Печать

Рекомендации
Совместного заседания Круглого стола
Комиссии по культурному и духовному наследию и
Комиссии по культуре Общественной Палаты Российской Федерации
по вопросу: «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации
как важнейшей части культурного и духовного наследия народов Российской Федерации»

 

29 сентября 2009 года на совместном заседании Круглого стола Комиссии по культурному и духовному наследию и Комиссии по культуре в Общественной палате Российской Федерации обсудили вопрос: «Сохранение Музейного фонда Российской Федерации как важнейшей части культурного и духовного наследия народов Российской Федерации». В обсуждении приняли участие члены Комиссий Общественной Палаты Российской Федерации, представители  Государственной Думы РФ, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, ученые, эксперты, музейные работники.
Участники заседания считают необходимым отметить, что:
 музей в современной России – одно из самых доступных (средняя стоимость билета в музей – менее 45 рублей) и самое посещаемое учреждение культуры: в 2008 году музеи России посетило более 77 млн. человек (театры менее 30 млн., кинотеатры около 45 млн., библиотеки – около 60 млн. человек), причем посещаемость на уровне 70-80 млн. человек в год стабильно удерживается отечественными музеями уже в течение 10 лет. В 2008 году каждый среднестатистический гражданин России в возрасте от 5 до 18 лет посетил музей, кроме того еще около 500 тысяч детей и подростков посещали программы и занятия музейных детских и молодежных центров.
Музейный фонд России – это тот духовный, культурный «золотой» запас страны, который не подвержен девальвации, неисчерпаем как сама Россия и ее история, который гарантирует преемственность и непрерывность цивилизационных процессов в стране и обществе.
Сохраняемый, пополняемый, изучаемый и представляемый музеями Музейный фонд страны  - это своего рода код ДНК общества, позволяющий сохранять национальную и этнокультурную идентичность, воспроизводить единство и целостность страны и нации, формировать в обществе и у каждого человека ценностные ориентиры, критерии оценки реальной новизны инноваций.
Музей, по своей природе апеллирующий к эмоциональному и образному механизму восприятия человека, является незаменимым инструментом формирования и развития творческих способностей человека, что является особенно важным в периоды ускоренного инновационного социально-экономического развития.
Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, поставил в ряд незыблемых базовых ценностей России культуру всех народов нашего Отечества, а в число приоритетов – достижение лидирующих позиций в культуре и искусстве, поддержку национальных традиций и культур всех народов России как залог стабильного, цивилизованного развития всей страны.
Однако на практике вопросы сохранения культурного наследия, в целом, и Музейного фонда Российской Федерации, в частности, были и остаются на самой дальней периферии государственного внимания.
Очевидной представляется необходимость совершенствование законодательной базы, и прежде всего разработка и принятие  федерального закона «О культуре», устанавливающего общие нормы и принципы формирования и реализации государственной культурной политики в Российской Федерации, а также разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на инновационное развитие государственных и общественных институтов в сфере культурного наследия, в том числе таких как музеи-заповедники.
Назрела необходимость более широкого обсуждения принимаемых законов обществом, профессионалами, проведения экспертизы представителями науки и практики.
По данным государственного статистического наблюдения и экспертным оценкам:
В 1854 музеях России хранится около 70 миллионов музейных предметов и музейных коллекций (25% из них в музеях ведения Минкультуры России), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Более 90% из указанного числа музейных предметов и музейных коллекций относятся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
Более половины всех музейных предметов и музейных коллекций не проходят своевременной реставрационной и консервационной профилактики, более 15% всех предметов нуждаются в полнообъемной научной реставрации.
Лишь 10% музеев располагают квалифицированными кадрами реставраторов, способных выполнять сложные работы на особо ценной части музейного фонда. При этом средняя заработная плата в музеях составляет 6484 рублей в месяц, что лишь на 30% превышает официально установленный прожиточный минимум и более чем вдвое ниже среднего значения по стране
80% музеев страны размещены в зданиях, не приспособленных в полной мере для хранения и экспонирования музейных предметов, до 40% музейных экспозиций и фондохранилищ размещены в культовых зданиях, отнесенных к памятникам истории и культуры, приспособление которых под хранительские цели вообще невозможно.
Для размещения музеев используются 7712 строений, общей площадью 1339 тыс.м2. Музеи федерального ведения занимают 1745 зданий общей площадью 1197 тыс.м2., из которых хранение фондов помещено на 161 тыс.м2, что составляет 14% от площади всех помещений и на каждом кв. метре фондов храниться и подготавливается к реставрации не менее 500 предметов.
Состояние музейных зданий и помещений характеризуется, тем, что  36% от общего количества (2824) требуют капитального ремонта  и 518 зданий признаны аварийными (6,7%). Из зданий музеев федерального подчинения подлежат капитальному ремонту 626 (36%), аварийных – 155 (9%).  Не более 10% процентов всех музеев располагают отдельными приспособленными зданиями для размещения фондов и только единицы  музеев используют специально спроектированные сооружения для надлежащего хранения фондов.
В целом по стране потребность в строительстве новых фондохранилищ составляет около 500 тысяч кв. м.
Российская Федерация гарантирует создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, гарантирует реализацию гражданами обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также гарантирует государственную защиту этих прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральным конституционным законом О Правительстве Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации организует реализацию внешней и внутренней политики государства, в том числе и в ее культурной составляющей, а также обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
Принимая во внимание сказанное выше, участники заседания рекомендуют:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Принять во внимание мнение экспертного сообщества о необходимости принятия Федерального закона «О культуре», который обеспечил бы единство подходов и принципов законодательного регулирования всех аспектов культурной деятельности, в т.ч. и музейной, формирования и реализации государственной культурной политики современной России;
2. Рассмотреть возможность принятия поправок и проект Федерального закона «О внесении  изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в редакции от 26.07.2009 г., разработанных Союзом музеев России, направленных на создание оптимальных условий обеспечения государственными (муниципальными) учреждениями культуры полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах охраны и сохранения объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, библиотечных фондов;
3. Рассмотреть возможность принятия поправок в отдельные законодательные акты в целях дальнейшего совершенствования деятельности музеев-заповедников по духовно-нравственному развитию многонационального российского общества;
Правительству Российской Федерации:
1. Рассмотреть «Стратегию развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года», разработанную в рамках деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству;
2. Рассмотреть вопрос о разработке федеральной целевой программы по сохранению и использованию культурно-исторического наследия, как в сфере сохранения, использования и популяризации недвижимых памятников истории и культуры, так в сфере собирания, изучения и представления музейных предметов и музейных коллекций,. что позволит сформировать условия для сохранения, пополнения и эффективного использования культурно-исторического наследия как основы социальных и экономических инноваций в России;
3. Ускорить принятие пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих полноценную реализацию Федерального  закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Министерству культуры Российской Федерации:
1. Рассмотреть и поддержать разработанные Союзом Музеев России изменения и уточнения к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленные на создание оптимальных  условий в сферах охраны и сохранения культурного наследия народов Российской Федерации;
2. Ускорить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных Федеральным  законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
3. Изучить и разработать совместно с Союзом Музеев России методику формирования государственного (муниципального) задания для музеев России, расчета нормативных затрат на оказание музеями России государственных (муниципальных услуг), определения затрат на содержание недвижимого и особо ценного имущества музеев России;
4. При разработке проектов федеральной целевой программы «Культура России» на 2011 и последующие годы предусмотреть включение подпрограммы «Музеи России», направленной на расширение государственной поддержки работ по сохранению движимой части культурного наследия народов Российской Федерации, а также на создание условий для развития музейно-выставочного обмена в масштабах России;
5. В рамках деятельности Межведомственного совета по особо ценным объектам народов Российской Федерации рассмотреть возможность включения в Государственный свод особо ценных объектов народов Российской Федерации национальных музеев республик – субъектов Российской Федерации;
Общественной палате Российской Федерации:
1. Создать рабочую группу по проведению экспертизы «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Участники заседания считают, что сохранение культурно-исторического и духовного наследия народов  Российской Федерации, развитие культуры и искусства сегодня являются важнейшим национальным приоритетом Российского государства, его развития и стабильности.

 
купить планшет
сколько сейчас время