Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

                                                            

            За последние 15 лет в Российской Федерации впервые за всю историю нашей страны в целом сформировано  законодательство в сфере культуры и культурного наследия.

            Основной закон страны – Конституция Российской Федерации закрепила как нормы прямого действия основополагающие гарантии прав граждан в этой сфере, которые и являются краеугольным камнем культурной политики Российской Федерации.

    Российская Федерация гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует светский характер отечественной культуры, гарантирует каждому свободу творчества и защиту интеллектуальной собственности, гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, гарантирует реализацию гражданами обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция Российской Федерации гарантирует также государственную защиту этих прав и свобод человека и гражданина.

            Основной закон страны предусматривает, что установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации является прерогативой Российской Федерации; что охрана памятников истории и культуры, а также общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и правовое регулирование в этих сферах осуществляется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов Российской Федерации.

            В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации организует реализацию внешней и внутренней политики государства, в том числе и в ее культурной составляющей, а также обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

            В соответствии с этими базовыми принципами формировалось законодательство Российской Федерации в сфере культуры, к которому относятся закон Российской Федерации О вывозе и ввозе культурных ценностей, федеральные законы О библиотечном деле в Российской Федерации, О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, Об архивном деле в Российской Федерации, О народных художественных промыслах, О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации, Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации.

            Главным звеном в культурном законодательстве страны должен являться закон «Основы законодательства Российской Федерации О культуре», однако принятый еще до вступления в силу Конституции Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации этот документ с внесенными в него бесчисленными поправками практически полностью утратил это свое значение. Результатом этого является разрозненность законодательных актов в сфере культуры, противоречивость понятийного аппарата, декларативность многих норм и, как следствие, низкая эффективность правового регулирования в данной сфере.

            Гораздо более серьезную угрозу для сохранения и развития отечественной культуры нежели существующие недостатки в самом законодательстве о культуре представляет отношение к этой части российского законодательства как к законам «второго сорта». Такое отношение характерно как для самих законодателей, так и для большинства субъектов законодательной инициативы.

            Отказываясь включать в законодательные акты в смежных сферах, либо в акты, регулирующие общие для всех отношения, нормы законодательства о культуре, связанные с учетом специфики различных видов культурной деятельности, законодатель фактически дезавуирует большую часть существующего культурного законодательства.

            Наиболее яркими примерами являются Бюджетный, Таможенный, Водный, Лесной Кодексы, федеральный закон «Об автономных учреждениях» и, конечно, федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».  Если дополнить эти факторы исключительно низким уровнем правоприменительной практики, то реальная правовая защита российской культуры и культурного наследия становится лишь благим намерением.

            Более того, происходящая в последние годы модернизация отечественного законодательства со всей очевидностью направлена на планомерный отказ государства от выполнения своих конституционных полномочий в отношении культуры и культурно-исторического наследия.

            Следствием такой не декларируемой, но реализуемой политики стало катастрофическое падение уровня общего гуманитарного образования, замещение великой русской классической культуры чудовищным по объему и характеру потоком т.н. шоу-бизнеса, валообразное нарастание функциональной безграмотности всего населения России, варварское и безнаказанное разрушение культурно-исторического наследия страны, что грозит превращением Общества (совокупность граждан, связанных солидарностью экономических, политических и духовных интересов) в Толпу (временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности цели, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания) – а это уже не вопрос культуры, а проблема национальной безопасности.

В сложившейся ситуации представляется необходимым в максимально короткие сроки:

- Разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации согласованный со всеми профессиональными сообществами проект федерального закона О культуре;

- Разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации законопроект (пакет законопроектов) о внесении изменений и дополнений в иные законодательные акты Российской Федерации, включая акты, регулирующие общие гражданские, экономические, трудовые и иные отношения, в связи с принятием федерального закона О культуре;

- Поставить вопрос о необходимости включения в число национальных приоритетов Российской Федерации поддержку и развитие культуры, сохранение культурно-исторического и духовного наследия  народов Российской Федерации.

 

Федеральный закон «О культуре»

 

            Данный закон должен исходить из аксиомы том, что цивилизация и культура являют собой тождество, что никакое развитие (ни политическое, ни общественное, ни экономическое) без культуры невозможно, что Россия только тогда будет действительно великой культурной державой, когда права граждан в сфере культуры будут не только декларироваться, но и реально (материально, финансово, законодательно) обеспечиваться государством путем формирования, поддержки и развития единого культурного пространства страны, безусловного сохранения богатейшего материального и духовного культурного наследия народов России, продвижения российской культуры и культурного наследия в мире, формирования у граждан страны знаний и чувств уважения, любви и ответственности в отношении российской культуры, ее культурного наследия, русского языка.

            Построенное на такой основе «культурное законодательство» должно перестать, наконец, определяться как «отраслевое», но восприниматься всеми как система правовых норм, пронизывающих все сферы отечественного законодательства, а значит и жизни страны.

            Сегодня совершенно очевидно, что одна из главных задач данного закона – это установление четкого, недвусмысленного перечня видов культурной деятельности, регулирование для которых обладает выраженной спецификой.

            Трудно ощущать себя частью великой культуры, когда обнаруживаешь все, из чего эта культура складывается, в разделе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности под названием «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг». В этом разделе между «удалением сточных вод и отходов» и «деятельностью служб знакомств» и разместилось все отечественное искусство, профессиональное и народное творчество, сохранение культурного наследия, все музеи, библиотеки, архивы нашей страны под общим заголовком «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта».

            Такой подход (наверное, вполне уместный с точки зрения меры участия отечественной культуры в создании внутреннего валового продукта) не может и не должен сохраняться.

            Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ - всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

            Культура же как сфера деятельности направлена прежде всего на формирование у людей этих самых потребностей, причем потребностей высшего порядка.

            В силу этого такие сферы культурной деятельности, как создание произведений искусства, исполнение произведений искусства, сохранение, изучение и представление музейного фонда, формирование, систематизация и изучение архивного фонда, сохранение фонда книжных памятников и библиотечно-информационное обслуживание, выявление, сохранение и популяризация памятников истории и культуры, сохранение и популяризация нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, по своей природе не могут составлять часть экономической деятельности и требуют совершенного иного правового регулирования.

            Новый закон О культуре должен устранить и существующие противоречия и варианты толкования основных понятий и терминов, применяемых в российском законодательстве в отношении сферы культуры и культурного наследия. Разнообразные варианты трактовки таких понятий, как «культурные ценности», «культурные блага», «культурное достояние», «особо ценные объекты культурного наследия», «предметы, имеющие особую ценность», - ставят действие законов в зависимость от меры и формы понимания этих дефиниций применяющих тот или иной закон лиц.

            Новый закон О культуре должен непременно содержать и конкретизацию конституционных норм об обязанностях  и полномочиях государства в сфере культуры. Именно в этом законодательном акте необходимо определить в каких формах осуществляются гарантии прав граждан в сфере культуры, каковы базовые принципы и положения государственной культурной политики Российской Федерации, как именно исполнительная власть обеспечивает поддержку культуры и сохранение культурного  наследия народов Российской Федерации.

            Закон О культуре должен раз и навсегда зафиксировать особенности статуса, целей создания и порядка деятельности учреждений, обеспечивающих сохранение культурно-исторического наследия, а также учреждений профессионального образования в сфере культуры и искусства.

            Необходимо, чтобы новый закон О культуре непреложно установил норму о несводимости всех видов культурной деятельности к оказанию услуг (государственных либо нет) населению, однозначно сформулировал  те государственные функции, которые по своей природе выполняют учреждения культуры  и учреждения образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации.

            Новый закон О культуре должен также установить четкие нормы, определяющие специфику всех видов творческого труда, нормы, фиксирующие формы государственного протекционизма в отношении меценатской деятельности.

            И, разумеется, в новом законе О культуре должен присутствовать специальный раздел, устанавливающий формы и виды сохранения нематериального наследия народов Российской Федерации.

Изменения в иные законодательные акты

 

            Разработка и принятие федерального закона О культуре обязательно должны сопровождаться разработкой и принятием изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты как общего, так и специального характера.

В частности, такие изменения и дополнения должны быть внесены в:

Налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, законодательство об автономных учреждениях и размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, - в части учета специфики видов культурной деятельности и  статуса учреждений культуры;

Законодательство об образовании, высшем и послевузовском образовании – в части специфики образовательной деятельности в сфере культуры и искусства;

Водный, Лесной, Земельный и Градостроительный кодексы, - в части обеспечения сохранения объектов культурного наследия, в том числе отнесенных к категории историко-культурных заповедников (музеев-заповедников);

Иные законодательные и нормативно-правовые акты.

Обновление, систематизация и кодификация российского законодательства о культуре, включение его базовых принципов в весь корпус российского законодательства может и должно существенно повысить уровень законодательной, правовой защиты этой сферы общественной жизни, создать реальные предпосылки для сохранения и развития великой культуры великой страны.

            Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, поставил в ряд незыблемых базовых ценностей России культуру всех народов нашего Отечества, а в число приоритетов – достижение лидирующих позиций в культуре и искусстве, поддержку национальных традиций и культур всех народов России как залог стабильного, цивилизованного развития всей страны.

            Только современное, последовательное и четкое законодательное регулирование сферы культуры и культурного наследия, содержащее прозрачные и эффективные правовые механизмы реализации государством своих соответствующих обязанностей и полномочий, может обеспечить воплощение в жизнь стоящих перед обществом и государством задач.

            Только тогда можно будет говорить о наличии реальных условий для инновационного развития российского общества и российской экономики, когда никакими соображениями «экономической целесообразности» нельзя будет оправдать разрушение бесценных памятников истории и культуры в наших городах, когда целостность музейного фонда страны будет гарантирована от любых поползновений, когда государственные телеканалы будут находить в «прайм-тайм» место для мировых премьер наших лучших оперных и театральных спектаклей, не прерывая их рекламой, когда права и достоинство всех национальных культур нашей страны перестанут быть декларацией и начнут соблюдаться в реальной жизни.

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea