СССР в условиях единой государственной собственности на движимые и недвижимые объекты культурного значения, весьма ограниченного и жестко контролируемого перемещения культурных ценностей через границы и относительно невысокой криминогенности в сфере оборота культурных ценностей.

Во-вторых, это активное развитие антикварного рынка, в том числе и теневого. Отсутствие лицензирования этого вида деятельности, правил торговли предметами антиквариата, позволяет практически безнаказанно сбывать похищенное.. Антиквары и арт-диллеры не всегда интересуются происхождением предметов и практически участвуют в скупке и дальнейшей перепродаже похищенных культурных ценностей.

В-третьих, низкая заработная плата сотрудников учреждений культуры, текучесть кадров, ослабление исполнительской дисциплины, устаревшая и недостаточная нормативно-правовая и материально-техническая база по учету и сохранению культурных ценностей создает возможности для нарушений и прямого участия сотрудников государственных хранилищ в совершении преступных посягательств на культурные ценности.

Система учета музейного и архивного фондов не предполагает оценку балансовой стоимости хранящихся предметов, что в значительной мере притупляет бдительность хранителей, а также не позволяет проводить финансовые проверки силами действующих контрольных органов.

Руководствуясь чувствами гражданского долга и ответственности за судьбу российской культуры, осознавая важнейшую миссию музеев и архивов сохранять и пополнять культурный генофонд нации для преемственного духовного развития поколений, участники парламентских слушаний

РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации —

- обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об объявлении в 2007 году национального проекта «Культура», в котором предусмотреть раздел посвященный безопасности культурного наследия России;

- Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос об установлении дополнительных выплат за ученые степени и почетные звания работникам учреждений культуры.

2. Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о действенности государственных гарантий финансирования деятельности музеев и нормативных финансовых затрат по обеспечению сохранности Музейного фонда Российской Федерации.

3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации внести на рассмотрение в Правительство Российской Федерации порядок реализации предметов антиквариата.

4. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

1) в течение 2007 года утвердить в установленном порядке нормативно-правовые акты в сфере музейного дела, предусмотренные действующим законодательством:

порядок включения и исключения музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации;

порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в государственных хранилищах (депозитариях);

инструкцию по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации;

параметры описания музейных предметов и музейных коллекций в базе данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.

2) Всемерно расширять негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации как неотъемлемую составляющую национального культурного наследия, для чего совместными усилиями Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Российской академии наук, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Федерального агентства по атомной энергии с привлечением общественных, научных объединений, объединений производителей продукции наметить и реализовать меры по вовлечению в негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации объектов исторического музейного значения, сохранившихся на хозяйственном балансе или при другой форме учета в различных организациях и учреждениях. Считать особо важной проведение такой работы с конфессиональными организациями, сохраняющими исторически значимые культурные ценности.

3) Внести поправки в Закон Российской Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» с целью повышения социального статуса музейного работника, стимулирования его научного и творческого роста в соответствии с уровнем квалификации в области учета и сохранения культурного наследия.

4) Внести поправки в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части установления особенностей размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в учреждениях культуры и искусства).

5) Сохранить в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации норму, позволяющую музеям, библиотекам, архивам самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от приносящих доход видов деятельности, исключив при этом любые формы бюджетозамещения.

6) В целях обеспечения сохранности музейных ценностей при осуществлении выставочной деятельности, учитывая специфику музеев как бюджетных учреждений культуры внести изменения в таможенное законодательство Российской Федерации в части норм регулирующих перемещение через границу России музейных предметов, участвующих в международном культурном обмене.

 
купить планшет
сколько сейчас время