Главная
 
О нас
 
Деятельность
 
Справочник СМР
 
Новости
 
Проекты
 
Партнеры

Предложения Союза музеев России

к Парламентским слушаниям «Влияние культуры на формирование инновационной экономики, человеческого капитала, образа жизни (законодательный аспект

Москва, 13 ноября 2008 года

 

Культурное наследие России – основа и источник

социальных и экономических инноваций в 21 веке

            КУЛЬТУРА (в переводе с латыни - возделывание, воспитание, образование) - это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус Культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития.

            В таком, философском, определении культура выступает более широким и всеобъемлющим понятием нежели экономические аспекты жизни общества.

            Однако, рассуждая о механизмах государственного управления, формирования и развития правового поля, мы используем куда более узкое, «отраслевое» понятие культуры, как совокупности видов профессиональной и традиционной творческой деятельности людей и материальных результатов этой деятельности. Очевидно, что в обоих понятиях – широком и узком – заключена главная особенность культуры – формирование в человеке способности к творчеству, к созданию на основе усвоенного опыта поколений чего-то нового.

            Не будет преувеличением сказать, что без культуры невозможно ни развитие вообще, ни инновационное развитие в особенности.

            Так сложилось в истории нашей страны, что российская культура всегда играла в жизни страны и общества совершенно особую роль. Ставшая привычной фраза «Поэт в России больше чем поэт», по-прежнему сохраняет свой прямой и непреложный смысл.

            Российское, русское искусство, культура спасали нашу страну в самые трудные, смутные времена, позволяя сохранить национальную идентичность и возродить государство, но и все взлеты в общественном развитии имели своим источником отечественную культуру.

            Но именно особая миссия российской культуры всегда делала ее чрезвычайно чувствительной к позиции власти и всякий раз, когда власть отказывалась от культуры, как фактора общественной консолидации и стабильности, страна погружалась во тьму и хаос.

            Последние 20 лет российской истории еще раз подтвердили эти особенности существования и развития России.

            С 2000 года Новая Россия вошла в период стабильного социально-экономического развития и этот процесс сопровождался приоритетной поддержкой государства российской культуры. Столько, сколько было сделано для культуры России за 4 года (2000-2003 гг.) не смогло бы сделать ни одно другое государство.

            Проводилась широкомасштабная работа по реконструкции и строительству зданий учреждений культуры: был введен в строй и открыт обновленный Государственный Исторический музей, Инженерный замок и Строгановский дворец Государственного Русского музея, 1-я очередь фондохранилища Государственного Эрмитажа, реконструкция здания Новосибирского оперного театра, новое здание Российской национальной библиотеки.

            Проведена реставрация десятков уникальных памятников истории и культуры Петрозаводска, Пскова, Великого Новгорода, Ярославля, Владимира, Суздаля, Казани, Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга.

            Возродилась внутрироссийская гастрольная деятельность наших театров и исполнительских коллективов. Благодаря учреждению Президентских грантов в страну вернулись лучшие творческие силы, придав культурной жизни России небывало высокий уровень.

            Зрители вернулись в театры, музеи, концертные залы, неисчерпаемые ресурсы национальных библиотек стали доступны читателям в самых отдаленных городах и селах страны.

            Без преувеличения фантастический прорыв был достигнут в сфере отечественной кинематографии, которая благодаря программе Государственной поддержки сумела преодолеть глубочайший кризис 1990-х годов, выйти к производству ежегодно более 80 игровых фильмов, которые в кинотеатрах страны посмотрел каждый 5-й житель России.

            Рост международного престижа России как в зеркале отразился в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, которое стало триумфом и новой Российской демократии, и отечественной культуры.

            Мы  были вправе гордиться тем, как Российское государство относится к своей культуре.

            Тем более острую тревогу и обеспокоенность вызывает тенденция, возникшая в середине первого десятилетия 21 века, когда культура исчезла из числа национальных приоритетов.

Ориентация на поддержку федеральным центром только высших достижений в профессиональном искусстве и крупнейших культурных институций  в самое ближайшее время может привести к гибели того явления, которое называется «русская культура». Без детских музыкальных школ и школ искусств некому будет учиться в наших консерваториях, а затем играть в оркестрах, петь на оперной сцене. Исчезновение муниципальных библиотек и музеев обречет огромное число наших юных и взрослых сограждан на функциональную неграмотность и историческое беспамятство. Результатом этого будут не только пустые залы национальных музеев и библиотек, но общая деградация населения.

Мы рискуем утратить то свойство национальной культуры, которое веками делало ее великой и которое отличает ее от современной культуры большинства стран Европы и США – это ее подлинная, базовая народность, когда корневая система культуры пронизывает всю страну, питаясь талантом народов России, чтобы в результате сформировать великолепную крону, увенчанную высочайшими мировыми достижениями во всех видах искусства и культуры.

Нашей стране многому можно и нужно учиться у развитых иностранных государств, но в сфере культуры весь мир учился и продолжает учиться у нас.

К сожалению, культура очень хрупкий организм и разрушения, которые уже начались, носят фатальный, необратимый характер. Как  бы стройно не выглядела в теории последовательность  смены приоритетов социально-экономического развития страны, позволив российской культуре разрушиться, мы уже ни за какие деньги не сможем ее восстановить в следующий «отчетный период».

            И надо понимать, что такое отношение к культуре в значительной степени сведет на нет планируемые достижения и в реформе образования, и в повышении качества жизни российских граждан: пустота, которая возникает в умах и душах людей при отсутствии национальной культуры, неизбежно заполняется агрессией, нетерпимостью, социальным и политическим радикализмом.

            В качестве социального индивида человек является творением Культуры Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в Культуре социального опыта. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания. В этом процессе происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических программ общения, поведения и деятельности, составляющих своего рода социальную наследственность. Включаясь в деятельность, благодаря усвоению этих программ человек способен изобретать новые образцы, нормы, идеи, верования и т.п., которые могут соответствовать социальным потребностям. В этом случае они включаются в Культуру и начинают программировать деятельность других людей. Индивидуальный опыт превращается в социальный, и в Культуре появляются новые состояния и феномены, закрепляющие этот опыт. Любые изменения в Культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением Культуры, вместе с тем является и ее творцом.

            Реализуемые сегодня в нашей стране многообразные реформы всех сторон общественной жизни и институтов государства в силу своей небывалой концентрированности во времени привели российское общество к опасной черте, за которой начинается регресс, одичание, превращение общества в толпу, а следовательно неизбежный переход к иным, не демократическим формам управления. История знает к какому итогу приводят такие процессы.

В этом смысле очень показательны результаты социологических обследований последних лет. Если в 1991 г. 79% жителей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра снизилась до 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. только – 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-ые годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня – только в 7%.

            Аудиторско - консалтинговая компания ФБК, готовя исследовательский проект «Сколько стоит Россия», в разделе «Культура и искусство» пришла к следующему общему выводу:

            «Программа социально -экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу  целиком ориентирована на поддержку предложения услуг в сфере культуры и полностью игнорирует вопросы , связанные с формированием и поддержкой спроса в области культуры и искусства . В результате важнейшие с точки зрения стратегии государства содержательные вопросы (как стимулировать интерес населения к упомянутому в программе культурному наследию , как повысить общий культурный уровень , какой должна быть политика в сфере культурного просвещения молодежи ), остаются за рамками стратегии . По сути дела , это означает , что внятная государственная стратегия в сфере культуры , направленная на формирование общественных ценностей и консенсусной идеологии , в настоящий момент отсутствует . Следствием является ситуация, когда рост предложения со стороны традиционных организаций культуры (театров , музеев ) не сопровождается заметным ростом интереса со стороны населения» .

            Чрезвычайно наглядно иллюстрируют отношение авторов и реализаторов наших экономических реформ к культуре такие документы, как Общероссийские классификаторы видов экономической деятельности, занятий, профессий и должностей. В этих незатейливых тезаурусах культуре нашлось место в разделах, объединяющих уборку мусора и ритуальные услуги, при этом деятельность, связанная с культурным и историческим наследием неизменно оказывается в позиции «прочая культурная деятельность, не вошедшая в другие разделы».

            Нет ничего опаснее, нежели рассуждать в связи с этим по типу «хоть горшком назови, только в печку не ставь». Подобные классификации отражают отношение государства, власти к культуре, что чрезвычайно наглядно проявляется и в таких куда более важных документах, как законы о бюджете, о бюджетном устройстве, о разграничении полномочий и так далее.

            Многолетняя борьба за включение в расчет потребительской корзины услуг культуры вылилась в 5% от общего объема затрат на все услуги, что с учетом утвержденного размера прожиточного минимума составляет в среднем по стране 66 рублей 65 копеек в год на одного россиянина.

            При этом ни минимальные социальные стандарты, ни минимальные объемы расходов бюджетов на культуру законодательно не утверждены.

            В таком контексте говорить о законодательном аспекте процессов влияния культуры на формирование инновационной экономики, человеческого капитала, образа жизни можно только как о незамедлительном принятии федерального конституционного закона О культуре, который установит конкретные механизмы обеспечения государством конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на творческую деятельность, который введет наконец нормы, предусматривающие специальное правовое регулирования для сферы культуры таких процессов как поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд, право Российской Федерации и, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований участвовать своими ресурсами в обеспечении деятельности учреждений культуры независимо от уровня их (учреждений) ведения, который, кроме того, установит жесткие границы и правила коммерциализации культурного наследия.

            Учитывая изложенное, мы предлагаем включить в итоговый документ наших слушаний следующие позиции:

            Считать необходимым ускорить разработку и принятие закона «О культуре», включив в него:

позиции об обязательных минимальных нормативах финансирования культуры для федерального бюджета в размере не менее 2% от доходной части бюджета, для бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований – не менее 6% от доходной части соответствующих бюджетов;

норму об увеличении расходов на услуги культуры при расчете потребительской корзины;

норму о праве бюджетов всех уровней участвовать в обеспечении деятельности учреждений культуры независимо от уровня ведения учреждения;

норму об обязательной государственной экспертизе последствий вовлечения объектов культурного наследия в коммерческую деятельность;

норму о специальном регулировании поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд в отношении учреждений культуры, в первую очередь учреждений, осуществляющих хранение культурного наследия народов Российской Федерации;

норму, запрещающую органам власти и их представителям публично отдавать предпочтение одной из национальных культур народов Российской Федерации (императив «политической корректности»).

Направить в Правительство Российской Федерации запрос о причинах отсутствия до настоящего времени подзаконных актов Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Направить в Правительство Российской Федерации запрос о мерах, направленных на сохранение Музейного фонда Российской Федерации, по итогам проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации.

 

            Вместе с тем, представляется, что и законодателям, и профессиональным сообществам необходимо самое пристальное внимание обратить на отечественную правоприменительную практику.

            В нашей стране приняты исключительно прогрессивная Конституция, очень неплохой Гражданский кодекс, множество вполне разумных специальных законов. Но можем ли мы сказать, что правоприменение соответствует духу и букве этих основополагающих законодательных актов?!

            Самым опасным в этой сфере является то, что подмену закона, права «понятиями» допускают не только и не столько граждане, сколько власти.

            Только тогда можно говорить о наличии реальных условий для инновационного развития российского общества и российской экономики, когда никакими соображениями «экономической целесообразности» нельзя будет оправдать разрушение бесценных памятников истории и культуры в наших городах, когда целостность музейного фонда страны будет гарантирована от любых, даже облеченных в самые «богоугодные» объяснения, поползновений, когда государственные телеканалы будут находить в «прайм-тайм» место для мировых премьер наших лучших оперных и театральных спектаклей, не прерывая их рекламой, когда права и достоинство всех национальных культур нашей страны перестанут быть декларацией и начнут соблюдаться в реальной жизни.

 

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #0556a1 #425187 #5f41ea